Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
Интерьер жилища волго-уральских татар: развитие и этнокультурная специфика
Сулейманова, Диляра Наилевна — Казань, 2007Пространство и вещи в интерьере не находятся в хаосе. Отличительная черта жилого пространства состоит именно в том, что это организованное - «свое» культурное пространство, стоящее в оппозиции к воспринимаемому как «хаотичному» чужому - внешнему миру. Пространство и предметный мир интерьера подчинены порядку, одним из определяющих принципов...
Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ
Гринько, Иван Александрович — Москва, 2007В итоге по непонятным причинам это по-своему уникальное явление долгое время оставалось практически за границами научных интересов этнографии. В данной работе будет предпринята практически первая попытка рассмотреть феномен искусственных изменений человеческого тела, как отдельную онтологическую единицу в системе социо...
Кипчакский компонент в этногенезе киргизов
Абдуманапов, Рустам Абдубаитович — Томск, 2007По мнению С.Г. Кляшторного древние кыргызы, тюрки, огузы и кипчаки являлись основными тюркоязычными этносоциальными объединениями, сложившимися практически одновременно, между V-VII вв., и «в течение почти тысячелетия влиявшими на судьбы Центральной и Средней Азии»2. По сути, современные киргизы являются продуктом смешения и взаимодействия этих...
Локальные варианты семейной обрядности Архангельского Севера в конце XIX - начале XX вв.
Чухина, Анастасия Александровна — Архангельск, 2007Пристальное изучение географического расселения народов распространение их культуры (в том числе и этнографическое картографирование) привело советских этнографов к весьма важному для современной этнографии выводу: границы расселения отдельных этносов (этнические территории), ареалы отдельных языков, отдельных комплексов, а тем более элементов...
Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона
Голант, Наталия Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2007Этнолингвистическая география Южной Славии» (М., 2004) и О. Хедешан «Лекции о календаре» (Hede§an О. Lectii despre calendar. Timi§oara, 2005). При сборе полевого материала потребовалось применение методических приемов этнографии: непосредственного наблюдения и опроса...
Материальная культура айнов (XIII-XIX вв.)
Соколов, Андрей Михайлович — Санкт-Петербург, 2007Айны не имели и не имеют собственной письменной традиции. Поэтому объекты материальной культуры айнов наряду с языком, фольклорными произведениями и бытовыми традициями являются наиболее представительными маркерами. В японских письменных источниках первые несомненные упоминания об айнах относятся к XVI - XVII вв. Ещё одним источником для изучения...
Межкультурное взаимодействие на территории Аляски в период российской колонизации
Питерская, Елена Сергеевна — Москва, 2007Являясь особенным географически ареалом, через который проходили волны переселений из Северо-Восточной Азии в Новый Свет, Аляска на протяжении всей своей истории была ареной контактов множества этнических групп. Наиболее высокой степенью интенсивности и напряженности в XVIII в. отличались межкультурные контакты на территории Алеутских островов...
Механизмы самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья
Данилко, Елена Сергеевна — Москва, 2007Старообрядческая культура стремится к максимальной актуализации наследия, и традиция является самым главным способом структурирования коллективного опыта. В ментальной сфере традиционализм выражается в использовании старообрядцами категорий мифологизированного (средневекового) сознания для объяснения исторических реалий и современной...
Мордовская крестьянская община в первой трети XX в.
Мирошкин, Владимир Вячеславович — Саранск, 2007Изучение крестьянской общины как этностабилизирующего и социального института, в рамках которого довольно активно и успешно шло межэтническое взаимодействие; как коллектива, где происходило удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей, предоставляет богатейший опыт для решения проблемы толерантности, роста национального...
Мюрегинцы в XIX - начале XX в.
Абдулкеримова, Зумруд Загирбековна — Махачкала, 2007Указывая на это этническое сближение и взаимовлияние С.Ш. Гаджиева пишет: «Помимо наличия большого числа даргинских слов в диалекте южных кумыков, мы замечаем и фонетические особенности их диалекта, свойственные даргинскому языку»1...
