Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Дилогия З.Н. Гиппиус (романы "Чертова кукла" и "Роман-царевич") в контексте развития русского социально-политического романа XIX - начала XX века
Алексеев, Кирилл Васильевич — Москва, 2004Параллельно в исследовании сделана попытка объективного, непредвзятого рассмотрения наиболее интересных и значимых, по нашему мнению, социально-политических романов XIX и начала XX века...
Дилогия С.Н. Сергеева-Ценского "Преображение"
Нарбекова, Оксана Владимировна — Тамбов, 2004В творческой судьбе Сергеева-Ценского на сегодняшний день остается немало «белых пятен». Одно из них — история художественного воплощения, развитие замысла, художественно-философской концепции, характеров дилогии «Преображение» (1910-1927), перипетии ее публикации. Два романа, входившие в состав дилогии, никогда не публиковались вместе как единое...
Динамика концепций судьбы и свободы в творчестве Ф.М. Достоевского
Бузина, Татьяна Вячеславовна — Нью-Хейвен (США), 2004Значимость проблемы судьбы и свободы для Достоевского трудно переоценить. Его напряженный интерес к преступлению - это проявление жгучего желания понять, что движет людьми, которые могут поджечь родное село или взойти на на костер за свои убеждения. Попытка раскрыть тайну человеческой души, выраженной в действии, логическим образом...
Дискурс свободы в русской трагедии последней трети XVIII - начала XIX вв.
Куницына, Елена Николаевна — Екатеринбург, 2004И. Берлин, философ и историк XX столетия, в центре внимания которого всегда так или иначе оставалась идея свободы, выделил два центральных, по его мнению, значения свободы, которые определил как «негативная» и «позитивная» свобода. «Негативная» свобода, или, как называет ее Берлин, «свобода от», - это сфера невмешательства власти в любом ее...
Драматургия Л.Н. Толстого в контексте исторической поэтики
Шульц, Сергей Анатольевич — Ростов-на-Дону, 2004Научная новизна исследования состоит в выработке особой стратегии изучения толстовской драмы, которая позволит увидеть последнюю в максимально целостном "виде,' на пересечении различных жанровых моделей и традиций. Впервые поставлен вопрос о значении для Толстого античной драмы, театра Шиллера, о месте Толстого в истории европейской драмы как...
Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелева "Пути небесные" в контексте переписки автора с И.А. Ильиным
Селянская, Ольга Викторовна — Тамбов, 2004В критике русского Зарубежья роман «Пути небесные» оценивался как слабое произведение, по своим художественным достоинствам значительно уступающее предшествующему творчеству писателя, особенно повестям «Лето Господне» и «Богомолье», которые считаются вершинными произведениями Шмелева. Например, известный критик Г. Адамович обвинял писателя в...
Евразийство и русская литература 1920-1930-х годов XX века
Хэ Фан — Москва, 2004Именно поэтому термин «Евразия» в трактовке евразийцев не ограничивается его географическим смыслом, а включает в себя «некоторую сжатую культурно-историческую характеристику» российского мира, который сочетает «культурно-исторические элементы «Европы» и «Азии» и «не является, в то же время, в полной аналогии с природой, географически - ни...
Е.И. Замятин и его современники
Баранова, Ирина Ивановна — Тамбов, 2004Совмещение в одной творческой личности художника и публициста - явление не новое для литературы. Исследование писательской публицистики позволяет осмыслить сложную культурно-историческую эпоху, так как она, как отмечает А.С.Елеонская, как раз тот вид творчества, в котором «наиболее скон-центрированно и открыто выражены основные идеи своего...
Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова
Корнев, Василий Сергеевич — Москва, 2004Уже в августе сорок первого он уходит наг фронт, служит в саперных войсках - полковым инженером, заместителем командира саперного батальона. До той поры, пока в июле 1944 года в Люблине пуля немецкого снайпера не перебила ему правую плечевую кость: рука была парализована - пуля задела нерв...
Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова "Семь дней творения"
Сенкевич, Анна Викторовна — Тамбов, 2004Хотя в последнее десятилетие творчество этих художников слова интенсивно изучается, между тем остается неисследованным множество вопросов, среди которых один о том, что делает эти произведения романами и как вписываются они в контекст романного развития русской и мировой литературы в целом. Романы Владимира Максимова не являются в данном смысле...
