Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Гонги в музыкальной культуре

Евсеев, Юрий Юрьевич — Магнитогорск, 2007

Об использовании там-тамов и гонгов в европейской профессиональной музыке имеются лишь краткие сведения, разбросанные по различным, в основном, учебным и справочным изданиям, порой содержащим недостоверную и противоречивую информацию. Ее критический анализ отсутствует В результате имеются немалые расхождения в терминологии и классификации видов...

Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев

Кыргыс, Зоя Кыргысовна — Новосибирск, 2007

Это обусловливает сегодня некоторые затруднения в исследовании этнической специфики тувинской традиционной музыкальной культуры в целом, ее исконного интонационного своеобразия. На подобном фоне целенаправленное изучение тувинского музыкального интонирования позволяет более точно представить и адекватно оценить современную ситуацию в регионе...

Инструментальные концерты Александра Арутюняна

Кокжаев, Михаил Артемович — Москва, 2007

Одним из самых замечательных свойств этой музыки является устремленность к возвышенным духовным идеалам, к той авсолютной форме музыкального самовыражения, | которая, став достоянием овщества, становится также определенным художественным и ! нравственным ориентиром...

Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм

Соснова, Наталья Григорьевна — Новосибирск, 2007

Внимание в работе привлечено к исследованию группы звуковых систем, объединённых общим принципом высотной равноинтервальной соотнесённости тонов Каждая такая система рассматривается как структура с заданным порядком высотного соотношения элементов и обозначается термином «ин-тервально-периодичные звуковысотные образования» (в дальнейшем...

Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства

Болотов, Юрий Валентинович — Санкт-Петербург, 2007

А. Есиповой. Октябрьская революция помешала ее воплощению. Неудачной оказалась и попытка А. Глазунова, тогдашнего директора Петербургской консерватории, учредить данный конкурс в 1924 году1. На долгие годы имя А. Есиповой хотя и не было забыто окончательно, но и не привлекало к себе особого внимания...

Исполнительские и педагогические принципы С.И. Савшинского

Воротной, Михаил Вячеславович — Санкт-Петербург, 2007

Тематика вышеперечисленных работ дает непосредственное представление об основном направлении творческих и научных интересов Савшинского в сфере фортепианного исполнительства и педагогики...

Исполнительское творчество Даниила Шафрана

Бугаев, Олег Владиславович — Москва, 2007

Предшествующие публикации, посвященные Шафрану, представляют собой сравнительно краткие очерки его жизни и творчества, два из которых (брошюры И. Ямпольского и...

Историзм музыкального мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера

Антонова, Светлана Евгеньевна — Нижний Новгород, 2007

Именно поэтому проблема историзма мышления оказалась в центре нашего внимания. Ее освещение поможет ответить на большинство вопросов, поставленных творчеством этих композиторов (и, к сожалению, до сих пор не разрешенных...

Историзм художественного мышления М.П. Мусоргского

Тетерина, Надежда Ивановна — Москва, 2007

Отображение композитором исторической и религиозной, социальной и этико-психологической тематики было настолько глубоким и многогранным, что многие периоды эволюции художественной культуры находили в его шедеврах (например, в операх «Борис Годунов» и «Хованщина», в вокальном цикле «Песни и пляски смерти») принципиально новые концепции для самых...

История фортепианной культуры Южной Кореи

Пак Кён Хва — Санкт-Петербург, 2007

Напрашивается констатация: история фортепианной культуры прежде всего - это люди: учителя фортепианной игры и их ученики, ученики учеников; это передача традиций обучения и фортепианного мастерства изустно, непосредственно от учителя к ученику, а нередко - и от одного ученика к другому. Это бесспорно, и все это действительно является сердцевиной...

Карл Нильсен. Инструментальное творчество

Мамонтова, Наталия Леонидовна — Москва, 2007

После смерти композитора в 1931 году его жизнь и творчество начали активно изучаться, в Дании появился ряд трудов, среди которых особенно выделяется двухтомная монография Торбена Майера «Карл Нильсен. Художник и человек»1, содержащая полную биографию композитора и анализ основных музыкальных произведений. Также следует назвать сравнительно недавно...