Народ ва: история, традиционная культура и ее модификации в современном Китае
Закурдаев, Алексей Александрович — Москва, 2007Даже в таком глубоко традиционном обществе культура чрезвычайно мобильна, изменчива, способна заимствовать иноэтничные элементы, адаптировать их под себя. Культура живет в процессе перманентного творчества, а люди - носители культуры, ее творцы. Взаимодействуя с ними, автор убедился, что они постоянно стремятся объяснять окружающие их предметы и...
Народная медицина аварцев: этнографический аспект
Алиева, Патимат Шапиулаевна — Махачкала, 2007Богатство и своеобразие природно-климатических условий жизни аварцев, как и других народов Дагестана, позволили накопить им богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья. Однако формирование и накопление этого опыта связано не только с названными условиями, но и с образом мышления, особенностями миропонимания и характером социально...
Народы Нижнего Амура: социальные, экономические и культурные трансформации в постсоветский период
Месштыб, Нина Александровна — Москва, 2007Интерес представляет новая серия, посвященная этнографии коренных народов Дальнего Востока «Записки Гродековского музея», издаваемая Хабаровским краевым краеведческим музеем. Привлекает разнообразие привлеченных авторов - это ученые, музейные работники, педагоги, мастера декоративно-прикладного искусства, аспиранты и даже школьники. Многие из...
Пища народов Нагорного Дагестана в XIX - начале XX вв.
Рамазанова, Зоя Буттаевна — Махачкала, 2007Пища - важнейшая форма потребления в любом обществе. В ее структуре находит свое наибольшее отражение характер освоения коллективом ресурсов среды обитания. По сравнению с другими элементами материальной культуры пища отличается относительно большей консервативностью и устойчивостью, меняется (в нормальных условиях...
Племенная поэзия Аравии как этнографический источник
Василенко, Максим Игоревич — Санкт-Петербург, 2007Собирая полевые данные, этнограф может увидеть лишь то, что позволяет ему традиционное общество, и редко больше. Чтобы изучать культурную действительность, ее нужно фиксировать, а реальность, зафиксированная самим исследователем, не вполне объективна. К тому же далеко не всегда можно с уверенностью сказать, что метод исследования не влиял на...
Положение хакасской женщины в традиционном и современном обществе
Тутаркова, Наталья Валерьевна — Абакан, 2007К концу XIX в. этнография вступает в новый этап своего развития. В это время начинают издаваться специализированные этнографические журналы -«Этнографическое обозрение» (1889 г.), «Живая старина» (1890 г.) - в которых публиковались работы по фольклору, народным верованиям, хроника, библиография. На страницах «Живой старины» печатался П.Е. о...
Похоронно-поминальная обрядность бартангцев
Лашкариев, Амришо Зохирбекович — Москва, 2007Рассмотрение похоронно-поминальноЙ обрядности выдвигает на первый план изучение религиозного синкретизма, взаимодействия ранних форм верований и исмаилизма, который имеет место в представлениях и I ритуальных практиках памирцев. Пережитки, восходящие к домусульманским верованиям, проявляют в быту большую стойкость и не просто сосуществуют с...
Праздники русских Архангельского Севера в XX - начале XXI века
Фролова, Александра Викторовна — Москва, 2007Собирательская деятельность значительно оживилась после создания в 1845 г. Русского Географического общества (РГО) и разработки его этнографическим отделением Программы для собирания этнографических сведений (опубликована в 1847-1848 гг...
Представления о жизни и смерти агинских бурят: традиции и инновации
Цыденова, Дарима Цыденовна — Новосибирск, 2007Объект исследования - духовная культура бурят, проживающих на территории современного Агинского Бурятского автономного округа в долинах рек Ингода и Онон (Восточное Забайкалье). Будучи интегрированными в современное индустриальное общество России, они сохраняют черты традиционной культуры...
Простонародное движение иудействующих в России XVIII-XX веков
Львов, Александр Леонидович — Санкт-Петербург, 2007Одна из целей моей работы - предложить альтернативную концептуальную схему, основанную на противопоставлении категориального (понятийного) и текстуального мышления. Предметом этнографического изучения в рамках этой схемы оказываются практики и движения, субъективный смысл которых определяется известными их участникам текстами. Повышение роли...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- ...
- 58
- Следующая страница »