Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

С.М. Сонки в истории русского вокального искусства

Шарма, Елена Юрьевна — Ростов-на-Дону, 2008

Объектом исследования стали документы и материалы, связанные с личностью, деятельностью и творчеством С. М. Сонки, позволяющие рассмотреть фигуру этого мастера в свете идей «Серебряного века», осмыслить его вклад в историю развития отечественного вокального искусства...

Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдулиной

Башарова, Ирина Раисовна — Уфа, 2008

Особенно сложны и актуальны для исследования музыкальные тексты композиторов — наших современников. Одним из наиболее ярких композиторов Новейшего времени является София Губайдулина. Поскольку музыкальные тексты композитора в процессе непрекращающегося становления наполняются новыми идеями, то во многом остаются для исследователя «закрытыми» и...

Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч

Сим Еунг Бо — Санкт-Петербург, 2008

Терем-квартет» - ныне действующий музыкальный коллектив, ансамбль, существующий вот уже 22 года, но попыток осмысления этого феномена до настоящего момента не предпринималось...

Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов

Усов, Артем Александрович — Казань, 2008

Тем не менее, несмотря на обширный и разнообразный репертуар, произведения для балалайки мало исследованы с точки зрения музыкального содержания, стиля и языка...

Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации

Есаков, Вячеслав Вячеславович — Москва, 2008

В рамках исторически-адекватного изучения Моцарта в последние десятилетия появилось немало исследований. Особенно способствовало формированию такого подхода к творчеству Моцарта издание научно выверенного Нового полного собрания сочинений (Neue Mozart Ausgabe, 1956-2006), Полного собрания переписки семьи Моцартов1, публикация документов2, новейших...

Специфика выразительных средств фортепиано в ансамблевой музыке

Чайкин, Сергей Германович — Новосибирск, 2008

В соответствии с заявленной темой рассмотрению подлежит инструментально-исполнительский аспект ансамблевого искусства. В исполнительской триаде (произведение — исполнитель - инструмент) интерес для нас будут представлять, главным образом, ансамблевый инструментарий, а также исполнительские задачи пианиста, обусловленные инструментальным контекстом...

Спорт в жизни и творчестве Шостаковича

Брагинский, Дмитрий Юрьевич — Санкт-Петербург, 2008

Спорт всегда входил в круг эмпирических интересов Шостаковича. Особенно его привлекали игровые виды: «теннис, волейбол, футбол»1, он хорошо разбирался в хоккее, при случае бывал на боксерских поединках2 и о посещал соревнования по борьбе...

С. Прокофьев и скифские мотивы в культуре Серебряного века

Калашникова, Анна Владимировна — Нижний Новгород, 2008

Событием, значимость которого трудно переоценить, стало издание в 2002 году в Париже «Дневника» Прокофьева1. В нём собраны записи, охватывающие с 1907 по 1933 годы, то есть ранний и зарубежный периоды жизни и творчества композитора. Следует подчеркнуть, что дневниковые записи обладают собственной спецификой в ряду иных форм авторского...

Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века

Прыгун, Елена Викторовна — Новосибирск, 2008

Настоящее исследование основано на признании неразрывного взаимодействия музыкальной культуры и образования. «Музыкальная жизнь» как локальная область «музыкальной культуры» и «музыкальное образование» как один из подвидов «образования» рассматриваются в качестве основных понятий, необходимых для реализации поставленной цели...

Становление профессионального хорового искусства в Адыгее

Гогина, Елена Леонидовна — Ростов-на-Дону, 2008

Необходимость исследования хоровой музыки композиторов Адыгеи обусловлена и потребностью практики — увеличением удельного веса национально-регионального компонента в учебных планах образовательных учреждений республики, а также культурной политикой, направленной на сохранение и дальнейшее развитие адыгской культуры1...

Творческая личность А.А. Касьянова в биографическом и источниковедческом аспектах

Колесников, Валерий Серафимович — Нижний Новгород, 2008

Признание заслуг Касьянова государством выразилось в присуждении ему Глинкинской премии, почетного звания народного артиста СССР, награждении орденами Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного знамени. Стал Касьянов и почетным гражданином Нижнего Новгорода. сийского государственного военного архива (РГВА), Российского государственного...

