Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Идеология и художественный мир "деревенской прозы"

Мартазанов, Арсамак Магомедович — Санкт-Петербург, 2007

Критикуя термин «деревенская проза», его противники резонно замечали, что само по себе обращение к деревенскому материалу отнюдь не является главным атрибутивным признаком интересующего нас литературного течения. Действительно, в 1960-1970-е годы в СССР было немало писателей, постоянно изображавших в своих романах и повестях жизнь колхозной...

Идея дома в творчестве Осипа Мандельштама

Медвидь, Мария Васильевна — Нижний Новгород, 2007

Не календарный, «Настоящий Двадцатый Век», началом которого стал для Анны Ахматовой предвоенный 1913 год, оказался разразившейся грозой, тенью, приближающейся «по всем дорогам» и «ко всем порогам» (см. л...

Идея прекрасного и ее художественное выражение в творчестве Вл.С. Соловьева

Заболотская, Альбина Равилевна — Самара, 2007

При всем многообразии и широте проблематики работ по творчеству Соловьева, до сих пор не выделена взаимосвязь теоретических представлений Соловьева о прекрасном и художественных образов, которые служат раскрытию идеи прекрасного. Безусловно, анализ литературно-критических статей, философских работ и статей по эстетике дает возможность проследить...

Идиллия в русской прозе 1840-1850-х годов

Плечова, Наталья Петровна — Псков, 2007

Преломлением динамики и статики состояний идиллии в Новое время выступает индивидуальный стиль автора, в пределах которого протекает ее бытование наряду с другими компонентами авторской поэтики...

Изобразительные искусства в творческом наследии Анны Ахматовой

Рубинчик, Ольга Ефимовна — Санкт-Петербург, 2007

Её внимание к этому изданию объяснялось не только высоким качеством статей о литературе, изобразительном искусстве5, театре, музыке - статей, дающих возможность получить довольно полные представления как о культуре прошлого, так и о новейших культурных процессах на Западе и в России. Интерес Ахматовой к «Аполлону» имел также личный характер. В...

Иркутская писательская организация в 1920-1930-е годы

Юрьева, Елена Андреевна — Москва, 2007

Еще в 1927 году М.К.Азадовский писал: «Какую роль играла Сибирь и какое место занимала она в творческом сознании русских писателей, под каким аспектом воспринималась "сибирская тема" в различные эпохи, как разрабатываясь она на больших и проселочных путях русской литературы, как трактовались эти темы самим местными и областными писателями и...

Ирония в русской литературе первой половины XIX века в свете традиций немецкого романтизма

Шумкова, Тамара Леонидовна — Нижневартовск, 2007

С другой стороны в литературоведении продолжает иметь место оспариваемое настоящим исследованием мнение о том, что «ирония иенской школы о не была воспринята в России даже романтизмом...

И.С. Тургенев - переводчик

Климентьева, Александра Сергеевна — Томск, 2007

В центре формирования сравнительно-исторической школы в России оказались фундаментальные труды А.Н. Веселовского, посвященные л проблеме Востока-Запада, сравнительному изучению литератур...

Картина мира постмодернистской литературы

Санькова, Алена Александровна — Ставрополь, 2007

Постмодернизма возник в XX веке, когда «производство» массовой культуры стало осуществляться в «промышленных» масштабах, а всеобщий характер ее бытования определил быстрый захват подавляющей части аудитории. Его часто называют «всеядным»: он совмещает в себя все, что есть в культуре, чужд какой бы то ни было линейности в развитии, уходит от...

Категория времени в русской поэзии конца XVIII - начала XIX веков

Алексеева, Оксана Витальевна — Санкт-Петербург, 2007

Причиной подобного распределения подходов к создававшемуся в литературе образу времени стала историческая эволюция человеческого самоощущения и мировосприятия. Рубеж XVIII - XIX веков в истории русской (и европейской) культуры оказался периодом «смены языка культуры», причём «на таком глубоком уровне, что её можно рассмотреть как переход к новым...

