Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

"Городской текст" в поэзии русского модернизма

Шмидт, Наталья Васильевна — Москва, 2007

Исследования Н.П. Анциферова представляет собой исторически последовательное, по сути, диахроническое описание формирования и развития петербургских мотивов и образов в русской литературе XIX-XX вв. Его книга "Душа Петербурга" строится как череда глав, посвященных Петербургу Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др...

Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара

Рашидова, Гюльнара Рашидовна — Махачкала, 2007

Петр Карлович Услар был не только крупным ученым-лингвистом, исследователем кавказских, в том числе и дагестанских, языков, но и историком и этнографом, просветителем и талантливым публицистом...

Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII - XIX столетий

Шестакова, Елена Юрьевна — Северодвинск, 2007

После всех этих накопленных в литературоведении наблюдений обобщающие выводы о своеобразии пространственно-временной организации русской прозы о детстве XIX - начала XX столетия напрашиваются сами...

Диглоссия русских маргинальных жанров

Вяткина, Ирина Анатольевна — Томск, 2007

Употребление французского языка в качестве средства повседневного общения в дворянском кругу образованных людей не являлось символом кастовой замкнутости, а было результатом разрыва между языковыми запросами образованного дворянства и реальными возможностями русского языка...

Динамика прозы Н.А. Некрасова: художественный метод и стиль, жанр и межродовые отношения

Шпилевая, Галина Александровна — Воронеж, 2007

Переход от стихотворений к прозе был очень важным шагом для будущего великого русского лирика. Размышляя о судьбе современной поэзии, Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» (1849) писал о том, что стихи не актуальны, и излагал причины возникновения сложившегося литературного положения. Русский язык, по мнению автора статьи, еще не...

Дискурс безумия в исторической динамике русской литературы от романтизма к реализму

Зимина, Марина Александровна — Барнаул, 2007

Обращение к 30-м-40-м гг. XIX в. имеет актуальный смысл как исследование первоначального в русской литературе опыта семиотизации и беллетризации безумия, обусловленного «промежуточными» факторами историко-литературного процесса, соотносимого с современной социокультурной ситуацией...

Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте

Боброва, Ольга Борисовна — Волгоград, 2007

Дневник Чуковского - поразительный человеческий документ, свидетельствующий о непрестанной работе души по «очищению», совершенствованию и творчества, и характера. Это его качество вызвано одним из главных талантов Чуковского - талантом самовоспитания, упорным «деланием самого себя...

"Достоевская" тематика и форма в публицистике А.И. Солженицына

Сашина, Анна Сергеевна — Тамбов, 2007

Далеко не все из них созданы по специальности - 10.01.01 - русская литература. Есть работы по журналистике, истории, русскому языку. Все это побуждает к выводу, что Солженицын - фигура уникальная, охватившая в своем творчестве многочисленные аспекты - он не только литератор, но и глубокий историк, блестящий лингвист...

Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.

Хабибулина, Галина Николаевна — Елабуга, 2007

Уроки русской классической литературы до сих пор ещё не усвоены и даже не поняты вполне, современное общество на рубеже XX-XXI в. только пытается осознать их, переживая горький опыт потрясений XIX-XX в...

"Евгений Онегин" в литературоведческой концепции Ю.Н. Тынянова

Бережная, Екатерина Петровна — Новосибирск, 2007

Новизна исследования состоит в том, что впервые сформулирована и рассмотрена проблема изучения научного наследия Тынянова вне зависимости от идей ОПОЯЗа и формалистских теорий (в их принципиальных положениях). Система научных взглядов Тынянова определена с учетом всего контекста пушкиноведческих поисков ученого...

Жанр новеллы в русской литературе первой трети XIX века

Барыкина, Алла Викторовна — Волгоград, 2007

В малой прозе первой трети XIX века начинает развиваться жанр новеллы, что представляется процессом совершенно закономерным. Е. А. Сурков, выявляя социально-исторические и эстетические предпосылки обращения писателей-романтиков к новелле, утверждает, что «романтическая I эстетика и поэтика, строившаяся на двоемирии, легко находила опору в...

