Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Автор и читатель в публицистике Достоевского 70-х гг. XIX в.

Ермошин, Федор Андреевич — Москва, 2009

К примеру, И. Волгин, предпринимая попытку понять «Дневник» «внутри» о его исторической эпохи , блестяще разбирает многие частные «сюжеты» взаимодействия Достоевского с читательской аудиторией, в том числе, в плане идеологии. Однако, сообщая, что «ни один его роман не вызывал такого потока корреспонденции, никогда ещё живая связь с аудиторией не...

Авторская маска в русской прозе 1760 - 1830-х гг.

Осьмухина, Ольга Юрьевна — Саранск, 2009

Интерес к авторской маске исследователей самых различных специальностей - от литературоведов и лингвистов до философов и культурологов - в последние десятилетия, как правило, замыкается литературным полем постмодернизма, что весьма ограничивает теоретические и историко-литературные интерпретации этого феномена. До сих пор большинство пишущих о ней...

Авторская позиция и средства ее выражения в публицистике В.Е. Максимова

Качурин, Кирилл Олегович — Москва, 2009

С годами в его произведениях все отчетливее звучат трагические ноты, все острее закручиваются коллизии, обнажающие социальное неблагополучие, царящее в советском обществе, искажение в нем нравственных ориентиров («Дуся и нас пятеро», «Баллада о Савве», «Дорога», «Стань за черту»). Противостояние писателя господствующей в стране идеологии...

Авторское мировидение и поэтика книг омских лириков 1960 - 1980-х годов

Вашутина, Ольга Юрьевна — Омск, 2009

Так как творчество поэтов Николая Кузнецова, Владимира Макарова и Галины Кудрявской впервые становится объектом системного литературоведческого анализа, возникла необходимость детального анализа поэтических книг Н. Кузнецова, В: Макарова и Г. Кудрявской. На наш взгляд, необходимо провести исследование творчества названных поэтов в аспекте...

А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма

Гунин, Илья Александрович — Нижний Новгород, 2009

Сложившаяся позднее историческая ситуация не благоприятствовала объективному изучению символизма и, тем более, творчества Добролюбова. Упоминания о нем в научной литературе редки и носят ситуативно-справочный характер. Основным научным текстом, специально посвященным Добролюбову, свыше тридцати лет оставалась статья о нем в «Литературной...

Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог

Серегина, Светлана Андреевна — Москва, 2009

Летаев»3. Исследователи уже обращали внимание на то, что «опыт Белого, и не только как поэта, учитывался <.> Есениным»4. Это становится ясно и из заявления поэта, известного со слов И.Н. Розанова: «.Андрей Белый оказывал на меня влияние не своими произведениями, а своими беседами со мной» (7, кн. 1; 344...

Античные мотивы и образы в поэзии Н.С. Гумилёва

Бакулина, Юлия Борисовна — Самара, 2009

Итак, уже в 1905 - 1921-е гг. исследователи отметили следующие черты «античного» творчества Н.С. Гумилёва: балладный характер; наличие античных героев-масок; мифологизм и экзотичность; подражательность...

Антропологические художественные модели в русской поэзии начала XX века в контексте христианской духовной традиции

Бердникова, Ольга Анатольевна — Воронеж, 2009

Справедливость этого суждения в полной мере подтверждает усиление интенсивности духовных исканий, «обострение религиозной и мистической чувствительности» [Сторчак, 2009] уже в начале XX века. Литература этого периода по насыщенности духовно-религиозной образности действительно предстает как «богословие в образах», однако именно в эту культурную...

Архетипический образ "старик и старуха" в русской прозе XIX - XX вв.

Чернявская, Надежда Владимировна — Владимир, 2009

При этом категорию архетипа в литературоведении, по-видимому, ожидает дальнейшее и подробнейшее осмысление, связанное с уточнением границ понятия, с предложениями различных вариантов классификаций архетипических структур (выявление и каталогизация архетипов чрезвычайно затруднены, в первую очередь, в силу их многочисленности и разнообразия), с...

А.С. Пушкин в творческом сознании А.Г. Битова

Толмашов, Игорь Александрович — Горно-Алтайск, 2009

В исследовании художественного «диалога» Битова с Пушкиным сложились устойчивые подходы к проблеме, которые охватывают анализ прямых цитаций, высказываний о поэте, сопоставление особенностей поэтики, однако недостаточно изучена рецепция пушкинской традиции в отдельных текстах Битова, судьба целого ряда мотивов, впервые заявленных Пушкиным...

