Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Деревенские рассказы и повести И.А. Салова в контексте демократической и народнической прозы 1860-1880-х годов

Смурыгина, Татьяна Владимировна — Кострома, 2009

У нас есть огромная литература «второстепенных», которую мы совсем не знаем и которая может дать чувству и мысли значительно больше того, что дают сейчас» [19; 418], — говорил М.Горький, который постоянно напоминал нам еще и о другом: «. поле наблюдений старых, великих мастеров слова было странно ограниченно, и жизнь огромной страны, богатейшей...

Диалог античной и христианской традиций в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"

Щетинин, Роман Борисович — Томск, 2009

Как и многие его писатели-современники, Фёдор Михайлович Достоевский ставил в своих произведениях острые и злободневные вопросы, поднимал общечеловеческие, морально-нравственные, религиозно-философские и этические проблемы. Взгляд писателя, острый и пронзительный, точно высвечивал все пороки современной ему действительности, предвидел трагедию...

Диалогическая основа русской лирики первой трети XIX века

Федосеева, Екатерина Николаевна — Москва, 2009

А.А. Смирнов представляет лирическое произведение в виде «своеобразного поля переживания лирическим субъектом факта, события и даже процесса, происходящего в действительности. Основой же лирического художественного образа является наличие идейно-смысловой напряженности между полюсами объекта и субъекта. Граница между лирическим и нелирическим...

Динамика контекстовых форм в творчестве Я.П. Полонского

Назарова, Ирина Сергеевна — Омск, 2009

Творческая деятельность Я.П. Полонского относится к числу недостаточно изученных и неоцененных явлений XIX в., хотя особенности художественного мира писателя попадали в поле зрения критики и исследователей...

Драматургический сюжет М.А. Булгакова

Казьмина, Ольга Александровна — Воронеж, 2009

Однако следует отметить неравномерное обращение к многожанровому наследию Булгакова: преимущественно внимание уделяется эпическим произведениям, драматургия же охватывается не в полной мере. Вместе с тем в булгаковедении закрепилась устоявшаяся точка зрения, что произведения писателя необходимо изучать как единый текст (В .И. Немцев [1991] 4...

Е.И. Замятин и Ю.П. Анненков: проблема творческого взаимодействия

Дзайкос, Элени Николаевна — Тамбов, 2009

Итак, Замятин считал Анненкова одним из зачинателей нового направления в искусстве. Творчество художника с внутренним динамизмом композиции и смелостью в совмещении разнородных элементов как раз и пролагает, согласно Е.И. Замятину, новый путь в искусстве, соответствующий духу времени — «синтетизм». О портретах Анненкова Замятин писал: «В них...

Екатерина II и русская придворная драматургия в 1760-х - начале 1770-х годов

Евстратов, Алексей Григорьевич — Москва, 2009

Г) Ср. с периодизацией истории русской литературы: Стенник Ю.В. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. // XVIII в. Сб. 16. JI., 1989. С. 17-31. видимому, была воспринята Екатериной в идеологическом контексте елизаветинской эпохи, но более последовательно и успешно реализована. Не только театральная политика, но и администрация и...

Жанр жития в тверской литературе XVI-XVIII веков

Мещерякова, Лариса Яковлевна — Тверь, 2009

Наиболее обширным является корпус научных текстов, связанных с изучением тверской литературы (в агиографическом аспекте), рассматривающих материал с точки зрения исторической, источниковедческой...

Жанр комической поэмы в русской литературе второй половины XVIII - начала XIX вв.: генезис, эволюция, поэтика

Казакова, Любовь Алексеевна — Москва, 2009

Последняя треть XVIII - начало XIX вв. — важнейший этап в развитии русской литературы: в это время в ней намечаются тенденции, ведущие к смене порождающих принципов творчества, связанной с преодолением эйдетической (традиционалистской) поэтики и постепенным утверждением по...

Жанровая модель мира в произведении Д.Е. Галковского "Бесконечный тупик"

Оробий, Сергей Павлович — Владивосток, 2009

Несмотря на значительный резонанс, вызванный фрагментарными журнальными публикациями произведения в 1992-1994 гг., объектом системного анализа литературоведов сложная культурфилософская концепция Галковского и неоднозначная жанровая форма её воплощения до настоящего времени не становились: не ставилось вопроса ни о специфике представленной автором...

