Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Игровое начало в произведениях А.П. Чехова

Мазенко, Владимир Станиславович — Воронеж, 2004

Научиться понимать жизнь - задача невероятно тяжелая. Отсюда -интуитивная готовность человека сыграть в жизнь, сымитировать соответствие реалиям окружающей действительности. Таким образом, игра зачастую становится для героя едва ли не единственным способом взаимодействия с жизнью...

Игровые стратегии в литературе серебряного века

Граматчикова, Наталья Борисовна — Екатеринбург, 2004

Гадамер следует логике хайдеггеровской мысли, считая, что истина «свершается», будучи не характеристикой познания, а характеристикой самого бытия; преимущественный способ ее свершения - искусство. Гадамер рассматривает игру как структуру, то есть такое значимое целое, которое может быть поставлено повторно. В каждом произведении искусства уже...

Идейно-творческая эволюция Л. Леонова от "Вора" к "Пирамиде"

Осинский, Валерий Аркадьевич — Москва, 2004

Вопрос о пути России на дорогах всемирной истории человечества (одна из сквозных тем философских произведений Л. Леонова) наиболее остро звучит в романах «Вор» и «Пирамида». Россия - ямщик ли это, вечно плетущейся в хвосте обоза самодовольной Европы, а как «спохватятся грозный Иван либо Петруха: доставай из-за голенища кнут, давай догонять да...

Идентификация личности героя в творчестве Сергея Довлатова

Дочева, Клавдия Георгиевна — Орел, 2004

Такое вполне соразмерное достоинствам писателя внимание обусловлено несколькими причинами: масштабом его художественного дарования, стилевым своеобразием произведений, оригинальностью автор...

Идея почвы и образ Христа в русской литературе XIX века

Тупеев, Михаил Альбинович — Магнитогорск, 2004

Иисус во Фландрии»(1837). При создании своей легенды Бальзак использует актуализирующий художественный прием: Спаситель появляется в определенной точке земного шара и в близкий автору момент истории — примерно в ХУИ-ХУШ веке. Почти через полвека, в процессе работы над романом «Братья Карамазовы», русский писатель Ф.М. Достоевский прибегнет к...

Идея преображения мира у русских символистов

Быстров, Вячеслав Николаевич — Санкт-Петербург, 2004

Под «идеей преображения» в данной работе понимается некое умозрительное представление (или, используя выражение А. Белого, некая «текучая представляемость»), нечто рациональное и в то же время внерациональное, доминирующее порой не только на уровне сознания, мышления, но и на уровне чувств, эмоций. «.Понятие не идея, - образно формулировал А...

Идея соборности и ее художественное воплощение в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Стюфляева, Наталья Валерьевна — Липецк, 2004

Представители современного религиозно-философского направления в литературоведении исходят из признания того несомненного факта, что «православный тип духовности формирует магистральный вектор развития русской культуры в целом» (70, 13...

Идея художественного синтеза и роль фольклора в концепции личности в прозе русской литературы конца XIX - начала XX века

Кондрашова, Ирина Игоревна — Майкоп, 2004

Жанр «маленького романа» становится очень популярным в русской литературе, особенно с 70-80-х годов позапрошлого века: обострившиеся социальные отношения в отечественной действительности до предела драматизировали жизнь личности, которую стали воспринимать не только как самоценное (с точки зрения общего гуманизма) звено в общественной иерархии, но...

Из литературной коллекции А.И. Солженицына как явление писательской критики

Автократова, Татьяна Михайловна — Тюмень, 2004

С «Новым миром» у А.И. Солженицына связано многое: судьба впервые опубликованных там произведений, судьба неопубликованного, история взаимоотношений с одним из выдающихся художников XX века Александром Трифоновичем Твардовским. В определённые периоды лицо журнала приобретало чёткую выразительность, сформировавшуюся благодаря составу и качеству...

Имя в системе поэтического языка Велимира Хлебникова

Мельникова, Наталья Александровна — Омск, 2004

Текстологическая проблема и сегодня стоит достаточно остро: фактически невозможно провести четкое разграничение между «законченными» и «незаконченными» произведениями Хлебникова, между основным текстом и его вариантами, поскольку процесс правки, работы поэта над текстом был максимально пролонгирован, фактически бесконечен, и если издателю...

