Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Античность и христианство в трилогии Д.С. Мережковского "Христос и Антихрист"
Дехтяренок, Анна Валерьевна — Петрозаводск, 2004При широчайшей уже прижизненной известности как в России, так и на Западе, творчество Мережковского в течение долгого времени оставалось неисследованным14. Поэтому весь корпус творческого наследия писателя не собран до сих пор: часть его осталась в рукописях, а некоторые работы находятся в периодических отечественных и эмигрантских изданиях...
Архетипика романтического двоемирия в поэтике русского символизма
Севастьянова, Валерия Станиславовна — Магнитогорск, 2004Постановка проблемы нашего исследования обусловлена, таким образом, как общим состоянием вопроса о влиянии романтизма на творчество русских символистов, так и существующими в настоящее время литературоведческими концепциями архетипа. Поэтому, прежде чем формулировать проблему, мы рассмотрим историю этого вопроса, в частности, наиболее характерные...
Астраханский период творчества Н.Г. Чернышевского в контексте его общественно-политических взглядов и литературной деятельности
Багдасарова, Елена Николаевна — Астрахань, 2004В литературе о Чернышевском закрепилась периодизация его жизни, в которой принято выделять три этапа: первый - до переезда в Петербург (1828-1853), второй - время литературной деятельности в «Современнике» (1853-1862), третий - годы тюрьмы, каторги, ссылки (1862-1889)2. Эта периодизация является собственно биографической. С з точки зрения...
Байронизм Лермонтова
Воробьёв, Вадим Петрович — Смоленск, 2004Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит, В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто...
Беллетризованные биографии В.П. Авенариуса "Пушкин" и "Михаил Юрьевич Лермонтов": история, теория, поэтика жанра
Казанцева, Галина Владимировна — Йошкар-Ола, 2004Исходя из этих положений, считаем, что беллетризованная, документальная, научная биографии - разновидности биографии. Беллетризованная биография в свою очередь может существовать в разных жанровых вариантах: романе, повести, очерке и т. д...
Библейские апокрифы в литературе и книжности Древней Руси: историко-литературное исследование
Рождественская, Милена Всеволодовна — Санкт-Петербург, 2004Методика исследования библейских славяно-русских апокрифов, как и любых письменных памятников средневековой культуры, предполагает текстологический, археографический, источниковедческий, историко-литературный аспекты изучения. В зависимости от степени изученности конкретных памятников все названные подходы применялись в той мере, в какой они были...
Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина
Ремпель, Елена Александровна — Саратов, 2004Только начиная с 1980-х годов э щедриноведении появляются работы, где библеизмы в сочинениях сатирика становятся объектом специального рассмотрения: предпринимаются попытки их контекстуального комментирования, устанавливается связь библейских включений с содержанием той или иной сцены, ситуации, с характером персонажа, обнаруживаются новые...
Блез Сандрар и русская литература
Панкова, Ирина Александровна — Тамбов, 2004Такой подход позволяет рассматривать произведения каждого художника слова не только как уникальное и самодостаточное явление, но и как закономерное звено в общелитературном, историческом и общекультурном процессах. Это, в свою очередь, способствует обнаружению важности стилистического приема остраннения, позволяющего в значительной степени...
В.В. Набоков - исследователь русской литературы: приемы организации макротекста
Баканова, Мария Александровна — Иваново, 2004Однако, набоковеды все больше уделяют внимания критической прозе Набокова, обращаясь к ней в поисках помощи в интерпретации романов. Эта тенденция усилилась с выходом в свет русскоязычного текста10 Комментария к «Евгению Онегину»11. Методология анализа набоковской прозы с привлечением Комментария была апробирована (но не отрефлектирована) впервые...
В.Г. Шершеневич: феномен авторской субъективности
Богумил, Татьяна Александровна — Барнаул, 2004Стараниями современных ученых сделано многое, главным образом в заполнении пробелов истории литературы и текстологии, в преодолении политически предвзятых суждений предшественников. Перспективность исследования имажинизма в целом и необходимость более глубокого и всестороннего анализа этого явления подтверждается тем, что в настоящее время...
