Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Фортепианное искусство Клары Шуман

Шохирева, Наталья Андреевна — Москва, 2008

Беспрецедентно долгая концертная жизнь Клары Шуман продолжалась более шестидесяти лет, охватывая таким образом, несколько эпох развития пианизма. Её блестящая карьера началась с выступления в Гевандхаузе в Лейпциге 20 октября 1828 года и закончилась 12 марта 1891 года концертом во Франкфурте-на-Майне. Трудно переоценить влияние этой выдающейся...

Хоровое творчество Арнольда Шенберга

Рыжинский, Александр Сергеевич — Москва, 2008

Свидетельством заметно возросшего в последние годы интереса российского музыковедения к западной авангардной хоровой музыке XX века стал выход книги И. Батюк «Современная хоровая музыка: теория и исполнение» (М.,1999). Атональная и додекафонная хоровая музыка представлена в этой работе главным образом сочинениями Антона Веберна -ученика и...

Хоровое творчество Хиндемита

Киселев, Петр Борисович — Москва, 2008

Первый монографический опыт сделан был в 1928 году Штробелем (Paul Hindemith. Mainz, Schott, 1928). Мерсман, в его, безусловно, ценной работе «Новейшая музыка от романтизма» (Die modern Musik seit der Romantik. Potsdam. Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1931) пытался включить творчество Хиндемита в новейшую историю музыки, как...

Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети XX века

Васирук, Ирина Ивановна — Саратов, 2008

Развитие фуги продолжается и в XX веке, но уже с возросшим значением полифонии в музыке, с новым интересом к полифоническим формам и жанрам, расширением их выразительных возможностей. За последние сто лет написано немало по-настоящему содержательных, мастерских композиций такого рода. Конечно, полифония XX века не концентрируется только в фуге, а...

Церковно-певческая практика татар-кряшен

Ильясова, Айсылу Тагировна — Казань, 2008

Важнейшим периодом в истории формирования духовной культуры кряшен можно считать XIX век, именно в это время наблюдается активизация христианско-просветительской деятельности миссионеров в Среднем Поволжье. В советское время - в силу известных атеистических установок - наблюдается заметное угасание церковно-певческой практики. На современном этапе...

Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке XX века

Лебедева, Виктория Владимировна — Москва, 2008

Вместе с тем, до сих пор эти циклические формы не были объектом специального исследования. Малоизученными остаются программные циклы и прелюдии многих композиторов, в том числе А.Гречанинова, С.Майкапара...

Частушки в культурных традициях Белозерья. Опыт комплексного исследования

Кулева, София Робертовна — Санкт-Петербург, 2008

Термин «частушка», который впервые применил Г. Успенский [Успенский 1957. С. 550], звучит привычно для современного исследователя, однако он далеко не всегда используется в среде народных исполнителей и не отражает всего многообразия жанровых разновидностей, существующих в региональных и локальных традициях...

Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда

Добжанская, Оксана Эдуардовна — Москва, 2008

Российской Федерации . Самодийские языки являются самостоятельной языковой группой в составе генетической общности уральских языков, сформировавшейся в 6-4 тысячелетии до н.э. на территории Среднего Урала и...

Этнокультурные "острова": пути музыкальной эволюции

Дорохова, Екатерина Анатольевна — Москва, 2008

В качестве дополнительного материала привлекались звукозаписи, выполненные автором в Курской, Белгородской, Сумской и Харьковской областях. В течение обозначенного периода было осуществлено 23 экспедиции в разные районы указанных областей, обследовано около 70 населенных пунктов2; записано более 8500 песен и интервью, содержащих этнографическую...

Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области

Усманова, Аделия Рустямовна — Астрахань, 2008

Смешение культур, возникающее в результате взаимодействий, приводит к неоднородности культур, различной степени интеграции [81, с. 28]. Тем актуальнее представляется выявление степени влияния либо восприятия инородней культуры, а также прояснение характера культурных взаимоотношений: диффузии, комплементарности либо иных форм пересечений...

Южносмоленская свадьба междуречья Десны и Сожа

Калюжная, Варвара Петровна — Москва, 2008

В общей для этносемиотиков и этномузыкологов концепции свадебного обряда одним из ключевых является положение о двух переходах невесты - вертикальном и горизонтальном (см. выше, с. 3). Типовая трёхфазная схема rites de passage, выстроенная А. ван Геннепом (34) и включающая фазы отчуждения, лиминальности и присоединения, может рассматриваться по...