Категория пути в художественном сознании А.А. Блока и проблема восточной литературной традиции

Бекметов, Ринат Ферганович — Казань, 2007

Путевые» представления восточного типа развивались в эпоху русского (шире - восточнославянского) Барокко. Барокко как переходная пора от Средневековья к Новому времени имеет некоторые типологические взаимосвязи с «Серебряным веком» как временем исторического «рубежа». Выяснение этих любопытных схождений - задача иных эмпирических исследований и...

Категория смерти в поэтическом языке З. Гиппиус

Хитальский, Олег Викторович — Санкт-Петербург, 2007

Первое обобщающее исследование творчества 3. Гиппиус было предпринято в 1971 г. Т. Пахмусс6, определившей своеобразие художественного метода писателя. В 90-е гг. XX в., в атмосфере...

К.Д. Бальмонт - переводчик английской литературы

Иванова, Александра Сергеевна — Санкт-Петербург, 2007

Е. Г. Эткинд писал, что «в основе критико-теоретического осмысления переводческой деятельности лежит понятие метода перевода».10 Перечисленные произведения Шелли были выбраны для анализа, потому что каждое из них показывает определенную грань переводческого метода Бальмонта. Их всестороннее научное рассмотрение в одной работе может способствовать...

К.И. Чуковский и С.Я. Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы

Обухова, Мария Александровна — Саратов, 2007

Знаменитый критик Корней Чуковский после 1917 года «выдумал детскую литературу» (JI. Гинзбург), став автором первых истинно художественных произведений для детей. Маршак вошел в историю как замечательный лирический поэт и главный организатор детской словесности, который привлек в нее множество талантов. Таковы вкратце их устоявшиеся литературные...

Книжный код в творчестве Марины Цветаевой

Данилова, Татьяна Андреевна — Самара, 2007

После долгого перерыва первые критические статьи о Цветаевой в России появились в 50-60-е гг. (И. Эренбург , В. Орлов , П. Антокольский ), а литературоведческое исследование ее творчества началось только в 80-90-е гг. XX века...

Книжный код в творчестве М. Цветаевой

Данилова, Татьяна Андреевна — Самара, 2007

В книге М. Белкиной «Скрещение судеб», имеющей подзаголовок «Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств», реконструируются два последних годах жизни М. Цветаевой в России. Задуманная как триптих («Марина Ивановна», «Мур», «Алины университеты»), книга исследует обстоятельства последних...

Комментарий В.В. Набокова к "Евгению Онегину" А.С. Пушкина и "Онегинский" код "Лолиты"

Басмова, Виктория Геннадьевна — Новосибирск, 2007

КЕО стал одним из важнейших дел его жизни, так что в 1966 году, уже после выхода КЕО, писатель предсказал: «Меня будут помнить по "Лолите" и по моему труду об "Онегине"» [25, р. 106...

Конфликт "своего" и "чужого" мира в произведениях В.П. Астафьева как реализация бинарной и тернарной структур

Субботкин, Дмитрий Александрович — Красноярск, 2007

Параллельно бинарной модели в русской литературе активно действует тернарная модель, включающая мир добра, мир зла и мир, который не имеет однозначной моральной оценки и характеризуется признаком существования. Он оправдан самим фактом своего бытия» [114, С. 382-385...

Концепты "путь", "революция", "вера" в прозе Вс. Иванова 1920-х годов

Новокрещенова, Ирина Леонидовна — Воронеж, 2007

Другой причиной, обусловившей своеобразие русской литературы 1920-х годов, является то, что, по утверждению культурологов и историков, особенно ясно и четко основные духовные устремления, характеризующие определенную веху в искусстве и культуре, обозначаются примерно к 20-м годам столетия. А потому творчество художников 1920-х годов отражает...

Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А.М. Ремизова 1920-1950-х гг.

Вахненко, Екатерина Евгеньевна — Иркутск, 2007

Б.В. Томашевский, признавая способность жанра жить своей жизнью в различные эпохи развития литературы, подобные критерии обозначил так: «Признаки жанра, то есть приемы, организующие композицию произведения, являются приемами доминирующими, ю есть подчиняющими себе все остальные приемы, необходимые в создании художественного целого. Совокупность...