Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Художественное сознание Н.В. Гоголя и эстетика барокко
Архипова, Юлия Владимировна — Екатеринбург, 2005Обозначив синтетический характер гоголевского феномена, Андрей Белый вместе с тем отмечал барочный характер стиля писателя: «Вместо дорической фразы Пушкина и готической фразы Карамзина - асимметрическое барокко, обставленное колоннадой повторов, взывающих к фазировке и соединенных дугами вводных предложений с влепленными над ними восклицаниями...
Художественно-философская трилогия В.В. Розанова
Полюшина, Вера Геннадьевна — Волгоград, 2005История изучения творчества писателя началась еще при его жизни, несмотря на то, что до революции некоторые произведения мыслителя были запрещены, после революции его работы в России практически не издавались...
Художественные искания в мире публицистики Б.К. Зайцева
Степанова, Татьяна Маратовна — Краснодар, 2005Публицистика русского зарубежья существует в многополярном пространстве и, в свою очередь, образует свой собственный, многополярный художественный мир...
Художественные эксперименты в русской женской прозе конца XX века
Широкова, Елена Викторовна — Ижевск, 2005В отечественном литературоведении эта проблематика осложняется и обостряется еще и фактором многолетней изоляции советских теоретиков и историков литературы от мирового исследовательского опыта, идеологическим прессингом коммунистического мировоззрения, не признававшего за...
Художественный мир русского декадентского романа рубежа XIX - XX веков
Долгенко, Александр Николаевич — Волгоград, 2005Тем не менее, уже на первых порах недолгой жизни декаданса в русской литературе критика предпринимала успешные попытки преодоления смешения исторически сосуществующих понятий декадентского и символистского {Баженов, 1899; Венгерова, 1896...
Циклизация как принцип поэтики П.И. Мельникова-Печерского
Баланчук, Ольга Евгеньевна — Йошкар-Ола, 2005Как отмечалось выше, первые попытки осмыслить творческое наследие Мельникова были предприняты современниками писателя. Именно они заговорили о его выдающемся вкладе в литературный процесс второй половины XIX века, назвав произведения писателя своеобразным эталоном, на который могли бы ориентироваться начинающие литераторы3. Дореволюционные...
Цикл произведений А.М. Ремизова о святом Николае Угоднике ("Николины притчи", "Три серпа"): вопросы истории текста
Рыжова, Надежда Анатольевна — Петрозаводск, 2005Важное место среди прижизненной критики ремизовских текстов занимают работы И. Ильина, который выделял мифотворчество среди других продуктивных характеристик писателя как один из литературных приемов, используемых автором.5 Однако он считал неоправданным «играющее смешивание эпох», «балагурство о священном»,6 перенесение механизма «всесмешивающего...
Человек и мир в романах С.А. Клычкова и традиции русской литературы XIX века
Кудрявкина, Наталья Владимировна — Тамбов, 2005Та же «Литературная энциклопедия терминов и понятий», вслед за предшествующими ей академическими изданиями подобного рода28, трактует традицию как «избирательное и инициативное овладение наследием (прошлого. - Н.К.) во имя его обогащения и решения вновь возникающих задач (в т.ч. художественных)»29. Фонд преемственности относительно литературной...
Человек и мир в творчестве Алексея Прасолова
Чернышева, Инна Сергеевна — Воронеж, 2005Однако у А. Прасолова приглушено очарование родного дома и русской природы - он мыслит космическими категориями. Поэт не только выступает за разумное преобразование природы, но и сам находится в числе тех, кто собственными усилиями перестраивает мир. «Тихие лирики» занимали позицию наблюдателей. С. Чупринин, комментируя строки С. Дрофенко «Но кто...
Четыре типа русской словесной культуры
Виролайнен, Мария Наумовна — Санкт-Петербург, 2005В русской истории сменилось несколько эпох, отличных друг от друга не только ведущими идеями или ценностями, не только экономическими, государственными или идеологическими ориентирами - но именно ключевыми устрояющими принципами миропорядка. И хотя процесс этот происходил со свойственной истории прихотливостью, тем не менее, в нем усматривается...