Жанровая природа романа Константина Вагинова "Козлиная песнь"

Орлова, Мария Александровна — Санкт-Петербург, 2009

Вагинов был одним из русских авторов, которого М. Бахтин советовал европейским литературоведам переводить на западе. «Как прозаик он был замечателен, очень интересен. Новатор. И до сих пор совершенно непонятый и неоцененный <.> с одной стороны -детализация мелкая, тончайшие оттенки, а с другой стороны — необычайная широта горизонта, почти...

Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения

Громова, Алла Витальевна — Орел, 2009

Со второй половины 1900-х годов Зайцев стал обращаться к жанрам психологической новеллы и лирической драмы, что приближало писателя к традиции А.П. Чехова . Изменения в творческой манере были оценены критикой р сдержанно . С течением времени отношение публики к писателю становилось все более прохладным. После выхода романа «Дальний край» (1913...

Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых подвижников в составе древнерусской агиографии

Стародумов, Игорь Васильевич — Омск, 2009

Белозерского, преп. Зосимы и Савватия Соловецких и преп. Александра Свирского по доступным нам их наиболее полным источникам; провести комплексный источниковедческий и филологический (литературоведческий и лингвистический) анализ этих рассказов...

Жанровая трансформация античной "Драмы рока" в русской драматургии XVIII-XIX веков

Барсукова, Елена Викторовна — Омск, 2009

Как всякое великое творение прошлого, «трагедия судьбы», берущая своё начало в древнегреческом театре, пережила многое. Ярчайший период становления и расцвета этой жанровой формы — эпоха аттической классики, трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида. Рок — смыслообразующий стержень античной трагедии. Судьба, даже не олимпийские боги, вот сила...

Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов

Осипова, Ольга Ивановна — Нерюнгри, 2009

Книга «Земная ось» не столь часто привлекала внимание литературоведов. Такие исследования посвящены как правило рассмотрению жанровых модификаций отдельных новелл без учета их включенности в цикл...

Жанровое своеобразие сборника Елены Гуро "Небесные верблюжата"

Ломакина, Екатерина Владимировна — Самара, 2009

Научная новизна работы заключается в том, что впервые обозначены пути и приемы изучения жанровой природы сложного в своей структуре сборника Е.Гуро «Небесные верблюжата». Анализ художественного произведения предпринят с помощью синтетического инструментария исследования, включающего в себя музыкальные, живописные, литературные элементы, для...

Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века

Боровская, Анна Александровна — Астрахань, 2009

В условиях преобладающего мышления жанрами противоречие между авторской интенцией и логикой жанра сведено до минимума; в случае, когда авторское сознание противится жанровому канону, возникает продуктивный диалог, обнажающий в творческом акте стремление приспособить структуру жанра к структуре индивидуально-личностного восприятия. В этой связи...

Жанр оперного либретто в творчестве А.Н. Островского

Рахманькова, Екатерина Алексеевна — Шуя, 2009

А. Н. Островский всячески пытался способствовать улучшению качества театрального репертуара, приложив для этого все свои усилия, богатейший опыт и знания в области сценического искусства и «в этом смысле . сделал для русской музыки, может быть, больше, чем любой другой драматург»2. Но по сей день этот вид деятельности не отражён ни в одном издании...

Жанр фельетона в творчестве Ф.М. Достоевского

Рева, Екатерина Константиновна — Пенза, 2009

Отмеченный пробел нельзя считать случайным. Дело в том, что жанр фельетона не имеет четко закрепленных признаков ввиду своей «пограничности»: с одной стороны, для него характерна установка на художественный план изображения, а с другой — он отличается ярко выраженными свойствами публицистического повествования. Во многом это обусловлено спецификой...

Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики

Гусарова, Анна Дмитриевна — Петрозаводск, 2009

Тем не менее, состояние русского фантастиковедения в> целом, как и ранее, оставляет желать лучшего. В 2003 году авторы монографии «Современный русский историко-фантастический роман» Е. Петухова, И. Черный отмечали, что «вопросы внутрижанровой типологии фантастики, поэтики ее отдельных типов (в том числе и историко-фантастических произведений) в...