Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Ф.М. Достоевский в художественном мире М.П. Арцыбашева

Малкина, Ольга Юрьевна — Тамбов, 2005

С. Венгеров, с похвалой отзываясь о ранних рассказах писателя, в последующих его произведениях отметил излишнее подражание стилю Льва Толстого [133; 87...

Ф.М. Достоевский в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского

Краснослободцева, Татьяна Александровна — Тамбов, 2005

Пожалуй, впервые это сделала Е. Колтоновская в 1913 году в статье «Из новейшей литературы», опубликованной в журнале «Русская мысль». Позже, в советскую эпоху, когда творчество Сергеева-Ценского было канонизировано, а имя Достоевского временами и вовсе не вспоминалось, о таком влиянии рассуждать было не принято [4...

Фольклоризм "Уральских рассказов" Д.Н. Мамина-Сибиряка

Коноплёва, Оксана Сергеевна — Екатеринбург, 2005

Подход М. Г. Китайника к фольклору и фольклоризму Д. Мамина, конечно, обусловлен тем временем. Фольклором исследователь считает лишь устную поэзию «трудового народа», фольклор других прослоек общества...

Фольклорные и древнерусские сюжеты и мотивы в творчестве Н.С. Лескова: мифопоэтический аспект

Шкута, Галина Александровна — Новосибирск, 2005

Проблема творческого диалога Лескова и писателей-современников не менее актуальна18. Настоятельно прослеживается мысль о преемственности традиций, о возможности сопоставления творческой манеры Лескова и, например, Писемского, Островского, Салтыкова-Щедрина19, Успенского, Герцена, Мельникова-Печерского20, Достоевского21...

Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого

Кошелева, Ирина Николаевна — Бийск, 2005

Каждый из этих поэтов не ограничивается репрезентацией фольклорного начала в собственно авторском тексте. Творчество B.C. Высоцкого, имея точки соприкосновения с фольклором и унаследовав многие ее родовые черты, содержит художественный пласт схожих между собой культур провансальских трубадуров, французских труверов, немецких майстерзингеров...

Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг.

Моргулева, Ольга Михайловна — Москва, 2005

В 80-е - 90-е годы наметилась тенденция анализировать способы повествования в их связи с идейно-художественными задачами писателей9. Исследование повествовательных форм происходило в основном на сюжетно-композиционном и образном уровнях. Функционирование повествовательных категорий на речевом уровне большей частью оставалось вне поля изучения...

Формы выражения авторской позиции в прозе А.П. Платонова

Юн Юн Сун — Москва, 2005

Судьба романа «Чевенгур» сложилась драматически. Как известно, «Чевенгур» не был напечатан при жизни писателя. Полностью роман стал известен широкому кругу читателей в России во второй половине 1980-х годов. До этого времени лишь в начале 70-х годов были опубликованы некоторые фрагменты и отрывки из романа4...

Функции архетипов и архетипических образов в произведениях П.В. Засодимского

Власенко, Елена Юрьевна — Ульяновск, 2005

В довоенном советском литературоведении творчеству писателей-народников были посвящены только две наиболее значимые работы: «Очерки литературного народничества» В.Буша (1931) и «Народничество в литературе и критике» Н.Ф. Бельчикова (1934...

Художественная аксиология в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого

Абдуллина, Диана Асатовна — Магнитогорск, 2005

Первая тенденция сказывается в панаксиологизированном понимании развития цивилизации и культуры, начиная с античных времен и до нашего времени. То есть получается, что аксиология была и царила всегда, по крайней мере в философии, как некое неявное измерение мысли. Вторую тенденцию можно видеть в различении специфических этапов развития...

Художественная картина мира в прозе С.Н. Терпигорева

Сухоруков, Алексей Львович — Тамбов, 2005

С.Н.Терпигорев в литературе известен также под псевдонимом Сергей Атава. Именно так он подписывал очерки "Оскудение", опубликованные впервые в "Отечественных записках". История возникновения псевдонима достойна внимания, потому что она соотносится с ролью писателя в истории русской литературы, ролью, отводимую им самому себе. "Я случайный и...

