Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Музыкознание как открытая система: опыт постановки проблемы

Корнелюк, Татьяна Александровна — Новосибирск, 2007

Характерной чертой научной мысли конца XX - начала XXI веков стало стремление системно осмыслить различные явления человеческого знания. В отечественном музыкознании всплеск методологической рефлексии пришелся на последнее тридцатилетие XX века. В конце 70-х -начале 80-х годов прошлого столетия появляется ряд статей отечественных ученых...

Мюзиклы Э.Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика

Андрущенко, Елена Юрьевна — Ростов-на-Дону, 2007

Появление упомянутых публикаций, использующих материалы зарубежной печати и тематических Интернет-сайтов, предопределяется аналогичной направленностью зарубежной «уэбберианы». Монографические работы о композиторе, вышедшие в свет на Западе (McKnight 1984, Mantle 1989, Walsh 1989, Coveney 2000, Snelson 2004), склонны акцентировать событийную...

Народная песня как феномен китайской культуры

Чан Лиин — Санкт-Петербург, 2007

Степень изученности проблемы. Проблема целостного исследования народных песен в настоящее время еще не получила должного освещения. Несмотря на то, что в Китае существует множество изданных сборников национального музыкального фольклора и ряда посвященных ему научных трудов, в них, как правило, затрагиваются лишь исторические аспекты возникновения...

Народно-певческая традиция терского казачества

Марахтанова, Галина Николаевна — Москва, 2007

Чтобы изучить культуру народа, традицию, нужно понять обычаи и нравы, язык, песни, игры, поверия и сказания, сохранившиеся в народной среде. История терского казачества и к настоящему времени еще не достаточно изучена. Современное большинство казачьего населения о великих делах своих предков знает не очень много: в основном по устным преданиям и...

Национальная идея в контексте мирового балета

Чо Ми-сон — Санкт-Петербург, 2007

Несмотря на сказанное выше, история балета в Корее началась с преодоления комплексов. Первопроходцы в области балета конца 1920-х годов, все как один, отмечали в своих воспоминаниях: «Балет - это сугубо западное явление. С нашими короткими ногами и руками, с нашей эмоциональной спецификой для нас он решительно неприемлем». Предпринимая первые...

Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия

Камышникова, Светлана Валентиновна — Новосибирск, 2007

Вместе с тем, происходящие в современном обществе коренные социальные изменения свидетельствуют о характерном для рубежа XX-XXI веков смещении доминантности от рационализма к целостности и холизму в видении мира, об ожидании крупных фундаментальных изменений в научном мировоззрении, в первую очередь, в областях гуманитарного знания.1...

Органное творчество Петра Эбена

Карпова, Анна Викторовна — Нижний Новгород, 2007

Чем же можно объяснить подобное невнимание к композитору в нашей стране? Думается, сложившаяся ситуация обусловлена рядом вполне объективных причин. Попытаемся их прояснить...

Осмогласие как интонационная система современного православного богослужения

Гиливеря, Виктория Евгеньевна — Новосибирск, 2007

Древнерусское богослужебное пение, унаследовав византийскую гла-совую систему, восприняло и принцип мелодической формульности гласов. При этом интонационное решение формул отличалось от греческой гласовой...

Особенности фортепианного стиля А.С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества

Покровская, Ирина Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2007

Отношение к музыканту изменилось на рубеже 10-20-х годов XX века. Основная причина, безусловно, коренилась в рождении в тот период новой эстетики и нового мироощущения. На авансцену выступили новые демократические течения, во многом противопоставляющие себя изысканному и интимному искусству миниатюрности. Музыка А. Аренского утратила своего...

Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто

Бедуш, Елена Александровна — Москва, 2007

Справедливо считается, что главные ренессансные инициативы, в том числе в области музыки, принадлежат Италии. В те смутные времена, когда Апеннины переходили из одних монарших рук в другие, вместе с награбленными сокровищами, скульптурами и картинами итальянских мастеров в Европу «вывозились» и песни, такие легкие и привлекательные в своей...