Интерпретация русской критики и литературы в работах А.Л. Волынского

Быков, Антон Валерьевич — Казань, 2004

После революции положительную оценку творчества Волынского дала М. Шагинян, особенно книге о Достоевском, идейный смысл которой она впервые адекватно раскрыла [214]. После смерти критика вышёл сборник воспоминаний о нём с сочувственными статьями Б. Эйхенбаума, А. Горнфельда и др. [204...

Интертекстуальность поэзии В. Брюсова

Сатретдинова, Альфия Хамитовна — Астрахань, 2004

Валерий Брюсов - одна из талантливых и незаурядных личностей начала XX века. Постигая сегодня Брюсова, открывая для себя новые грани его поэзии, мы можем не соглашаться с ним, осуждать внутреннюю противоречивость, свойственную поэту, не принимать его идейных позиций, но мы не можем не...

Исповедальное начало в русской прозе 1960-х годов

Садовникова, Татьяна Валерьевна — Екатеринбург, 2004

Сегодня понятие «шестидесятые» укоренилось в культурном сознании, и, несмотря на то, что человека начала XXI века от тех лет отделяет всего лишь (по историческим меркам) сорокалетняя дистанция, этот период стал уже исторической данностью. В то же время эти годы еще свежи в памяти многих, и прежде всего тех, кого называли и называют...

Исторический роман в начале XX века. Н.А. Энгельгардт

Бутеев, Дмитрий Валерьевич — Смоленск, 2004

Несмотря на то, что в последние годы историческая проза Энгельгардта начинает обретать своего читателя (свидетельство этому её активное переиздание; см.: л. 52), в поле зрения внимательного взгляда литературоведа она ещё не попала. Критики, говоря о ней, ограничиваются поверхностными и далекими от справедливых оценками, как, например, следующей...

История русского моностиха

Кузьмин, Дмитрий Владимирович — Самара, 2004

Сам корпус текстов, находящихся в поле зрения всех трех исследователей, сравнительно невелик: Марков оперирует 22 моностихами 12 русских авторов (в переиздании 1994 г. добавлен еще один текст 13-го автора) — из этих текстов по меньшей мере 8 вызывают, как будет показано нами далее, серьезные сомнения (в том, что это действительно самостоятельные...

Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика

Мирошникова, Ольга Васильевна — Омск, 2004

Основной этап цикловедения конца 1980-х - начала 2000-х годов отмечен более высоким уровнем исследовательской методологии. Первоначальное накопление и систематизация материала позволили создать фундаментальные работы сравнительно-исторического, историко-типологического и теоретического плана...

Кавказская война в русской литературе 1820-1830-х годов

Архиреев, Михаил Викторович — Тверь, 2004

Исторической предпосылкой начала Кавказской войны становится включение в 1801 году Грузинского царства в состав Российской империи, в результате чего северокавказские народы, жившие между Россией и государствами Закавказья оказались без их ведома в составе империи. Большая война на Кавказе стала необратимой с назначением на Кавказ в 1816 году...

Кавказская фабула в русской литературе XIX - XX веков

Степанова, Евгения Анатольевна — Уфа, 2004

Кроме того, изучение модификаций и трансформаций кавказской фабулы позволяет обогатить новыми суждениями злободневную в наше время тему Кавказа в русской литературе, сравнить прежние и новые варианты ее разработки. В этом смысле значение работы выходит за рамки чистого литературоведения. Ведь литературный дискурс, связанный с темой и образом...

Категория памяти в русской литературе XIX века

Коковина, Наталья Захаровна — Тверь, 2004

Особенность человеческой памяти заключается в том, что это уже не естественно-природная, а социально-культурная память, которая для отдельного человека складывается из знания о своём происхождении, о своз м детстве, о своём Я. На философском языке это называется самосознанием, которое, в свою очередь, сопрягается с понятием свободы. Но ни...

К.И. Чуковский - литературный критик 1900-1910-х годов

Кочеткова, Анастасия Александровна — Саратов, 2004

Вопрос о периодизации творчества Чуковского крайне сложен, что М. Петровский связывает с одновременным сосуществованием разнообразных жанров в его художественной практике6. Единственная попытка выделить этапы начального творческого пути предпринята Т. Карловой, которая, со ссылкой на биографов писателя, отмечает работу в газете «Одесские новости...