Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

"Записки из подполья" Ф.М. Достоевского в контексте авторского мифа о богоборчестве

Кулибанова, Ольга Сергеевна — Арзамас, 2010

Неслучаен в связи с этим и явно выраженный* методологический интерес к использованию мифопоэтического подхода* для интерпретации художественного наследия, и: культурной традиции: Ведь «миф проявляет себя в каждой сфере культуры и в каждом культурном феномене»1. «Миф и культура — единое, нерасторжимое целое, в котором миф являет собой его...

Записные книжки Вен. Ерофеева 1960-х годов в составе авторского сверхтекста

Смирнова, Елена Евгеньевна — Иваново, 2010

Ерофеев В. Записки психопата. Первая публикация полного текста. М., 2004. щенную картину они не сведены. Существует ряд подходов к описанию стиля Ерофеева на материале поэмы «Москва - Петушки». Их значимость и ценность неоспоримы. Однако составить целостное представление о стиле писателя на основании одного изученного текста трудно. Безусловно...

И.А. Бунин и С.А. Есенин: соотношение поэтических миров

Крицына, Евгения Юрьевна — Елец, 2010

Общий культурный фон также стал объединяющим «компонентом», связывающим на первый взгляд кажущихся противоположными литературные направления, школы, течения, творческие индивидуальности...

Идейно-эстетические принципы "парижской ноты" и художественные поиски Бориса Поплавского

Кочеткова, Ольга Сергеевна — Москва, 2010

Возможно, труднодоступность произведений многих молодых авторов русского литературного зарубежья отчасти объясняет лакуну, образовавшуюся в отечественном литературоведении: большая часть работ, посвященных творчеству русских «парижан», — это статьи в энциклопедических, научных или учебных изданиях2...

И.И. Панаев как литератор

Карева, Анастасия Юрьевна — Москва, 2010

Поскольку пародия как таковая в XX веке часто становилась предметом внимания не только историков литературы, но и теоретиков, маска Нового поэта обсуждалась, и в различных аспектах...

Именование памятников письменности в истории русской словесности XI-XIX веков

Крутова, Марина Семеновна — Москва, 2010

Прежде всего следует уточнить сам предмет исследования с точки зрения системно-типологического анализа, введя такое понятие как 'номинативные комплексы'. В рукописной книге имеются названия, которые могут располагаться как на внешней стороне рукописи (на крышках, на корешке переплета, на обрезе), так и внутри ее (на обороте крышек переплета, на...

Инока Фомы "Слово похвальное" и книжная традиция

Хафизова, Ольга Ринатовна — Москва, 2010

С момента открытия?памятника — 1908 г. — исследовались лишь частные: стороны произведения: или оно: привлекалось, в ряду с другими в качестве иллюстративного материала;. На сегодняшний день в современной научной литературе нет монографического исследования* посвященного специфике з взаимодействиям разностилевых компонентов, присутствующих в...

Историческая личность в интерпретации Д.С. Мережковского-художника

Билибина, Инна Александровна — Орел, 2010

Основой литературы является антропоцентризм, сосредоточенность на человеческой личности. Но в разные периоды на первый план выходят различные ее аспекты. Так, например, для критического реализма было характерно обращение внимания, в первую очередь, на общественные отношения человека, то есть писатели стремились показать героя в его социальной...

К.Д. Бальмонт - переводчик армянской поэзии

Даллакян, Армине Вачагановна — Иваново, 2010

Однако качество переводов, сделанных К. Бальмонтом, но сей день вызывает много споров. Впрочем, и его оригинальное творчество оценивается отнюдь неоднозначно. Тем не менее значительность корпуса переводных текстов этого поэта Серебряного века делает, по нашему...

"Книга публициста": проблемы жанрового своеобразия и современного функционирования

Никитин, Андрей Анатольевич — Иваново, 2010

Между тем, публицистическая деятельность этих и многих других писателей рассматривается как играющая вспомогательную, служебную роль по отношению к собственно литературному творчеству. Тем самым оттеняется...

Колористическое искусство прозы Ф.М. Достоевского 1860-х годов

Степанова, Елена Валерьевна — Саратов, 2010

По мнению учёных, «культурное окружение» позволяет рассматривать творчество писателя не как изолированный, индивидуальный, творческий акт, а в его отношении с определенной культурной традицией, в русле которой оно «существует, движется, социально осуществляется»8, открывает новые возможности для «научного постижения феномена художественности»9...

