Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Театральность в русской прозе второй половины XIX века

Мелешкова, Ольга Александровна — Коломна, 2005

Чтобы определить, что такое театральность, нужно рассмотреть особенности самого драматического искусства. Драма, по словам Горького, является самым трудным родом литературы. Это самый трудный род литературы потому, что до сих пор нет четкого определения его своеобразия, его существа, его внутренней и внешней структуры. В литературоведении...

Тема Востока в творчестве Бориса Пильняка

Абдуразакова, Елена Рудольфовна — Владивосток, 2005

Среди представителей русской литературы советского периода, чей интерес к Востоку и взаимодействие с ним были глубокими и взаимодополняющими, личность Бориса Андреевича Пильняка занимает весьма значительное место. Ориентальная проза писателя — явление чрезвычайно своеобразное в русской литературе первой половины XX века, когда после Октябрьской...

Тема семьи в творчестве М.Горького

Кабак, Марина Анатольевна — Москва, 2005

Действительно, творческое сознание любого художника многомерно, неоднозначно, оно не укладывается в рамки каких-либо классификаций и определений. Творческий путь писателя - это, по сути, эволюция от произведения к произведению его любимых идей и образов, реализация наболевших вопросов. У Максима Горького было несколько таких сквозных тем...

Типологические принципы литературной критики А.М. Скабичевского

Локтева, Светлана Александровна — Смоленск, 2005

Установление своеобразия литературного критика «возможно лишь путем сравнения» (364, с. 43), так как в характере его деятельности «совершенно немыслимо разобраться на основании анализа лишь его собственных произведений» (47, с. 13). Использование метода историзма как органического элемента типологического подхода позволило нам сосредоточить...

Типология раннего творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина и Д.И. Стахеева

Данилова, Оксана Леонидовна — Елабуга, 2005

Трудность в определении термина заключается в специфике функционирования очерковых произведений в XIX и в XX веках. Во 2-ой половине XIX века жанр этот существовал как свободная форма, способная синтезировать в себе элементы разных жанровых форм. И это неудивительно - литераторы различных художественных предпочтений и направлений пробовали себя...

Типология характеров и способы их воплощения в драматургии Л.Н. Андреева

Проц, Дмитрий Евгеньевич — Орел, 2005

На опыт А.ГГ.Чехова в поисках нового пути развития драматического искусства опирался Леонид Николаевич Андреев, который считал его своим учителем. «Чехов не любил моих рассказов и, наверное, ненавидел бы мои драмы - и все-таки я его продолжатель. И именно тем, что ни по содержанию, ни по форме я как будто не буду .похож на него - именно этим самым...

Т. Кибиров: творческая индивидуальность и проблема интертекстуальности

Багрецов, Дмитрий Николаевич — Екатеринбург, 2005

Ученые, перечисляя факторы, которые обусловливают индивидуальность художника, говорят о биографическом опыте, в который входит социальная среда, воспитание, исторические обстоятельства и жизненные испытания...

Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков)

Куделько, Наталья Александровна — Москва, 2005

Предмет исследования - "тургеневское" в прозе писателей XX века; историко-генетические и сравнительно-типологические связи творчества названных писателей, составляющих единую линию в русской литературе XIX - XX веков...

Традиции трагедии и мистерии в художественных мирах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева

Молодкина, Ольга Витальевна — Стерлитамак, 2005

В.И. Беззубов, напротив, подчеркивает общие принципы изображения человека в творчестве Достоевского и Андреева: «Достоевский поставил под сомнение "естественного", "природного", "разумного" человека просветителей, человека от природы доброго, человека с однозначным "разумным" сознанием. Он вывел своего "антигероя" с "подпольными мыслями", со...

Трансформация классических жанров в поэзии И. Бродского: эклога, элегия, сонет

Глебович, Татьяна Александровна — Екатеринбург, 2005

Вне рассмотрения жанровой палитры И. Бродского невозможно понимание структурных основ его поэтического мира, так как принципы бытования стихов, озаглавленных названиями жанров, определяют пути сознательного миромоделирования в авторском поэтическом универсуме. Кроме того, исследование судьбы классических жанров в творчестве И. Бродского необходимо...