Жанровая проблематика и поэтика романа Евг. Замятина "Мы"

Мун Чжун Ил — Москва, 2007

Но роман, в отличие от других жанров, не ограничивается строгим жанровым каноном, точнее, он способен «сочетать в себе изменчивость с устойчивостью»3, и эта свойственная ему «пластичность» (М. Бахтин) позволила роману, сохранившему присущие ему сущностные начала, отразить в изменчивости своей структуры логику исторических перемен, передать...

Жанровое многообразие прозы А. Блока

Бурукина, Анна Фадеевна — Астрахань, 2007

Интерес к прозаическому наследию поэта в последние десятилетия заметно возрос. Вопрос о прозе А. Блока так ли иначе затрагивался во многих монографических исследованиях его творчества. Значительный вклад в изучение поэтики прозы А. Блока в последние годы внесли публикации ряда ученых, в которых особое внимание уделялось выявлению сквозных мотивов...

Жанрово-стилевое своеобразие романов Ч.Г. Гусейнова "Магомед, Мамед, Мамиш" и "Семейные тайны"

Бабаева, Эльнара Сеидгашимовна — Махачкала, 2007

О той же закономерности позже писал и Г.Н. Поспелов: «Если литературный стиль есть свойство образной формы произведений на всех её уровнях, то на вопрос о факторах, создающих стиль в пределах произведения, ответить как будто бы нетрудно. Это - содержание литературного произведения в единстве всех его сторон»2...

Жанр "светской повести" в русской литературе 1830-х годов: творчество Е.А. Ган

Сизова, Мария Анатольевна — Москва, 2007

В 20-е годы XIX века основным типом организации художественной речи была поэзия. В 30-е годы картина меняется: на первый план выступает проза. Журналы заполняются не стихами, а повестями, от которых зависит успех изданий. Почти все поэты, критики, публицисты говорят о снижении роли поэзии. Одни просто констатируют, а другие видят в этом упадок...

Женская парадигма прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций

Селезнева, Елена Николаевна — Тамбов, 2007

Писатель вывел целый ряд замечательных женских образов, поражающих разнообразием характеров, удивительными судьбами, красотой и оригинальностью портретов, достойных занимать подобающее место в галерее классических героинь мировой литературы. Женщины в прозе писателя предстают существами, сохранившими в первозданном виде связь с природными силами...

Жизнь и творчество И.М. Муравьева-Апостола

Трошина, Мария Сергеевна — Ульяновск, 2007

Материалы исследования - документы, хранящиеся в рукописных фондах архивов Российской Федерации, воспоминания современников, литературно-критические источники о писателе, литературное наследие Муравьева-Апостола...

Жития русских святых в лицевых списках

Юферева, Наталия Эдуардовна — Санкт-Петербург, 2007

Для изучения художественных приемов книжных иллюстраторов плодотворными являются исследования соотношения книжной миниатюры и других форм древнерусской живописи, главным образом - иконописи. Так, например, Н. П. Лихачев сопоставлял миниатюры лицевого списка Жития святых Бориса и Глеба конца XV в. с иконами XVI - XVII вв. и пришел к выводу, что...

Игра в малой прозе С.Д. Кржижановского: философия, эстетика, поэтика

Клецкина, Ольга Михайловна — Иркутск, 2007

Разбирая проблему языка «странных прозаиков» 20-30-х годов XX века (К.Вагинов, Л.Добычин), Д.Московская обращает внимание на то, что в то время «нововведение, коснувшееся. орфографии и синтаксиса, отторгло послереволюционное поколение от исторической памяти, хранимой родным языком» [173, 39]. В результате этого «язык потерял свою именную основу...

Игровая поэтика комедий А.Н. Островского рубежа 1860-х - 1870-х годов

Коломлина, Наталия Александровна — Тамбов, 2007

Античное представление о жизни как театральной игре далеко не умерло вместе с античностью. Обогащенное человеческим опытом, оно нашло отражение в другом свете и на других основаниях, например, у Шекспира . В России это представление было выражено в «Послании к слугам моим» Д.И. Фонвизина. В словах Петрушки «весь свет» рисуется «ребятской...