Коммуникация как объект изображения в книге М. Горького "Жизнь Клима Самгина"

Маркович, Алёна Владимировна — Владивосток, 2010

Интерес литературоведов к известным и неизвестным произведениям «академиков» соцреализма в последние десятилетия значительно возрос. Сейчас, в отличие от 80-х - начала 90-х, активно открывавших новые имена и произведения, наблюдается тенденция к углублению изучения того, что казалось давно усвоенным. Это обусловлено необходимостью более...

Конфликтосфера романа В.М. Шукшина "Любавины" в динамике реализации творческого замысла автора

Ильичева, Яна Николаевна — Воронеж, 2010

Следует отметить известное единство шукшиноведов в определении социально-психологического шукшинского типажа: «чудик», «странный», «эксцентричный», «дурачок». Н.А.Биличенко, исследуя художественный мир В.Шукпшна, сближает тип «чудика» с фольклорным образом «дурака»; по её мнению, основной составляющей характера «чудика» является национальное...

Концептуализация национального в русском историософском романе ситуации рубежности

Бреева, Татьяна Николаевна — Екатеринбург, 2010

Вместе с тем активизация исследований в сфере национального в равной степени поддерживается как глобализационными процессами, так и тенденцией антиглобализма. В первом случае это связано с выработкой мультинациональных конструктов, предполагающих необходимость...

Концептуалистская стратегия как жанрообразующая система творчества Д.А. Пригова

Погорелова, Ирина Юрьевна — Пятигорск, 2010

Признанный теоретик искусства Пригов обосновывает пути развития современного словесного и изобразительного творчества и воплощает актуальные художественные практики («новая антропология», «новая искренность», реди-мэйд) в своих произведениях. Наряду с А. Монастырским...

Концепция личности в русской литературе первой трети XIX века в свете христианской аксиологии

Жилина, Наталья Павловна — Москва, 2010

В современном общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что любая национальная культура в своих истоках религиозна и ее характер и своеобразие обусловлены в первую очередь влиянием той религии, которая стала основой мировоззрения, системы ценностей, нравственности и всего уклада жизни народа. Таким образом, тип любой национальной...

"Красное колесо" А.И. Солженицына и традиции романа-эпопеи в русской литературе XIX-XX вв.

Тихомирова, Екатерина Сергеевна — Кострома, 2010

Одной из малоисследованных сторон произведения является его жанровая специфика, анализ которой позволит выявить мировоззренческие и эстетические позиции одной из ключевых фигур отечественной литературы XX столетия. Несмотря на то что всё большее число исследователей обращается к системному изучению как всего творчества Солженицына (Ж. 4...

Культурная память и логика текстопорождения в творчестве М.А. Булгакова

Иваньшина, Елена Александровна — Воронеж, 2010

Как хранилище, вместилище текстов пространство культурной памяти отграничено от реальности6 и в определенном смысле самодостаточно (тяготеет к герметичности). Культурная память окружена охраняемыми границами и нуждается в специальной заботе; причастность к культурной памяти всегда дифференцирована: с одной стороны, она обязывает к участию, с...

Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе Русского Просвещения

Приказчикова, Елена Евгеньевна — Екатеринбург, 2010

Ситуация меняется в 70-е годы XVIII века, когда «начинает заметно ощущаться тенденция к реальному спаиванию культуры в одно целое. Это проявляется, прежде всего, в стремлении - пока еще зарождающемся - восстановить непрерывность национальной традиции и обратиться к допетровской словесности. Реализуется оно в стремлении сблизить светскую и...

Лирика И.С. Рукавишникова в контексте поэзии русского символизма

Лалетина, Ольга Сергеевна — Санкт-Петербург, 2010

Высшем* литературно-художественном институте им. В. Брюсова, в 1919— 1921* гг. возглавлял Дворец Искусств в Москве. Воспоминания, рецензии, письма1, и- другие документы первой трети XX в, (программы, поэтических вечеров, отчеты О'заседаниях Дворца" искусств и т. д.) свидетельствуют о том, что*- Рукавишников? несомненно был значимой- фигурой своей...