Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Раннее творчество Булата Окуджавы

Розенблюм, Ольга Михайловна — Москва, 2005

Все это подводит нас к необходимости восстановить, реконструировать биографию Окуджавы, факты которой отчасти вообще выпали из поля зрения его читателя и исследователя4, отчасти «мифологизировались» и искажались самим Окуджавой, а отчасти мифологизируются уже читателем, стремящемся «ограничить» Окуджаву либо восприятием его как «барда», либо...

Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта

Цыкунова, Галина Владимировна — Москва, 2005

Таким образом, в контексте этих духовно-нравственных поисков, творчество К. Бальмонта религиозно-философского направления есть полноценное звено в истории русской литературы начала 20 века, в котором отразились типичные увлечения характерные для тех лет. А потому не случайно, символизм как главное свойство художественного мира Бальмонта привел его...

Ритм прозы А. Ремизова

Целовальникова, Надежда Викторовна — Астрахань, 2005

Творчество Ремизова развивалось по двум направлениям. С одной стороны, писатель уделял значительное внимание созданию автобиографических повествований. Написанные в разное время, они составляют своего рода хронику жизни писателя («Взвихренная Русь» (1917-1924), «Подстриженными глазами» (1951) и т.д.). Эти книги нельзя полностью отнести к мемуарной...

Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А. С. Грибоедова

Филиппова, Альбина Александровна — Санкт-Петербург, 2005

Если же, все - таки, упоминать о «белых пятнах» в биографии писателя, то это касается его военной службы, обучения в университете, его юношеских и детских годах, вплоть до определения настоящего года его рождения...

Роман В. Набокова "Приглашение на казнь"

Радько, Елена Вячеславовна — Екатеринбург, 2005

Набоков считает наиболее адекватным способом освоения художественных текстов, в том числе собственных, - исследование стиля: "Подлинный сюжет, заключается в стиле".3 Индивидуальная структура, по мнению писателя, оказывается "органическим и неотъемлемым свойством личности автора". Постичь "индивидуальную магию писателя" можно лишь, "исследуя...

Роман Г.Д. Гребенщикова "Чураевы" в социокультурном контексте эпохи

Царегородцева, Светлана Сергеевна — Томск, 2005

Гребенщикова составил 2259 единиц хранения, среди которых рукописи, печатные материалы, документы, переписка и фотодокументы [1]. Возвращение архива писателя из США создало основу для научного исследования его творчества...

Роман И.В. Гете "Страдания юного Вертера": рецепция в России

Лобачёва, Дина Викторовна — Томск, 2005

Сформулированная в предисловии коммуникативная функция произведения -«пусть эта книжка будет тебе другом, если по воле судьбы или по собственной вине ты не найдешь себе друга более близкого»5, - была буквально воспринята читателем конца XVIII в. как приглашение занять место адресата писем Вертера, стать соучастником чужой боли и радости6. Согласно...

Романы А.К. Шеллера-Михайлова 1860 - 80-х годов

Жучкова, Елена Николаевна — Нижний Новгород, 2005

В то же время многие критики и литераторы упрекали Шеллера в «недостаточной художественной отделке» [159, с. 24] произведений, в отсутствии «поэтических красот» [159, с. 24], в излишних тенденциозности и морализаторстве, в некоторой расплывчатости социальной авторской позиции...

Романы П.Д. Боборыкина в контексте русской прозы второй половины XIX века

Щеблыкин, Сергей Иванович — Тамбов, 2005

В первую очередь - почти не изучена индивидуальная поэтика Бобо-рыкина-романиста, и это в то время, когда потребность в таких исследованиях уже обозначена как важнейшая научная проблема (4...

Русская "деревенская проза" в англо-американской славистике

Чеканникова, Ирина Михайловна — Томск, 2005

По мнению Д. Лихачева, на наших глазах рождается новое сознание, новая идеология, новое мышление. Суть его сводится к тому, что появившиеся в настоящее время многочисленные опасности обострили в человеке чувство родства с другими людьми, своими собратьями по планете, родства с природным миром. Ныне человек все прочнее осознает себя и частью...

