Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

"Сказание" инока Парфения в литературном контексте 1820-1870-х годов

Бузько, Елена Александровна — Тверь, 2005

Девятнадцатый век несет принципиально новое, аналитическое отношение к православному Востоку, выразившееся в изучении древнерусского паломничества, в разыскании и изучении его памятников. В первой половине XIX в. паломничество еще не имело того массового характера, который оно приобрело после, в особенности с возникновением в 1882 г. Палестинского...

Сон и сновидение в раннем творчестве Ф.М. Достоевского: поэтика и онтология

Фазиулина, Ирина Владимировна — Ижевск, 2005

Это единство достигается за счет «селективно-центрирующей тенденции автора» (с. 118), заключающейся в повторяемости основных характеров и ситуаций в произведениях, одними из которых являются, безусловно, онейрические видения. «Так, из 14-ти произведений 40-х годов (включая коллективное "Как опасно предаваться честолюбивым снам") лишь в пяти...

Специфика жанровой структуры повестей Н.С. Лескова 1860 - 1890-х годов

Савелова, Лилия Владимировна — Ставрополь, 2005

Изучение жанровой структуры повести Н.С. Лескова в предлагаемом аспекте позволит выявить гносеологические, онтологические и художественно-антропологические принципы творчества писателя, вплотную приблизиться к типологии лесковской повести, без которой картина его жанровых приоритетов и художественного наследия в целом не может быть полной...

Специфика стилевой модели в романах М.А. Булгакова "Белая Гвардия" и "Мастер и Маргарита"

Болдаков, Павел Иннокентьевич — Иркутск, 2005

Противопоставить явления означает одновременно утвердить и опровергнуть их сущности1. Диалектическое единство явлений предполагает их взаимообусловленность. Взаимовлияние феноменов эволюции и революции не могло не отразиться на модели художественного мышления писателя. Данное взаимодействие феноменов оформилось в художественном стиле...

Стадиальное развитие русской литературы XI - первой трети XVIII в.

Ужанков, Александр Николаевич — Москва, 2005

Только в последние полтора десятилетия появились такого рода работы, но их очень мало, еще меньше обобщающих теоретических трудов, на основе которых можно было бы построить историю русской словесности...

Стилевой феномен символистского романа в контексте культуры Серебряного века

Дубова, Марина Анатольевна — Москва, 2005

Многие явления русской литературы Серебряного века определились по сути и форме в зависимости от того, в каком отношении к проблеме культуры они стояли. Проблема культуры как одна из острейших тревог современного мира возникла уже именно тогда, к началу XX столетия...

Стихотворные повести В.А. Жуковского 1830-х гг.: проблемы перевода и мифопоэтики

Никонова, Наталья Егоровна — Томск, 2005

Наиболее изучены шиллеровские переводы поэта, поскольку «поэтическое творчество Жуковского и формирование эстетики русского романтизма стали наиболее сильными побудительными причинами» интереса к лирике Шиллера в g...

Сюжетно-композиционная структура романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Степаненко, Анна Константиновна — Махачкала, 2005

Эта концепция повлекла за собой исследования, посвященные именно анализу соотношения главных сюжетных линий романа, поиску связующих звеньев, доказательству целостности и единства романа...

Творческая судьба Ивана Савина (1899-1927)

Крошнева, Марина Евгеньевна — Ульяновск, 2005

В культурной среде Финляндии 1920-х гг. И. Савин занимает место творчески настроенного интеллигента, продолжателя традиций отечественной дореволюционной литературы. Вслед за художниками Серебряного века молодой писатель стремился выразить в литературном творчестве внутреннюю гармонию человека, согласие, поиски смысла жизни, трагизм крушения мира...

Творчество Александра Бека: поэтика нравственного становления личности в социально-историческом контексте

Саркисян, Жанна Петровна — Краснодар, 2005

Объектом исследования стали все основные тексты Александра Бека, от ранних публицистических выступлений 20-х годов до последнего, при жизни автора не опубликованного романа «Новое назначение...

