Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Лирика Ф.И. Тютчева

Дубовскова, Елена Николаевна — Самара, 2010

Предметом исследования на уровне поэтики стали диалогические формы выражения авторского самосознания в философской, историософской и любовной лирике Ф. Тютчева: активная апелляция к читателю, человеческому сообществу, авторская программа духовно-нравственного преображения и спасения русского человека и мира, переживающих состояние...

Литературная позиция О.И. Сенковского в 1830-х гг.

Назарова, Нина Владимировна — Москва, 2010

В данной работе предпринята попытка реконструировать посредством микроанализа литературную позицию Сенковского 1830-х годов. В центре внимания - три повести, опубликованные в «Библиотеке для чтения» в 18351836 годах под псевдонимом «А. Белкин». Несмотря на то, что Сенковский в своей литературно-журнальной деятельности регулярно пользовался...

Литературная репутация М.Н. Лонгинова: 1850-е - 1870-е годы

Трунин, Михаил Владимирович — Москва, 2010

Никто не мог ожидать, что из тогдашнего добряка, лентяя, вечно острящего над цензорами, Лонгинова, сделается через несколько лет самый ужасный преследователь печати. <.>. Лонгинов, сделавшись начальником над цензорами, на которых прежде сочинял шутовские стихи, запретил дальнейшее печатание фельетонов Чернокнижникова, так что Тургенев и Боткин не...

Литературное наследие В.А. Смоленского

Данилов, Александр Геннадиевич — Москва, 2010

Огромным успехом пользовались ежегодные литературные вечера, посвященные поэзии Смоленского. Нередко в их программу включались положенные на музыку произведения поэта, исполненные известными в Русском зарубежье артистами: Анной Смирновой-Марли, Ириной Энери, Елизаветой Кедровой и др. Сохранилось множество воспоминаний о неповторимом...

Литературно-критическая деятельность В.П. Буренина: генезис, эволюция, критический метод

Игнатова, Ирина Борисовна — Москва, 2010

Именно в контексте этих общих тенденций литературной критики и журналистики 1870-х - 1880-х гг., по нашему мнению, и необходимо рассматривать литературно-критическую деятельность Буренина...

Литературные ассоциации в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"

Дубеник, Елена Алексеевна — Москва, 2010

По Бахтину, «порог» - граница миров «я» и «другой» причем, «другой» - непременно «чужой», потенциальный или реальный соперник, враг. Диалог, происходящий на этой границе Vи раскрывающий, как считает Бахтин, «глубины души человеческой», по существу сводится у исследователя поэтики Достоевского к дурной бесконечности отстаивания за собой последнего...

"Лица святых от Иисуса к нам" в контексте художественно-философских исканий Д.С. Мережковского периода эмиграции

Атрохин, Андрей Михайлович — Москва, 2010

Между тем, творчество писателя периода эмиграции еще находится в процессе предварительного изучения. И здесь актуально обращение к последней прижизненно изданной книге писателя — «Лица святых от Иисуса к нам», отражающей не только ужас ожидания новой катастрофы, которая, по мысли Мережковского, на сей раз поглотит всю Европу, но и потребность с в...

Малая проза Андрея Платонова

Колесникова, Елена Ивановна — Санкт-Петербург, 2010

Органическим продолжением этой работы по публикации рукописных текстов, а также их разноуровневого комментирования стало контекстное изучение малой прозы Андрея Платонова. Это позволило выявить ее литературный генезис, установить типологические связи с рядом литературно-эстетических концепций первой трети XX века и с современным писателю...

Малая проза в "Дневнике писателя" Ф.М. Достоевского: особенности жанровой природы и речевой организации

Бакирова, Лена Рифхатовна — Магнитогорск, 2010

Форма «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского, по наблюдению ученого, родилась как синтез единоличного русского журнала XVIII века и жанра романа-исповеди. Существенным является ее наблюдение о том, что в ткани публицистики единоличного журнала сливаются два способа мышления - научный и художественный, что было характерно и для моножурнала...

Маленькая трилогия А.П. Чехова

Шацев, Владимир Натанович — Санкт-Петербург, 2010

Часто встречающееся игнорирование фигуры рассказчика, по мнению Джона Фридмена, искажает смысл трилогии: «The teller in each story is a prominent figure in his own right: Burkin spins such a skewed tale that he cannot but be considered an active focus of the reader's and narrator's attention ; in "Goosberries", there is an overt indication that...