Тема Liebestod в европейской музыкальной культуре

Филипченко, Оксана Валериевна — Москва, 2008

Анализ творческого наследия композитора дает возможность рассматривать сюжет, в котором смерть становится высшим свершением любви, как своеобразный метасюжет, провоцирующий появление различных «ликов» Liebestod. М.Раку отмечает «завороженность Вагнера этим повторяющимся сюжетом»: «.в смерти воссоединяется со своим избранником Сента; умирает Эльза...

Темперамент как музыкально-художественный феномен

Сальникова, Майя Вениаминовна — Астрахань, 2008

Имеются ссылки на то, что темперамент активно осваивался теорией и практикой музыкального барокко. О фактах теоретического осмысления и популярности изображения темпераментов в музыке той эпохи сообщает М. Лобанова. В частности, в монографии о западноевропейском музыкаль...

Теория рядов в свете американской музыкальной науки 60-80-х гг. XX века

Изотова, Евгения Александровна — Москва, 2008

Проблемы, возникшие перед теорией музыки, были самые разноплановые. Прежде всего, требовалось осмыслить появившуюся 12-тоновость в аспекте ее разнообразной типологии и новой функциональной структуры. Затем возникла необходимость создания универсальной теории звуковысотности, которая, охватывая все эпохи, вывела бы общие закономерности...

Традиции оркестра духовых инструментов в эволюции джаз-бэнда

Балин, Андрей Полиславович — Ростов-на-Дону, 2008

На протяжении истории развития как духового, так и джазового коллективов данные исполнительские структуры имели многие точки соприкосновения. Более того, оркестр духовых инструментов, получивший к середине XIX века весомый статус в Европе (в том числе, и в России, чьи коллективы входили в число лучших в Европе), дал значительный импульс процессу...

Фактура в музыке XX века

Красникова, Татьяна Николаевна — Москва, 2008

Конец века и второго тысячелетия, усиливший апоплексические ощущения в обществе, поставил вопрос об ориентации в области культуры, которая вывела на поверхность истинно художественные ценности. Критериями ориентации, ее бифуркационной точкой отсчета служат категории традиции и новаторства. Их осознание в контексте времени позволяет, выстраивая...

Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика

Хоффманн, Анна Евгеньевна — Москва, 2008

Если музыка Россини, как правило, всегда вызывала восторженные характеристики - и у современников, и у историков, - то творчество Беллини и Доницетти, оценивалось отнюдь не всегда единодушно. На протяжении многих лет сочинения этих композиторов считали промежуточным, кризисным этапом в развитии итальянской оперы. Беллини и Доницетти начинали свою...

Феномен обработки чувашской народной песни в творчестве композиторов: к проблеме композиторского фольклоризма

Бушуева, Любовь Ивановна — Чебоксары, 2008

Феномен формирования подобной национальной школы получил рассмотрение в ряде исследований отечественных ученых, и в частности, в работе М.Н. Дрожжиной «Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века» [Дрожжина 2004]. Автор исследует молодые национальные школы (МНКШ) бывших советских республик как...

Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита

Шмакова, Ольга Владимировна — Новосибирск, 2008

Многоликость симфонии обозначенного периода проявляется в отсутствии единой структурно-семантической модели и стилевого канона, что сказывается на всех уровнях симфонии. В этой связи весьма проблемным становится положение финала как завершающей части крупномасштабной композиции, которое в XX веке усложнено тенденциями к синтезу различных типов...

Флейтовая культура Франции

Захарова, Варвара Александровна — Санкт-Петербург, 2008

Когда инструмент так востребован во всем мире, возрастает интерес ко всему, что с ним связано: его органологии4, репертуару, исполнительскому искусству, национальным школам. Еще в 1983 году выдающийся отечественный педагог профессор Ю.Должиков писал: «Для нас нет сомнений в том, что наша духовая культура должна приобщаться к лучшим достижениям...