Янис Ксенакис - архитектор новейшей музыки

Дубов, Михаил Эмильевич — Москва, 2008

Столь, крупный композитор, чья деятельность в искусстве стала достоянием истории вместе с XX столетием, пользуется вполне объяснимым вниманием музыкальной общественности и, естественно, требует соответствующего внимания со стороны музыковедов. Интерес к личности Яниса Ксенакиса распространяется как на его музыкальные произведения, так и на...

Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке

Тарасевич, Николай Иванович — Москва, 2007

Предмет исследования. Предметом исследования избран трактат Адриана Пети Коклико «Compendium musices», изданный в Нюрнберге в 1552 году Написанный на латинском языке и неоднократно упоминаемый в литературе в связи с той или иной проблематикой, будь то применение украшений («элеганций») при исполнении или концепция musica reservata, он до сих пор...

Артистическая карьера и исполнительский стиль Артура Рубинштейна в контексте культуры его времени

Щикунова, Татьяна Евгеньевна — Нижний Новгород, 2007

Интерес к исполнительскому искусству корифеев XX века не случаен. В переходные эпохи истории музыкального искусства, когда одна исполнительская концепция сменяется другой, не раз складывались ситуации, в которых многие музыканты концентрировали свои усилия на формальной стороне интерпретации, возводя в превосходную степень технику, скорость...

Балеты Д.Д. Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х - первой половины 1930-х годов

Фортунова, Анна Евгеньевна — Нижний Новгород, 2007

Сопоставляя всё это с состоянием искусства рубежа двадцатых-тридцатых годов, нельзя не увидеть, что деятельность Ассоциаций Пролетарских Писателей, Художников, Музыкантов (РАППов, РАПХов и РАПМов) с их установкой «на войну», на поиски «врага» была прямым отражением партийной политики. Крестьяне, зачисленные в кулаки, делились натри категории...

Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты

Дашиева, Лидия Данииловна — Новосибирск, 2007

В сравнительном анализе двух крупных региональных групп акцентируется внимание на локальных разновидностях кругового танца Осоо, Айдуусай, Ульиээшэлхэ, Дэрбээшэи и др., функционирующих внутри каждого региона. Причем региональные особенности западнобурягского и восточнобурятского ехоров выявляю i ся по...

Венское издательство Universal Edition и советские музыканты: история сотрудничества в 1923-1945 годах

Бобрик, Олеся Анатольевна — Москва, 2007

Итак, с 1924 по 1937 год в каталог венского издательства Universal Edition было включено около 550-ти произведений композиторов из СССР (в основном, камерной и инструментальной музыки). В 1920—1930-е годы венское издательство стало собственником ряда произведений советских композиторов и остается таковым до сих пор, сохраняя в своих фондах...

Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX - начала XX века

Лобзакова, Елена Эдуардовна — Ростов-на-Дону, 2007

Взаимодействие светской и религиозной традиций, протекающее в рамках единого художественного организма музыкального произведения представляется чрезвычайно перспективным для изучения. На сегодняшний день существует достаточное количество исследований, включающих категорию религиозного в практику художественного анализа, а также затрагивающих...

Вокальный жанр тхумри и его место в музыкальной культуре Северной Индии

Карташова, Татьяна Викторовна — Москва, 2007

Сам термин «полуклассика», восходящий в своём генезисе к родственному понятию «классика»1, указывает на несомненное родство этих двух категорий музыки. При этом «полуклассика» пользуется всем арсеналом классической музыкальной грамматики, но предназначена для более широкой потребительской среды. Наиболее важным представляется тот факт, что данный...

Гармония в музыке современных композиторов Якутии

Скрыбыкина, Чаянда Кимовна — Магнитогорск, 2007

Истоки гармонической экспрессии нужно искать в интонационном своеобразии якутской народной музыкальной культуры Особый колорит всем компонентам музыкального языка, в том числе гармонической вертикали, тембро-колористической стороне гармонии придаёт ладовая специфика национальной мелодики Лад влияет на выбор гармоний, предопределяя включение...