Три эпохи русского литературного авангарда

Казарина, Татьяна Викторовна — Самара, 2005

Преимущественное внимание к эстетической природе авангарда, на наш взгляд, позволяет уйти от описательности, приблизительности и субъективизма в понимании и оценке как явления в целом, так и его самостоятельных этапов, форм художественной деятельности и конкретных результатов...

Условная драма 1920 - 1950-х годов

Купченко, Татьяна Александровна — Москва, 2005

Открытие бессознательного, иррационального, тайной, скрытой жизни человеческого сознания стало одним из главнейших открытий начала века. Искусство стремится обнажить эту сторону бытия как наиболее важную, «истинную», глубинную. Все модернистское искусство подчинено идее проникнуть за покровы рационального, зримого мира, данного нам в эмпирике...

Федор Сологуб в 1890-е - начале 1900-х годов. Жизнь. Прозаическое творчество

Павлова, Маргарита Михайловна — Санкт-Петербург, 2005

Появление в последние десять лет монографий, посвященных жизни и литературной деятельности Андрея Белого, Михаила Кузмина, Константина Бальмонта, Василия Розанова 1 и др., свидетельствует об актуальности...

Феномен массовой литературы XX века: проблемы генезиса и поэтики

Черняк, Мария Александровна — Санкт-Петербург, 2005

Диапазон проблематики принципиально меняет видение литературы, а соответственно и структурное рассмотрение любых литературных фактов, равно как и артефактов культуры. «Категории поэтики заведомо подвижны: от периода к периоду и от литературы к литературе они меняют свой облик, смысл, вступают в новые связи и отношения, складываются в особые и...

Феноменология провинции в русской прозе конца XIX - начала XX века

Эртнер, Елена Николаевна — Екатеринбург, 2005

Выстраивание «текстов» имеет своим основанием один из интересных и продуктивных подходов к исследованию литературы «места» - концепцию ее восприятия как локального текста [Лотман, 1992: 178-179; Гаспаров, 1996: 324]. Как подчеркивает В.Н.Топоров, «.пространство есть текст (т.е. пространство может быть понято как сообщение)» [Топоров, 1983: 227...

Феномен понимания в творчестве А.П. Чехова конца 1870-х - первой половины 1890-х годов

Баханек, Светлана Николаевна — Тюмень, 2005

Подобного рода наблюдения подготавливают выход на феномен понимания как предмет особого исследовательского внимания. На сегодняшний день имеется ряд точных замечаний и наблюдений о данном феномене у Чехова, хотя в большинстве случаев они были сделаны попутно решению иных научных задач...

"Филологический роман" в русской литературе XX века

Разумова, Ангелина Олеговна — Москва, 2005

Термин «филологический роман» совсем недавно введен в филологический обиход ; критик и писатель Вл. Новиков предпринял попытку «канонизировать» его3. Есть ли у этого словосочетания будущее? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к прошлому - к истории филологического романа...

Философия природы в творчестве М.М. Пришвина и А.П. Платонова

Мохнаткина, Юлия Сергеевна — Владимир, 2005

В творчестве М.М. Пришвина тема природы является центральной; в его произведениях изображается не просто портрет живой природы: читатель захвачен и самим предметом описания, и методом наблюдения, повлиявшим на работу со словом. У Пришвина природа есть тот «угол писательского зрения», который позволяет охватить действительность в «космическом...

Философско-художественные искания Д.С. Мережковского в период эмиграции

Кулешова, Ольга Валерьевна — Москва, 2005

Советская Россия была долгое время лишена возможности выносить оценку творениям Мережковского, поэтому первыми читателями и ценителями его произведений становятся соотечественники-эмигранты. Следует подчеркнуть эмоциональность и субъективность эмигрантской критики, делающей подчас слишком поспешные и скороспелые выводы, основанные не на детальном...

Философско-эстетическая система Владимира Набокова и ее художественная реализация: период американской эмиграции

Романова, Галина Романовна — Владивосток, 2005

Отсюда вытекает целевая задача литературоведения начала XXI века - в обновленную концепцию единой истории русской литературы XX столетия вписать феномен Русского Зарубежья...