Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Беллетристика А.Ф. Писемского 1840 - 1850-х гг. и проблема художественного метода

Павлова, Елена Викторовна — Псков, 2007

Вследствие этого в работе уясняется понятие «чистого реализма», устанавливаются его основные идейно-художественные позиции; осмысляется место творческого наследия Писемского в литературной ситуации эпохи 1840 - 50-х годов...

Библейские мотивы и образы в сюжетостроении русского романа XX века

Касьянов, Анатолий Васильевич — Пермь, 2007

Евангелием от Пилата" назвал Д. Мережковский беллетризованный очерк Э. Ренана "Жизнь Иисуса" (1863), ставший своеобразным рубежом, как в истории преодоления христианских канонов, так и в формировании смыслового контекста» [Четина 2002: 110...

Буддийский Восток в творчестве И.А. Бунина

Смольянинова, Елена Борисовна — Санкт-Петербург, 2007

Загадочный мир Востока с его мистицизмом, созерцательным мировосприятием, фатализмом и фанатизмом, идеей верности своему пути был необыкновенно притягателен для русского человека. Он хранил тайну зарождения человечества, истоков религиозных верований, морально-этических устоев, философских воззрений и эстетических представлений...

"Былое и думы" А.И. Герцена: проблема русского европеизма

Кузьмина, Марина Дмитриевна — Санкт-Петербург, 2007

Московские люди XVII в.»), отмечает признаки европеизма в ту эпоху, тонко улавливая, что, в целом, до реформаторской деятельности Петра Русь приближалась к Западу естественно («.то, что бралось, бралось <.> по мере нужды, посильно, без каких-либо мотивировок идеологического свойства.»6), причем материальные и духовные заимствования, проникая в...

В.В. Набоков и русская литература XIX века

Таганова, Наталья Леонидовна — Иваново, 2007

В одной из разгромных статей Д. Урнова конца восьмидесятых годов, красноречиво озаглавленной «Приглашение на суд», Набоков не только интерпретируется как «представитель декаданса, упадка» и, более того, эпигон Ф. Сологуба и преемник худших, слабейших его сторон, но и позиционируется чуть ли не графоманом: «Ясно, что этот человек изначально не...

В.Г. Белинский о типологических связях русской и европейских литератур в контексте исторической компаративистики

Стрельцов, Владимир Иванович — Москва, 2007

Белинского на сегодняшний день в какой-то степени явно не повезло, можно предвидеть, что попытки ниспровергнуть Белинского, «.или как-то скомпрометировать, носят жалкий характер злого раздражения, они 2 подтверждают его историческую роль...

Весенний цикл в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова

Петрова, Людмила Евгеньевна — Москва, 2007

Осмысление образа весны начинается в древнерусской литературе. Епископ Кирилл Туровский, знаменитый проповедник XII века, автор многих поучений, торжественных Слов и молитвенных текстов, в «Слове на новую неделю по Пасхе» восхваляет Воскресение Христово, уподобляя ликование верующих в этот светлый праздник весеннему пробуждению природы: «Ныне...

Ветхозаветная книга Иова в творчестве Ф.М. Достоевского

Ионина, Марина Анатольевна — Томск, 2007

Говоря о влиянии христианской традиции, прежде всего, подразумевают универсальную значимость Священного Писания как текста ветхозаветных и новозаветных книг, определенных в канон1 До последнею времени большинство исследований было сосредоточено на изучении литературы в контексте книг Нового Завета, прежде всего, Евангелий. Традиции Ветхого Завета...

Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова

Вострикова, Анна Владимировна — Москва, 2007

В своём труде «О художественном приёме» И.А. Ильин высказывал мысль о том, что «искусство имеет право петь обо всём; и даже ничтожное и пошлое озаряется при этом Божиим лучом, то живя им, несмотря на всё, то слабо сияя его отблеском, то отрекаясь от него и противопоставляясь ему и тем обнаруживая своё ничтожество (сатира, комедия, трагедия...

Взаимодействие слова и пространства в русской литературе второй половины XVIII века

Зверева, Татьяна Вячеславовна — Ижевск, 2007

Возрождение классицизма происходит в поэзии начала XX века: классическое наследие XVIII века начинает восприниматься как актуальное, не утратившее своего эстетического очарования...