"Вестник Европы" в литературной и общественной жизни второй половины 1800-х гг.
Велижев, Михаил Брониславович — Москва, 2004Система взаимоотношений власти и общества, сложившаяся в первые годы Александровского царствования, прошло проверку на прочность в экстремальной для страны ситуации - во время войн с Наполеоном 1805-1807 гг. Военные действия требовали от государства специфической информационной политики. Так, организация народной милиции в ноябре-декабре 1806 г...
Внутренний мир драматургии Н.В. Гоголя
Еремин, Максим Александрович — Самара, 2004Ученые давно убедились, что в его творческой системе основополагающими, наряду с обычными аспектами поэтики, являются такие, которые «осуществляют объединение и координацию целого»3...
Воспоминание детства в русской дворянской мемуарной культуре конца XIX-начала XX века
Курнант, Наталия Борисовна — Санкт-Петербург, 2004Гармоничное сознание, каким оно представлено в мемуарном тексте конца XIX века, не стремится к пересотворению жизненного материала и моделированию «образа Я». Естественный контакт с течением жизни связан у мемуаристов с отражательной природой воспоминания и - с созданием текстового эквивалента памяти - мемуаров...
Восток в художественном сознании И.А. Бунина
Чебоненко, Оксана Сергеевна — Иркутск, 2004В современном литературоведении утверждается взгляд на историю мировой литературы как на смену типов художественного сознания: «мифопоэти-ческого», «традиционалистского», «индивидуально-авторского»1. Последний тяготеет к творческому эксперименту, резко увеличивает приток в литературу новых эстетических идей, художественных решений. У писателей с...
Время и пространство в поэзии И. Бродского
Измайлов, Руслан Равилович — Саратов, 2004Пространство в живописи XX в. перестает быть целостным, однородным, строго определенным. Оно начинает "мерцать" (импрессионизм); распадаться на составные части и плоскости (кубизм); "вырождаться" в чисто геометрические формы (супрематизм). П. Филонов средствами пространственного искусства пытается решать проблему изображения времени...
В творческой лаборатории Л.Н. Толстого: Источники, прообраз и образ, литературные связи
Архангельская, Татьяна Николаевна — Орел, 2004Изучение творчества JI.H. Толстого в источниковедческом ракурсе имеет свою историю, определяемую в соответствии с общими рамками развития российского литературоведения...
Гоголь в литературном процессе 1920-х годов
Виноградова, Зоя Владиславовна — Санкт-Петербург, 2004Другим направлением изучения писателя в 19 веке стали исследования биографического и текстологического характера. Вторая половина девятнадцатого столетия была важной вехой в истории издания гоголевского литературного наследства.1Новым этапом в осмыслении жизни и творчества писателя стало первое десятилетие двадцатого века: теперь внимание...
Гулаговская лирика Анны Барковой
Берниченко, Татьяна Георгиевна — Екатеринбург, 2004В 1990 году, через 68 лет после выхода первого сборника, в Иванове увидела свет второй сборник стихов Анны Барковой "Возвращение", половину которого составили произведения её первой прижизненной книги...
Диалогическая природа романов И.С. Тургенева второй половины 1860-х годов
Семухина, Ирина Александровна — Екатеринбург, 2004Изучение романистики И.С. Тургенева отличается большим разнообразием подходов. В тургеневедении можно выделить несколько направлений. Во-первых, это многочисленные исследования, посвященные общей характеристике жизни и творчества, которые содержат фундаментальные научные выводы, сделанные в результате наблюдений над творческой...
Диалогичность эпистолярной поэтики А.С. Пушкина
Омарова, Гюльсара Бейсембаевна — Омск, 2004В системе Бахтина текст мыслится как «всякий связный комплекс (мысли о мыслях, переживаниях, слова о словах, тексты о текстах) [148, 297]. Литературное слово рассматривается в нем как «место пересечения текстовых плоскостей, как диалог различных видов письма - самого письма, получателя и письма, образованного предшествующим культурным контекстом...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- ...
- 238
- Следующая страница »