Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Ф.М. Достоевский и Казань

Кузнецова, Елена Геннадьевна — Казань, 2008

Предметом исследования стали мировоззрение Достоевского-художника, его философская концепция роли России и его понимание русской провинции, а также литературно-критическая позиция и творческое наследие казанских критиков и журналистов, исследователей творчества Ф.М. Достоевского...

Ф.М. Достоевский и М.А. Осоргин: типология почвенничества

Мужайлова, Елена Александровна — Уфа, 2008

Изучение данной проблемы необходимо также для создания целостной картины развития русского почвенничества; оно позволяет понять многие историко-культурные процессы, которые происходили в России в конце прошлого века и продолжаются сегодня...

Ф.М. Достоевский и русская проза последней трети XX века

Семыкина, Роза Сан-Иковна — Барнаул, 2008

Оба подхода в оценке русской классики констатируют взаимодействие классических и модернистских систем как общую тенденцию литературного развития XX века...

Формы выражения авторского сознания в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Приходченко, Петр Иванович — Арзамас, 2008

На наш взгляд, вряд ли сегодня целесообразно в столь жесткой форме разграничивать автора первичного и вторичного. Первичный автор как таковой проявляется и определяется путем анализа вторичного, как содержание через форму. И удобнее говорить о едином авторе как о некоей творящей «трансгредиентальной» (по определению Бахтина) силе, проявляющейся, с...

Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX в.

Хатямова, Марина Альбертовна — Томск, 2008

Художественная саморефлексия обостряется в переходные моменты истории искусства, когда происходит массовая смена одних типов художественных структур другими. В.М. Петров отмечает, что «эти процессы в первую очередь имеют место в творчестве больших художников - новаторов, «первопроходцев», открывающих новый этап в развитии искусства»5. В качестве...

Формы репрезентации истории в русской прозе XIX в.

Сорочан, Александр Юрьевич — Тверь, 2008

В 1830-1840-х и позднее, в 1870-1890-х гг., исторические жанры даже количественно занимают первое место в литературном процессе. Так, в 1831-1839 гг. отдельными изданиями вышло более 300 исторических романов1; а в одном только 1884 г., по данным журнала «Книжный вестник», их вышло около 80. Именно литература исторических жанров в наибольшей...

Французские книги XVIII века яснополянской библиотеки - как источник творчества Л.Н. Толстого

Полосина, Алла Николаевна — Москва, 2008

В;, систематизация неучтенных помет Толстого, которые оставались вне » внимания ученых, выявление новых источников творчества писателя; таких как произведения Руссо, Монтескье, Вольтера, Вовенарга, Бернардена де Сен Пьера, персидские сказки «Тысяча и один день» в переводе Пети де ла Круа, все это позволяет по-новому осмыслить природу толстовской...

Функции культурной памяти в повестях И.С. Тургенева 1850-1870-х годов

Свахина, Ольга Викторовна — Екатеринбург, 2008

Действительно, идеи и понятия возникают и хранятся в человеческом сознании, они нематериальны, но, чтобы стать явлением культуры, идеальные субстанции должны материализоваться, объективизироваться. Этот процесс также происходит в сознании человека, где идеальные смыслы реализуются в различных культурных кодах. Это могут быть слова, символы...

Художественная концепция личности в историческом романе конца XX века

Гюльназарян, Наталья Евгеньевна — Армавир, 2008

Рассмотрение доминирующей в русской литературе проблемы духовных исканий человека позволяет, во-первых, показать неслучайность интереса к концепции личности применительно к историческому роману XX века, во-вторых, выявить общее и особенное в размышлениях о предназначении человека в творчестве названных писателей, и, в-третьих, дать возможное...

Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг.

Шустер, Виктория Геннадьевна — Армавир, 2008

Достаточно широкая оценка раннего и срединного периодов художественного творчества писателя советским литературоведением, несмотря на общий социологический подход, варьировалась от приписывания В.Тендрякову системы ценностей советской культуры до резкой критики за развенчивание идеалов этой же системы. В 70-80-е гг. сразу же после публикации новых...