Жанрово-стилевая система прозы В.А. Жуковского
Айзикова, Ирина Александровна — Томск, 2004Не меньшую роль в понимании прозы Жуковского, ее эволюции играют статьи конца 1840-х гг., посвященные переводу «Одиссеи» 10, в которых очень остро была поставлена проблема национального эпоса и роли эпического начала в творческом развитии первого русского романтика. Особое значение имеют, конечно, отзывы Н. В. Гоголя, который подчеркивал важность...
Жанрово-стилевое своеобразие поэзии С.В. Викулова
Васильева, Ольга Юрьевна — Тверь, 2004Сам поэт говорит, что его можно назвать счастливым человеком2, что ему повезло в жизни, т.к. он не погиб на войне. Но вот свою писательскую судьбу удачливой назвать не может - слишком мало в ней располагало к творчеству. Главная причина - шесть долгих лет войны, поэтому только в 1949 году в Вологде вышел первый сборник стихотворений. «Мое начало...
Жанрово-стилевое своеобразие поэзии Сергея Васильевича Викулова
Васильева, Ольга Юрьевна — Тверь, 2004Сам поэт говорит, что его можно назвать счастливым человеком2, что ему повезло в жизни, т.к. он не погиб на войне. Но вот свою писательскую судьбу удачливой назвать не может - слишком мало в ней располагало к творчеству. Главная причина - шесть долгих лет войны, поэтому только в 1949 году в Вологде вышел первый сборник стихотворений. «Мое начало...
Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80-90-х годов XIX века
Жирунов, Павел Геннадьевич — Пенза, 2004Подобный охват произведений не является надуманным, искусственным, так как обусловлен авторским художественным замыслом, Н.С. Лесков сам объединил их в рамках различных циклов1...
Журнал "Русская Мысль" 1907-1918 гг. Редакционная программа, литературно-философский контекст
Гапоненков, Алексей Алексеевич — Саратов, 2004Биография и труды Струве10, особенно сегодня — в России, привлекают к себе немалый исследовательский интерес историков, философов, социологов, экономистов, политологов11: перед ними вырастает фигура большого исторического масштаба и огромной культурной памяти, зачинателя, протагониста и критика многих идейных движений конца XIX - первой трети XX...
З.Н. Гиппиус: поэзия как "текст культуры"
Архипова, Ольга Юрьевна — Горно-Алтайск, 2004На сегодняшний день в отечественном литературоведении нет целостной картины исследования ее наследия. Современная литературная критика считает поэзию 3. Гиппиус вторичной системой, охотнее занимаясь ее эпистолярным, мемуарным, критическим наследием...
З.Н. Гиппиус : прозаик и поэт
Дмитриевская, Лидия Николаевна — Москва, 2004Исследование творчества этого писателя, поэта, драматурга, литературного критика, религиозного мыслителя в России можно условно разделить на три периода...
Зрительная культура и русская литература конца XVIII - начала XIX века
Торияма Юсукэ — Москва, 2004Вторая задача заключается в том, чтобы объяснить свойственную представителям образованного общества конца ХУ1П - начала XIX века манеру видения, которая обнаруживается в литературных произведениях. Вызывает интерес одна идея, связанная со своеобразной манерой видения: идея «живописности». Согласно ей, окружающий мир воспринимается как картина...
И. Бунин и В. Набоков: проблемы поэтики
Кириллина, Ольга Михайловна — Москва, 2004Безусловно, резкие выпады Бунина против Набокова и ироничные отзывы Набокова о Бунине не могли не ослабить интерес исследователей к проблеме отношений этих художников. Но куда интереснее прямых высказываний диалог в творчестве, более сложный и тонкий. Ведь не зря, несмотря на ироничный тон, Набоков в «Других берегах» Бунину посвятил слов больше...
И.В. Гете в восприятии А.П. Чехова и литературно-критический процесс 60-90-х годов XIX века
Коваленко, Татьяна Вильямовна — Москва, 2004Первым критиком, который попытался провести параллели между творчеством Чехова и Гете, был Д.С.Мережковский. В статье «Старый вопрос по поводу нового таланта», опубликованной в 11-ом номере «Северного вестника» за 1888 год, он сравнивает героя рассказа «На пути» Лихарева и гетевского Фауста. По мнению современной исследовательницы Е.Толстой, эта...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- ...
- 238
- Следующая страница »