Аудиовизуальный аспект советской картины мира в литературе 1920-1930-х годов

Ипатова, Надежда Геннадьевна — Барнаул, 2009

Отсюда выбор наиболее плодотворного для исследования периода очевиден: первые два постреволюционные десятилетия становятся революционными в плане культурных достижений и культуры повседневности: появляются технические новшества, утверждаются новые формы и средства искусства, переосмыслению подвергаются основные эстетические категории...

Басни И.А. Крылова в англоязычных переводах

Крицкая, Надежда Вадимовна — Томск, 2009

Значение басенного языка И.А. Крылова для развития русского литературного языка // История русского литературного языка (середина XVIII — конец XX в). - София, 1999. - С. 89-93. без чего Крылов-не был бы Крыловым, без чего не заменят его басен никакие сборники слов, оборотов п выражений, поговорок и пословиц, вошедших в его 1 басни, какие...

Берлинский период творчества А.Н. Толстого

Халил Хадил Исмаил — Санкт-Петербург, 2009

СССР1 - несомненный показатель безнравственности и духовной слабости. Пожалуй, единственная положительная ранняя рецензия на «Аэлиту» была сделана Ниной Петровской в газете: «Гипербола, фантазия, тончайший психологический анализ, торжественно музыкальная простота языка, все заплетается в пленительную гирлянду»2...

Библейско-христианская проблематика в творчестве И.А. Бунина

Агафонова, Виктория Дмитриевна — Москва, 2009

Исследователь обосновывает спорную, на наш взгляд, точку зрения о преобладании «христианских норм» в религиозном сознании писателя: «/./ самой главной чертой бунинского и пришвинского творчества» было то, что «оба писателя изображали жизнь в единстве человека и природы и в соответствии с христианскими нормами»1. При этом христианская этика, с...

"Борис Годунов" А.С. Пушкина: родовая и жанровая специфика

Гаврильченко, Оксана Владимировна — Москва, 2009

Если ранее художественным целым был жанр, а поэтическое произведение — его вариацией, то теперь целым становится*произведение, а жанр — его вариацией. И именно у Пушкина, по мнению М. М. Гиршмана, «целое начинает соотноситься. с отдельным произведением, а не с жанром»4. Исследователь называет пушкинский принцип организации художественного целого...

Военная проза конца 1950-х - середины 1980-х гг. в контексте литературных традиций

Хасанова, Галима Фазлетдиновна — Брянск, 2009

Предметом исследования стали традиции фольклорных богатырских циклов (а также некоторые общие фольклорные традиции), древнерусских воинских повестей, батальных сцен прозы XIX — первой половины XX вв. в военной прозе конца 1950-х — середины 1980-х гг...

Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – первой половины XX века

Останкович, Анатолий Вячеславович — Москва, 2009

Гармоническая структура русского классического сонета основана на диалектическом соответствии его архитектоники как общего и композиции как частного пропорции золотого сечения, сущность которой заключается в и установлении соотношений между частями и целым по принципу: меньшая часть так относится к большей, как большая часть относится к целому...

Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева

Раскина, Елена Юрьевна — Москва, 2009

Как справедливо указывает М. Баскер, «преобладавший долгое время литературно-критический стереотип Гумилева как поэта-воина, путешественника и влюбленного в Музу Дальних странствий открывателя новых земель заметно модифицировался, а образ Гумилева — тайновидца и тайнописца — стал получать некоторое признание как в России, так и за границей»9. По...

"Дантовский текст" в творчестве Н.В. Гоголя: генезис и поэтика

Лесогор, Наталья Васильевна — Кемерово, 2009

Русский покрой», следовательно, появится в результате обращения к всемирно-историческому наследию как ещё не задействованному по-настоящему потенциалу. Этому...

Дендизм как социокультурный мотив в поведении и творчестве русских писателей 1810-1870-х годов

Семенова, Анна Сергеевна — Санкт-Петербург, 2009

Хронологические рамки работы обусловлены попыткой рассмотреть русский литературный дендизм XIX века как единый процесс и исследовать значимые эпизоды этого процесса, с чем связано помещение в приложениях исследований, рассматривающих изучаемый период и проблематику в самой широкой хронологической перспективе и разносторонней типологической...