Художественная концепция мира и человека в русской прозе конца XX века

Попович, Наталья Олеговна — Москва, 2008

Упомянутые процессы стали свидетельством начала нового этапа в развитии русской литературы. Отсутствие сдерживающих рамок создало благоприятные условия для многочисленных экспериментов, творческих исканий современных писателей. Поиск новых художественных форм велся в разных направлениях. Характерным для многих авторов стало обращение к русской...

Художественная позиция А.Ф. Писемского в литературном процессе 1840-60-х годов

Круглова, Елена Николаевна — Кострома, 2008

П.В. Анненков и A.B. Дружинин причисляли Писемского к эстетическому направлению. Анненков в статье «Романы и рассказы из простонародного быта в 1853 году» писал: «. при рассказах г. Писемского вы наслаждаетесь собственно не сущностию жизни, о которой идет дело, а мастерским способом автора говорить о ней <.> Искусство здесь обман, как нередко...

Художественная проза И.И. Катаева 1920-1930-х гг.: литературные традиции, проблемы поэтики

Румянцева, Лена Иннокентьевна — Якутск, 2008

Как особый, рубежный, период критикой уже 1920-х гг. был осмыслен 1921 г., характеризующийся активизацией литературной жизни, во многом связанной с появлением первых толстых журналов «Красная новь» и «Печать и революция», открывших советский период истории русской литературы...

Художественная репрезентация абсурда в поэзии Д. Хармса

Малыгина, Инна Юрьевна — Ставрополь, 2008

Однако несмотря на плодотворное изучение в современном отечественном литературоведении творческого наследия Д. Хармса и, шире, представителей ОБЭРИУ, проблема человека в абсурдистских текстах поэта остается до сих пор мало изученной. Как герой Д. Хармса понимает абсурд? Как он с ним борется? А, может быть, сознательно идет к нему? Какой он...

Художественная функция массовых сцен в прозе Е.И. Замятина

Осмоловский, Александр Александрович — Тамбов, 2008

Фигура Евгения Ивановича Замятина (1884-1937), самобытного художника, отразившего в своем творчестве многие характерные черты национальной жизни, находится в русле современного ему литературного потока и одновременно обособляется от него...

Художественная эволюция сказовых форм в творчестве Н.С. Лескова

Рудомёткин, Игорь Владимирович — Воронеж, 2008

Такая общность объясняется в первую очередь тем, что Н.С.Лесков так же, как и писатели-народники, оказался у истоков особого периода русской литературы, когда возникает насущная потребность "не выдумывать", а "фотографически" точно воссоздавать реальность, <.> характерную для разных направлений и стилей" (56,6). Художники-бытописатели пытались...

Художественное единство "человек-вещь" в сборнике "физиология Петербурга"

Красушкина, Анна Викторовна — Череповец, 2008

В спорах о значении «гоголевской школы»4, не стихавших вплоть до начала XX века, обозначились основные тенденции ее дальнейшего изучения: история становления, состав школы, этапы ее развития, метод и жанры...

Художественное постижение истории и современного состояния семьи в творчестве В.И. Белова 1960 - 1970-х годов

Дворянова, Наталья Викторовна — Москва, 2008

Творчество русского писателя исследовали немецкий литературовед В.Казак, английский ученый Джеффри Хоскинг, американские слависты В.Террас, Кэтлин Парте и Ежи Крыжановский...

Художественный историзм лирики поэтов пушкинской поры

Жабина, Елена Михайловна — Москва, 2008

Раскрывая понятие историзма, представляется целесообразным рассмотреть значение и смысл самого слова «история». При этом следует иметь в виду, что как значения, так и прежде всего смыслы данного слова существенно менялись на протяжении трех последних тысячелетий...

Художественный мир Е.А. Гагарина

Разин, Денис Александрович — Архангельск, 2008

Погиб Е.А. Гагарин в 1948 году. Вечером 19 октября его с подножки трамвая сорвал проезжавший мимо автомобиль, утром следующего дня не приходя в сознание Евгений Андреевич скончался в больнице...