Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX - XX веков: от Р. Вагнера к К. Штокхаузену
Предоляк, Анна Анатольевна — Ростов-на-Дону, 2007Все эти поиски венчает на рубеже нового тысячелетия гепталогия «Свет» К. Штокхаузена - «грандиозный и утонченный», по словам автора, проект «новейшей» мистерии. Опираясь на уникальные традиции немецкого музыкального театра, он доводит «зашифрованное» Р. Вагнером в мистерии «Парсифаль» интуитивное ощущение «особого генетического кода» немецкой...
Стиль Джироламо Фрескобальди в контексте эпохи раннего барокко
Козлыкина, Светлана Александровна — Ростов-на-Дону, 2007Разумеется, были у Фрескобальди не только восторженные поклонники и сторонники, но и недоброжелатели, и завистники, что вполне естественно для музыканта такого масштаба, как он. Одним из тех, кто постоянно высказывался о Фрескобальди очень недружелюбно и предубежденно, был музыкальный теоретик Дж.-Б. Дони, находившийся, как и Фрескобальди в 1628...
Творчество Арнольда Шёнберга
Власова, Наталья Олеговна — Москва, 2007Вторая часть работы «Музыкальные сочинения» посвящена обзору отдельных произведений - от Двух песен для голоса и фортепиано ор. 1 до хоров ор. 50 и неоконченной оперы «Моисей и Аарон», включая наиболее значительные оригинальные произведения без опуса (в том числе «Песни Гурре» и ораторию «Лестница Иакова»). Творчество Шёнберга, как правило...
Творчество Габриеля Форе в историко-культурном контексте европейской музыки XIX - XX веков
Сигитов, Сергей Михайлович — Санкт-Петербург, 2007Малая изученность творчества и личности Габриеля Форе в культурном контексте его времени в русском музыкознании потребовала от автора исследования тщательного изучения зарубежных источников, прежде всего французских. Объем этих источников достаточно весом...
Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии
Снежкова, Елена Александровна — Новосибирск, 2007Среди крупнейших японских композиторов второй половины XX в. Такэмицу Тору1 (1930 - 1996) занимает особое место. «О нём, - отмечает Л. Акопян, - уже давно говорили как о единственном японце - и, более того, чуть ли не единственном уроженце Азии, - сумевшем занять место на самых вершинах современного музыкального Олимпа» [3, с. 221]. По мнению...
Теория и практика пения на подобен
Черкасова, Светлана Анатольевна — Москва, 2007Представители современного клироса - регенты, церковные деятели -собрали многочисленные распевы подобнов [54; 55]. По-преимуществу это поздние распевы - киевский, болгарский, монастырские распевы...
Трагический конфликт в ораториях Генделя
Консон, Григорий Рафаэльевич — Ростов-на-Дону, 2007Гипотеза исследования состоит в том, что выделенный нами круг ораторий обладает особыми жанровыми и драматургическими признаками, позволяющими трактовать их как отдельную разновидность - «трагические...
Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство
Круглова, Елена Валентиновна — Москва, 2007Произведения Генделя, обобщившего в своем творчестве различные европейские музыкальные направления, стили целой эпохи, «дают почти полное, энциклопедическое представление о пышном многоцветъи, о сложной иерархии больших и малых форм вокально-инструментальной музыки, сложившейся к середине Века Просвещения» (курсив мой -К К). (141; 549...
Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Генченкова, Мария Владимировна — Москва, 2007Свято-Троицкая Сергиева Лавра - «художественный портрет России в ее целом» [Флоренский 2001:491], старинный русский монастырь, находящийся в непосредственной близости от столицы, являющийся одной из самых древних обителей центральной Руси. «Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрание наиболее нервных, чувствующих...
Традиционная терминология татарской музыкальной культуры
Сагеева, Гульнара Ханифовна — Казань, 2007Терминология (в частности, традиционная татарская музыкальная терминология) является частью не только языка, но одновременно и "сообщением о культуре". Такое понимание терминологии основано на изучении семантики определенного слова (термина), которое позволяет "выявить в структуре значения слова семантические доли, которые отвечают за связь слова...