Клавирная школа К.Ф.Э. Баха в исторической перспективе

Захваткин, Андрей Николаевич — Нижний Новгород, 2007

Осуществление комплексного анализа клавирного искусства Карла Филиппа Эмануэля Баха в историческом контексте, представление ряда аспектов его педагогическо-просветительской направленности и некоторые проблемы исполнения музыки этого композитора в наше время, кажутся сейчас - и особенно для России - чрезвычайно актуальной проблемой...

Кларнетовый концерт в европейской музыке XVIII века

Артемьев, Сергей Евгеньевич — Нижний Новгород, 2007

Как известно, получить полное и всестороннее представление о музыкальном произведении невозможно, учитывая лишь индивидуальный композиторский стиль, музыкальный стиль и язык его эпохи. Не менее важен и учёт специфики солирующего инструмента, особенности его звукоизвлечения, инженерного строения и т.п. - что напрямую сказывается на облике концерта...

Концерт как феномен творчества

Дятлов, Дмитрий Алексеевич — Нижний Новгород, 2007

В то время, когда тиражирование аудио и видеозаписей должно было бы задушить живое музыкальное исполнительство, оно продолжает свою активную творческую жизнь. Многие получают музыкальные специальности, не удовлетворяясь ролью пассивного слушателя. Этот непрекращающийся интерес к живому музицированию, которое не ограничивается слушанием записанной...

Медитативность как свойство музыкального мышления

Кузнецова, Мария Васильевна — Москва, 2007

Однако нужно учитывать, что Запад дал миру собственную модель медитативности, истоки которой обнаруживаем в древнейших пластах культуры Европы, идущих еще от античности. Созерцательное философское умозрение Пифагора, Платона, неоплатоников, приводящее к трансцендентному экстатическому переживанию полноты, гармонии, целостности бытия, по сути, есть...

Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции

Москва, Юлия Викторовна — Москва, 2007

Функционирование модусов в разных пластах хорала — исторических, географических и жанровых — определило внутренние отличия конкретных проявлений одного лада...

Московский композитор Цзо Чжень-Гуань: индивидуальный путь в музыке

Ван Сяо Тун — Москва, 2007

Цзо Чжень-Гуань родился и провел детство в Китае. Подростком (в 16 лет) переехал в Россию. Здесь получил музыкальное образование - сначала в музыкальном училище и консерватории Новосибирска, затем в Москве (выпускник кафедры композиции ГМПИ им. Гнесиных, класс проф. Г. И. Литинского). Неординарность судьбы, связанная с принадлежностью к двум...

Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века

Давыдова, Виктория Павловна — Ростов-на-Дону, 2007

По меткому наблюдению С. Слонимского, «флейта в отечественной музыке последней трети XX века - целая энциклопедия, сотни авторов!»1. Э. Денисов создал весомое количество произведений для флейты в силу «какой-то особой выразительности» инструмента [Шульгин 1998, 299]. Д. Смирнов указывал, что «внедрение флейты в сознание композиторов современности...

Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки

Кряжева, Ирина Алексеевна — Москва, 2007

Если углубиться в историю, то именно в источниках Нового Света, относящихся к XVI веку, в частности в «Истории Индий Новой Испании» Диего Дурана (1579)3 упоминается танец сарабанда, что наряду с другими ранними свидетельствами, дает повод говорить о латиноамериканской предыстории этого песни-танца, запрещенного в метрополии в 1583 году за его...

Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья

Софийская, Айгуль Борисовна — Казань, 2007

Как и в других уголках исламского мира, мусульманские праздники, включающие целый комплекс ритуалов, текстов, песнопений, уже более чем тысячелетие составляют важную часть культуры татарского народа. Но процесс проведения обрядов в разные исторические периоды происходил неодинаково. Особый урон религиозной традиции нанесла атеистическая кампания...