Владимир Нарбут: творческая биография

Миронов, Алексей Владимирович — Екатеринбург, 2007

Стремление коренным образом воздействовать на мироустройство культурной и социально-политической жизни общества посредством поэтического слова ставит перед художником особые задачи. Его творческий потенциал реализуется в глубоком единстве личных жизненных установок и художественного осмысления бытия как откровения. Это приводит к тому, что...

В. Набоков и русская литература XIX века

Таганова, Наталья Леонидовна — Иваново, 2007

Выбранные нами дчя исследования в контексте художественного творчества В В Набокова фигуры Н В Гоголя, Ф М Достоевского, И С Тургенева не счучайны по следующему основанию Несомненная художественная и мыслительная активность В Набокова именно в отношении этих авторов, на наш взгляд, имеет своей подоплекой не точько ярко выраженный тггертекстуачьньш...

Воплощение натурфилософской концепции в художественной прозе М. Осоргина 1920-х годов

Боравская, Ирина Борисовна — Москва, 2007

С 90-х годов XX века мечтам писателя суждено было сбыться: его книги вернулись на родину: романы «Сивцев Вражек» (1990), «Свидетель истории» (1989), повести «Из маленького домика» (1999), «Вольный каменщик» (1992) и «Повесть о сестре» (1992), мемуарная проза (1992). А в 1999 году в издательстве «Интелвак» («Московский рабочий») вышло двухтомное...

"Восковая персона" Юрия Тынянова: творческая история, рецепция, поэтика

Блюмбаум, Аркадий Борисович — Санкт-Петербург, 2007

Существенном оказался для меня и анализ творческой истории повести. Благодаря ему я впервые обратил внимание на ту риторическую конструкцию, анализ которой стал второй, центральной не только по композиционному положению, но и по значению главой моей работы. Однако именно анализ рецепции, отчетливо продемонстрировавший необходимость выхода за...

Восприятие Э. Т. А. Гофмана в России 30 - 40-х годов XIX века

Кожикова, Анна Владимировна — Череповец, 2007

Романтизм задал новую культурную парадигму, в рамках которой принципиальным становится сам процесс нового типа осмысления «иного» как экзотированного воплощения невыраженного «своего» в актуальном культурном процессе. В этот период идет процесс переосмысления творчества уже известных и читаемых в России европейских писателей конца XVIII века...

Воцерковленная Россия в художественном изображении И.С. Шмелева: Малые жанры прозы

Макарова, Людмила Александровна — Москва, 2007

Практическое значение работы связано с возможностью использования наблюдений и выводов исследования для лекций и практических занятий по курсу «Литература Русского зарубежья», организации и проведения спецкурсов и спецсеминаров для студентов-филологов и культурологов, а также в школьной практике преподавания литературы и проведения внеклассных...

Временная поэтика конфликта и сюжета в драматургии Н.В. Гоголя

Субботина, Ирина Александровна — Тамбов, 2007

Писатель обязательно дает приблизительное временное обозначение того или иного события, должного совершиться в его жизни. В Рим он едет через две недели, но в Греффенберге пробудет несколько месяцев, а потом, «в конце, если не в середине, будущего 1847 года приедет в Россию» (XIII, 55...

Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского

Ребель, Галина Михайловна — Пермь, 2007

Следует, однако, сразу уточнить: совпадение с аксиологией объекта изучения и игнорирование ее - это принципиально разные позиции, соответственно по-разному отражающиеся на результате исследования. Оспаривать необходимость понимания круга понятий, верований и представлений о мире, составляющих аксиологическую и мировоззренческую подпочву...

Герой как объект насильственного воздействия и как субъект ценностного "самостоянья" в творчестве А.И. солженицына 1960-х годов

Чуриков, Георгий Александрович — Воронеж, 2007

Фигура этого человека уникальна уже тем, что его судьба постоянно сопровождалась неожиданными поворотами и непредсказуемыми решениями. Потому ключ к пониманию Солженицына кроется в парадоксальности и специфике самого XX века, вместившего в себя огромное количество социальных катаклизмов, давших богатый материал художнику и историку. Необходимо...

"Голубая книга" М.М. Зощенко

Жолнина, Елена Владимировна — Санкт-Петербург, 2007

К. Федин на ленинградской писательской конференции в августе 1934 года назвал М. Зощенко крупнейшим мастером короткого рассказа на современную тему и заметил стремление писателя расширить эту тему, найти новые формы: «Значение разностороннего изобретательства Зощенко в стиле и конструкции сюжетной новеллы огромно»2...