Поэтика "больших опер" Э. Скриба - Дж. Мейербера

Новоселова, Евгения Юрьевна — Москва, 2007

Безусловно, к концу XIX века оперное наследие Р.Вагнера и Дж.Верди вольно или невольно затмило имена их предшественников, но этот взлет оперного искусства был бы невозможен, если бы он не был подготовлен творчеством не менее значимых композиторов. Лишь последняя треть XIX века стала временем великих Дж.Верди и Р.Вагнера. Но если первую треть XIX...

Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве

Силантьева, Ирина Игоревна — Москва, 2007

Достойный научного осмысления материал - возможности творческой природы певца-актера в рамках традиции перевоплощения - требует новизны исследовательского взгляда, обобщения опыта выдающихся мастеров современной оперной сцены, перспектив метода создания личности персонажа, что в целом способно возвести исполнителя на новый уровень самопознания и...

Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста

Лысенко, Светлана Юрьевна — Новосибирск, 2007

Данный круг проблем, как видим, отражает «музыкоцентристскую» (М. Черкашина) позицию исследователей. Правомерное признание в таком синтетическом жанре, как опера, доминирующего положения музыки способствует концентрации внимания исследователей на музыкальной партитуре. Опора на анализ элементов музыкального языка в их взаимосвязи помогает глубоко...

Регент Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Фортунато

Балуева, Наталья Вениаминовна — Москва, 2007

Михаил Фортунато принадлежит ко второму поколению русских эмигрантов. Его родители покинули Россию после революции 1917 года. Родившись в Париже в 1931 году, он, как и многие его сверстники из русских семей, был воспитан в национальных традициях. Жизнь его семьи, подобно другим русским семьям, надеявшимся когда-нибудь вернуться в Россию...

Русские певческие книги

Захарьина, Нина Борисовна — Москва, 2007

Научная новизна состоит в том, что впервые феномен певческой книги рассматривается комплексно, как способ хранения музыкальной информации. Такие общеизвестные функции певческой книги, как обслуживание христианского ритуала или применение при обучении пению, оказываются лишь частными случаями использования содержащейся в них информации. В связи с...

Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование

Альтшулер, Марина Сергеевна — Москва, 2007

Современный подход в исследовании фольклора делает невозможным изучение причети вне ее интонирования, а также вне контекста - обряда или конкретной ситуации. Только комплексное изучение причитаний является наиболее адекватным и дает возможность изучать реальное культурное явление, а не его отражение. Для этого необходимо рассмотрение жанра в...

Русский академический оркестр ГТРК "Новосибирск"

Звягина, Светлана Александровна — Новосибирск, 2007

Созданный В.В. Андреевым оркестр народных инструментов является уникальным воплощением национального самосознания Именно поэтому в течение относительно короткого исторического периода произошло развитие состава, формирование репертуара и в целом утверждение этой новой области отечественного исполнительского искусства...

С.И. Танеев и Серебряный век

Штейнер, Ольга Александровна — Москва, 2007

Однако в процессе изучения музыкального творчества композитора стало ясно: за «ретроградностью» Мастера стояло поразительное разнообразие художественных интересов, прочная укорененность в мире художественных исканий культурной эпохи рубежа веков, способность к этическому и эстетическому консонированию идеям и настроениям fin de siecle. Попытка...

С.М. Козолупов и его школа в контексте развития русского виолончельного искусства

Селезнёв, Алексей Николаевич — Москва, 2007

С другой стороны, изменения социально - экономической ситуации в стране в конце XX - начале XXI вв., когда культура фактически перестала быть национальным приоритетом, и в обществе отсутствует какая-либо объединяющая генеральная линия развития; не могло не отразиться на состоянии музыкального образования. В условиях тотального господства...