Фантастическое в немецкой романтической опере
Антипова, Наталия Анатольевна — Москва, 2007В свою очередь, многообразие его форм предстаёт следствием встроенно-сти в различные картины мира, моделируемые той или иной исторической эпохой и типом культурных текстов: от фольклора до научно-фантастических рассказов и фэнтези XX века. Более того, даже в контексте отдельно взятого вида художественного творчества фантастическое приобретает...
Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского: сущность и исторический контекст
Файн, Яков Наумович — Новосибирск, 2007В ходе дискуссии и после нее эти термины - тяготение, лад, интонация -использовались в других музыкально-теоретических разработках, вследствие чего, утратив свою прежнюю системно-понятийную обусловленность и попав в иной контекст, постепенно приобрели характер общепринятых выражений, по определению И. Котляревского - «понятий общего значения», в...
Формы существования музыки в культуре европейской традиции и их проявления во второй половине XX века
Мешкова, Анна Сергеевна — Екатеринбург, 2007В исследованиях зарубежных музыковедов произведение рассматривается, прежде всего, как категория онтологическая - то есть как форма бытия музыки. Но не во все исторические эпохи и не во всех музыкальных культурах музыкальные сочинения существовали в виде произведений. Музыкальное произведение - это исторический феномен, сформировавшийся, по словам...
Фортепианная музыка нижегородских композиторов: стилевые особенности и вопросы исполнения
Красногорова, Ольга Альбертовна — Нижний Новгород, 2007В данном исследовании рассматривается творчество нижегородских (горьковских) композиторов от начала XX века по настоящее время. Проблема периодизации их фортепианного творчества представляется крайне сложной задачей. Обращение композиторов к созданию фортепианной музыки происходит на протяжении указанного периода неравномерно. Поэтому осмысление...
Фортепианные концерты С.В. Рахманинова
Гун Вэй — Санкт-Петербург, 2007Концерт был излюбленным жанром Рахманинова еще и за счет того, что это самый синтетический и ярко демократический из крупных бестекстовых инструментальных жанров. В попытке соединить в фортепианном концерте симфонизм и вокально-речевую выразительность тематизма Рахманинов являлся прямым последователем Чайковского. Но он не только развил данную...
Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой
Невская, Ольга Витальевна — Москва, 2007В исследованиях, посвященных творчеству композитора, часто упоминается об особых отношениях Равеля с литературным словом. Работы в этом направлении концентрируются, главным образом, вокруг произведений Ра...
Хоровая композиция в современной отечественной музыке
Кошкарева, Наталья Владимировна — Москва, 2007Для рассмотрения такого емкого понятия, как хоровая композиция, требуются многоаспектные методы анализа. Здесь необходимо опираться на труды, касающиеся современной музыки в целом, а также - на работы, в которых анализируются состояние современной исполнительской практики и проблемы интерпретации. На первый взгляд, подобная область исследования...
Хоровые концерты Д.С. Бортнянского
Вихорева, Татьяна Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2007При анализе концертов Бортнянского необходимо учитывать их вокальную природу, преломление в них закономерностей, характеризующих типовые инструментальные формы XVIII в., сочетание их с многообразными традициями отечественной и западноевропейской музыки...
Цикл Дьердя Куртага "Игры" в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия
Хайновская, Татьяна Александровна — Санкт-Петербург, 2007В то же время, если отечественная фортепианная музыка для детей и юношества достаточно подробно изучена1, то литературы, особенно на русском языке, по вопросам анализа зарубежной фортепианной музыки для детей на сегодняшний день существует крайне мало. Имеющиеся труды лишь конспективно или с какой-либо одной стороны затрагивают существо проблемы...
Эволюция гармонической вертикали западноевропейского многоголосия XIII - начала XV веков
Румянцева, Маргарита Алексеевна — Москва, 2007Средневековое музыкальное искусство содержит в себе много интересных тем для исследования. Одна из них - тема вертикали, ее особенностей и направления эволюции. В содержание понятия «вертикаль» мы вкладываем определенный комплекс составляющих, а именно: типы созвучий, принципы их связи, голосоведение и ладовая организация. По сути, эта...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- ...
- 94
- Следующая страница »