Художественная картина мира в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": время, пространство, человек

Ковина, Екатерина Владимировна — Санкт-Петербург, 2005

Таким образом уже с первых откликов в отношении романа «Братья Карамазовы» критики используют категории, близкие к понятию «художественный мир». Однако современная Ф.М.Достоевскому литературная критика подходила к произведениям писателя прежде всего с социально-психологических позиций и, как отмечал К. Мочульский, «людям XIX в. мир Достоевского...

Художественная концепция личности в сонетах русских модернистов

Анисимова, Людмила Геннадьевна — Ставрополь, 2005

Одним из жанров, воплотившим в себе движение времени, формирование и трансформацию личностных основ мироздания, является сонет. Развитие этой жанрово-строфической формы запечатлело весь многогранный процесс становления и утверждения в русской литературе категории личности как «ока, через которое мы видим мир, как свет, в котором мы различаем все...

Художественная концепция личности в творчестве В.Г. Распутина 1990-х - 2000-х годов

Гапон, Екатерина Сергеевна — Армавир, 2005

Разногласия возникают при обращении к типологии личности. Выбор темы данного исследования связан с необходимостью осмыслить различные подходы к определению сущности личности, с нерешенностью проблемы типологии личности. То, что она является основой вопроса о личности, заявлено и диссертантами, и критиками. Например, Д. Казанчиев различает такие...

Художественная концепция судьбы в "Донских рассказах" М.А. Шолохова

Комирная, Наталья Юрьевна — Москва, 2005

Доне» (53. С.43).1 II далее: «Вынашивая замыслы густо заселенного романа, Шолохов сталкивался с теми же людьми, процессами, событиями, конфликтами, о которых он повествовал еще в рассказах. Конкретные жизненные эпизоды, положенные в основу рассказов, легко впитывались многоплановым повествованием, по-новому осмыслялись в нем. Это был не...

Художественная система романов С. Клычкова в мифопоэтическом контексте

Мусиенко, Роман Анатольевич — Краснодар, 2005

Объектом исследования являются романы С. Клычкова «Сахарный немец», «Чертухинский балакирь» и «Князь мира», созданные в 1920-1930-х годах и рассмотренные с точки зрения формирования индивидуально-авторской художественной системы: образов-символов, мифотворчества, концептуальной многозначности...

Художественная феноменология Е.И. Замятина: нравственно-религиозный аспект

Кудрявцева, Ольга Николаевна — Тамбов, 2005

Православная вера так или иначе оказала влияние на мировоззрение и творчество почти всех русских писателей. Совершенно особенное ее воздействие испытали представители русской классики конца XIX — начала XX веков, когда полемика о роли религии и о влиянии ее на нравственное здоровье общества стала неотъемлемой частью философских, идеологических...

Художественная феноменология эмоциональной жизни в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина": стыд и вина

Горьковская, Наталья Владимировна — Волгоград, 2005

Нельзя не отметить работу Э. Бабаева «Анна Каренина» JI.H. Толстого», в которой автор рассматривает роман в его соотнесенности с эпохой. Критиком не оставлены без внимания история написания произведения, анализ философского содержания романа, характеры героев...

Художественная философия и поэтика "малой" прозы Л.Н. Толстого в свете проблемы целостности

Кочешкова, Любовь Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2005

В повести «Казаки» Толстой впервые вышел к изображению широкой картины жизни; установка на изображение всей полноты жизни сохранится у Толстого на протяжении всего творчества. После «перелома», в 1870-е— 1890-е гг., для Толстого-автора будет представлять значительную сложность соединение в произведении свободной художественной мысли, вырастающей...

Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В. Максимова

Соловьева, Елена Викторовна — Москва, 2005

Их сопровождали соответствующие привилегии: повышенные гонорарные ставки, миллионотиражные издания — да еще перед этим одновременная публикация параллельно в нескольких толстых и тонких журналах; высокие премии; уходящие в бесконечность кино- и телесериалы; театральные инсценировки, бодро сколоченные христопродавцами на подхвате»1...

Художественное пространство в рассказах И.А. Бунина 1890-х-1910-х гг. и в повестях "Деревня" и "Суходол"

Кочеткова, Мария Александровна — Ульяновск, 2005

Но уже рассказы Бунина начала 900-х годов вызывают неоднозначные высказывания. Этому способствует общественно-политическая обстановка в России и активное сотрудничество Бунина с горьковским издательством «Знание». Теперь проза писателя рассматривается критикой в двух аспектах: с точки зрения ее художественных достоинств и с точки зрения выраженной...