Русская интеллектуальная проза 20-х годов XX века

Ратке, Игорь Рудольфович — Волгоград, 2005

Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи: проследить различные пути развития русской интеллектуальной прозы 20-х годов XX века, нашедшие свое выражение в творчестве таких авторов, как Б.Пильняк, Е.Замятин и В.Набоков; выявить способы организации повествования, характерные для интеллектуальной прозы, их типологические признаки и...

Русская литература и книжная культура в наследии местных книжно-рукописных традиций

Савельева, Наталья Вячеславовна — Санкт-Петербург, 2005

Вместе с тем, несмотря на многочисленность и многоаспектность исследований книжно-рукописных традиций различных районов, до сих пор остается нераскрытым само наследие этих традиций, совокупность всех памятников литературы и книжности, созданных и бытовавших в разных уголках России. Первоначальные сведения о составе рукописных и старопечатных...

Русская литература начала XX века и творчество Оскара Уайльда: проблемы влияния, перевода и типологических контактов

Добрицкая, Александра Витальевна — Краснодар, 2005

Так как речь идет о сопоставлении столь разных явлений (иноязычный писатель и национальная традиция), необходимо специально сказать о наших исследовательских принципах. Когда речь будет идти о влиянии (Уайльда на русскую литературу), которое представляется нам прямым и доказанным, мы будем говорить о нем достаточно осторожно, помня о том, что...

Русская литературная сказка XVIII века: история, поэтика, источники

Гистер, Марина Александровна — Москва, 2005

Русская литературная сказка формируется в образованной и, по большей части, дворянской среде на основе народной сказки. Начиная с эпохи возникновения - 1760-х гг. - и до конца XVIII в., она испытывает заметное влияние французской литературной сказки XVII-XVIII вв...

Русская литературная утопия второй половины XX века

Ковтун, Наталья Вадимовна — Томск, 2005

Разрушенная христианская гармония вселенной, осознанная как трагедия традиционалистами или как долгожданный праздник авангардистами, равно поставила перед человеком нового зона задачу создания иной картины мира1. Моделировать мир для художника - вечная, но чаще всего подсознательная деятельность, направленная на утверждение ценностей новой...

Русская словесность 1862 года

Блума, Анита Яновна — Тверь, 2005

Объект, предмет и методологическая основа исследования. В представленной к защите работе исследование объекта осуществляется как ме-таописательная процедура, обращенная к «дискурсивной формации» (М.Фуко2). Предмет понимается нами как «языковое пространство» сосуществующих высказываний, имеющих функцию самоотюания. Как явление языковое, литература...

Русский офицер в прозе первой трети XX века: типология и поэтика характера

Коржов, Александр Сергеевич — Тамбов, 2005

Художественное осмысление образа русского офицера прозаиками первой трети XX века продемонстрировало его богатый творческий потенциал. Произведения, которые посвящались проблемам русского офицерства, представляют собой значительный историко-культурный пласт, без исследования которого представляется невозможным воссоздание целостной, глубокой...

Своеобразие литературной критики Д.С. Мережковского конца XIX - начала XX веков

Шабаршина, Валерия Викторовна — Москва, 2005

Мы же хотим разобраться, в чем своеобразие литературно-критической мысли Д.С. Мережковского, в чем его критические работы отвечают его личному мировоззрению, что они взяли из своего времени и что почерпнули из прошлого, а также понять, чем субъективная критика отличается от классических образцов критических жанров...

Семантика и поэтика образа Свете Тихий в русской поэзии XIX века

Сергеева, Ольга Алексеевна — Санкт-Петербург, 2005

В. В. Колесов установил два типа соотношений на пути ментальных преобразований концепта: 1) соотношение между вещью и словом (между миром и языком), данное в понятии (идее), и 2) соотношение между явленными в слове формами концепта. Если первое представляет семантический треугольник, каждый компонент которого изменяет свой статус по мере...

Семейно-родовой мир М.Е. Салтыкова-Щедрина: эстетическая модель, историко-публицистический контекст и литературные перспективы

Джос, Елена Федоровна — Краснодар, 2005

Господа Головлевы») в пространстве личной жизни и публицистической деятельности автора, в перспективе взаимодействия с художественными текстами конца XIX-XX века позволяет проследить становление идейно-эстетической концепции семейно-родового мира от середины XIX до середины XX века, охватив единым научным взглядом основополагающее для русской...