Массовая литература как объект скрытой рекламы: литературный продакт плейсмент

Полетаева, Оксана Борисовна — Тюмень, 2010

Несмотря на то, что за рубежом уже возникла целая индустрия, занимающаяся продакт плейсмент, и в частности литературным продакт плейсмент, теоретических разработок этой темы практически нет...

Межкультурный диалог в русской малой прозе 20-х годов XX века

Подобрий, Анна Витальевна — Москва, 2010

Особенно заметен был интерес русской литературы и русского читателя к «русскому» Востоку и Степи, нашедший свой выход через описание образов калмыка и тунгуса, киргиза и казаха, цыгана и черкеса, Хаджи Мурата (Л.Толстой) и Черного араба (М.Пришвин...

Метасюжет поэзии В. Хлебникова: преодоление разобщенности мира

Михалик, Елена Александровна — Пермь, 2010

Если в 80-90-е годы XX века отечественным литературоведением осуществлялось по-преимуществу собирательство ранее недоступных для советского филолога архивных материалов, мемуарного и эпистолярного наследия, художественных- текстов и их первичное комментирование, а в начале 2000-х внимание исследователей в значительной- степени переместилось на...

Метафизическая парадигма в русской литературе 1970-х годов: формирование, структура, эволюция

Перепелкин, Михаил Анатольевич — Самара, 2010

Необходимость метафизики в рассматриваемый исторический период была вызвана стремлением семидесятников найти такие основания вначале индивидуального, а потом - и всеобщего бытия, которые обеспечили бы возможность разговора о человеке и мире. Ставя предельные вопросы, семидесятники стремились доказать право человека называться человеком в ситуации...

Мифопоэтические аспекты творчества В.С. Высоцкого

Климакова, Екатерина Валерьевна — Новосибирск, 2010

Таким образом, в современном высоцковедении отсутствуют работы, выстраивающие общую теорию на материале всего многообразия мифологических элементов, реализовавшихся в творчестве поэта. С нашей точки зрения, ни одна из так или иначе воплотившихся в поэзии Высоцкого...

Мифопоэтические мотивы и модели в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Маурина, Светлана Юрьевна — Арзамас, 2010

Обращение писателя к мифу приводит к усложнению художественной структуры, смысловой многоплановости произведения, появлению различных форм иносказания. Стремление осмыслить миропорядок в архетипических сюжетах и образах находит выражение в обращении писателя как к славянской мифологии и фольклору, так и образам, близким православному, религиозному...

М.Н. Муравьев и античность

Прокопьева, Лилиана Борисовна — Томск, 2010

Время М.Н. Муравьева (конец XVIII - начало XIX веков) - переломный период в истории мировой и русской культуры, когда сошлись две системы: классицизм и сентиментализм — и обе обратились к античности. Влияние античности на литературный процесс этого времени огромно. По мнению A.B. Михайлова, «античность участвует в самом бытии этого этапа...

Мотив "Второго Пришествия Христа" в русской литературе XIX-XX вв.

Бирюзова, Надежда Александровна — Москва, 2010

В мифах содержатся в зачаточном виде элементы будущего народного искусства, словесного и изобразительного, где проявляется прежде всего, как отмечает А. Ф. Лосев, естественная потребность человека искать объяснения для того, что его окружает : как возникла вселенная и как она функционирует, откуда произошел человек, каковы функции и взаимосвязи...

Мотивная структура лирики Саши Черного

Тиботкина, Наталья Александровна — Тверь, 2010

В конце 80-х годов XX века массовое обращение читателя к «забытым» страницам литературы русского зарубежья вернуло неподдельный интерес и к фигуре этого поэта. Феномен лирического мастерства Саши Черного привлек пристальное внимание исследователей и литературоведов, в первую очередь обратившихся к изучению его жизни и художественного наследия...

Мотивное поле концепта "тоска" в лирике М.И. Цветаевой периода эмиграции

Старостина, Светлана Александровна — Тамбов, 2010

Творческое наследие М.И. Цветаевой (1892-1941) периода эмиграции является неотъемлемой частью самого феномена литературы русского зарубежья. Именно писатели-эмигранты отразили в своих произведениях жизнь многомиллионной армии русских людей за пределами России, их отношение к новому бытию, эмоциональное и душевное состояние, духовно-нравственные...