"Чеховское слово" в творчестве Е.И. Замятина
Губанова, Тамара Васильевна — Тамбов, 2005Творчеству Е.И. Замятина посвящены материалы Первых Российских Замятинских чтений (Тамбов, 1992), Юбилейных Вторых, Третьих, Четвертых и Пятых международных Замятинских чтений (Тамбов, 1994, 1997, 2000, 2004)', а также материалы Замятинской конференции в Лозаннском университете «Новое о Замятине. Сборник материалов» , давшие новые импульсы к...
Эволюция исследовательского метода М.О. Гершензона
Хрусталева, Анна Владимировна — Саратов, 2005Гершензон проявил себя и как переводчик. В 1915 году в его совместном с В.Ивановым переводе вышла книга в серии «Памятники ^ мировой литературы», посвященная Петрарке. Это издание стало первым в...
Эволюция смехового мира в русской стихотворной комедии и "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Широнина, Юлия Борисовна — Оренбург, 2005Ю. Тынянов обращается к анализу сюжета и характера конфликта в «Горе от ума». Исследователь понимает смех Чацкого не только как отличительную черту характера умного героя, но и как важнейшую движущую силу комедии. По словам Тынянова, в основе конфликта Чацкого и фамусовского мира лежит различное понимание ума, однако предлогом для клеветы на...
Экзистенциальная проблематика прозы Сигизмунда Кржижановского
Горошников, Виталий Владимирович — Ярославль, 2005Первые литературоведческие работы, посвященные исследованию прозы Сигизмунда Кржижановского, появились уже более десяти лет назад (в 90-е годы - ближе к середине), однако и сегодня считать ее по-настоящему изученной не приходится...
Эпистолярное наследие Н.В. Станкевича в контексте литературного движения 1830-х годов XIX века
Коневец, Светлана Николаевна — Саратов, 2005...
Эстетика и поэтика обэриутов
Коновалова, Анна Юрьевна — Уфа, 2005Изучение наследия обэриутов началось во второй половине 1960-х годов, когда Я.Друскин, хранивший архивы своих друзей, счел возможным ознакомить с творчеством АВведенскош и ДХармса молодых филологов ААлександрова и ММейлаха. Тогда же, в 60-е годы, вспомнили о поэте и прозаике К.Вагинове, поя...
Автор в структуре лирических произведений И. Анненского
Боровская, Анна Александровна — Астрахань, 2004В статьях, посвященных анализу творчества И. Анненского, упоминания о раздвоенности лирического сознания носили эпизодический характер и сводились к констатации факта. Исследователи не ставили перед собой задачу выделить возможные варианты авторского присутствия в текстах И. Анненского, а взаимодействие «я» им «другого» нередко сводилось к...
Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина
Бобровская, Ирина Викторовна — Барнаул, 2004С.М. Козловой, «.Начиная с первых публикаций, произведения Шукшина как будто легко и просто вписываются в "текст любой культуры", будь это соцреализм оттепельной формации 1950-1960-х, или "онтологический реализм" "застойных" 1970-х, или постмодернизм 90-х, но оставляют при этом весьма заметный зазор, определяющий качество и меру собственного...
"Александрийские песни" М. Кузмина
Неганова, Оксана Николаевна — Санкт-Петербург, 2004Самого Кузмина эта «непонятость» не пугала. В частности, в письме к Вячеславу Иванову он замечает: «Блок пишет, что я сам виноват, что "большая публика" не видит моего настоящего лица. Но кто хочет, кто может, - видит, и не довольно ли этого?»7. Имеется в виду следующее высказывание А. Блока: «Кузмин теперь один из самых известных поэтов, но такой...
Анна Ахматова-биограф и исследователь Николая Гумилева
Казанцева, Анастасия Александровна — Москва, 2004Культура эпохи Серебряного века в последнее время становится предметом пристального внимания не только специалистов-культурологов, искусствоведов и литературоведов, но и самых широких кругов читающей публики. Отчасти этот феномен объясняется поиском аналогий между концами XIX и XX веков, стремлением в конце XX — начале XXI века, когда...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- ...
- 238
- Следующая страница »