Творчество В.К. Арсеньева. Специфика научно-художественной системы

Яроцкая, Юлия Александровна — Владивосток, 2005

В основе методики исследования лежит комплексный подход к анализу текста, сочетающий в себе элементы историко-литературного и сопоставительно-типологического методов анализа...

Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности

Эмирова, Гури Абдурагимовна — Махачкала, 2005

Универсальный реализм (а именно под этим условным терминологическим обозначением подразумевается разновидность реалистической литературы, утвердившейся в русской литературе в последние несколько десятилетий) В. Распутина существенно расширяет художественное освоение связей человека с миром за счет естественных условий человеческого бытия...

Творчество В. Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика

Иванова, Екатерина Алексеевна — Саратов, 2005

В. Шершеневич внес значительный вклад в становление теории футуризма и имажинизма. Именно ему принадлежит самый полный перевод манифестов итальянских футуристов, оказавший заметное влияние на развитие русского футуризма2. Все это обусловливает необходимость комплексного изучения поэтического и теоретического наследия поэта. В основе нашего подхода...

Творчество гимнографа XVI века Маркелла Безбородого

Смирнова, Анна Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2005

Новгородцкому и каиунъ да по'Ьсал Марко из Новагорода к Москве».5 Отметим наименование Маркелла именем «Марко».6 Хотя события описаны в статье под 1557/8 г., на основании данных пасхалии можно с уверенностью сказать, что дата 28 октября 1557 г. относится к отъезду Маркелла из Новгорода, а не к его уходу из Хутыиского монастыря.7 При этом уже в...

Творчество и личность А.П. Серебрянского в современном ему литературном контексте

Новоточинова, Александра Алексеевна — Воронеж, 2005

Научная новизна работы обусловлена тем, что на основе впервые собранных воедино и опубликованных поэтических произведений Л. П. Серебрянского представлен их филологический анализ...

Творчество Леонида Андреева и немецкий экспрессионизм

Бондарева, Наталия Алексеевна — Орел, 2005

На первый план выходит идея синтеза, которая была популярна во времена Андреева. Подтверждение близости творчества Андреева экспрессионизму с одновременным признанием наличия в нем признаков других эстетических систем способствует разработке актуальной сегодня идеи синтеза как основы художественного метода писателя...

Творчество П.И. Мельникова-Печорского и изображение старообрядчества в русской литературе XIX века

Боченков, Виктор Вячеславович — Москва, 2005

После смерти П.И. Мельникова зазвучали негативные оценки его творчества. Например, отрицательно отзывался о дилогии A.M. Скабичевский: «В романах этих...

Творчество П. Карпова в контексте литературно-эстетических и религиозно-философских исканий XX века

Ланге, Евгений Владимирович — Череповец, 2005

Проведенное исследование показало всю сложность образной структуры и мифопоэтики творчества П.Карпова. Мы рассмотрели тексты П. Карпова в контексте его художественного метода и национальной диалектики, осмысленной им неожиданно и неортодоксально. Определение влияния старообрядческой и мировой сектантской идеологии в широком историческом контексте...

Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века

Брызгалова, Елена Николаевна — Тверь, 2005

Вместе взятые, небольшие произведения сатириконцев (будь то стихи, проза или пьесы), рассказывающие о смешных, грустных, лиричных или трагикомичных эпизодах из жизни героев, создают портрет эпохи, вернее, один из ракурсов этого портрета, увиденного глазами современника. Сложность мироощущения того времени, его противоречивость выразилась в данном...

Творчество С.М. Соловьева (1885-1942) в свете культурологических тенденций эпохи

Скрипкина, Вера Алексеевна — Москва, 2005

Немалую роль в становлении С.М. Соловьева сыграло его сотрудничество в «Весах»(1905 -1909) и других модернистских журналах («Золотое Руно», «Аполлон»); участие в деятельности издательства «Мусагет», московского и петербургского религиозно-философских обществ. Эти контакты погрузили поэта в самую гущу культурной жизни столичной интеллигенции...