Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Особенности развития жанра романа в литературе пятидесятых годов XIX века. Романы В.А. Вонляровского

Семенцова, Тамара Александровна — Москва, 1994

Произведения Василия Александровича Вонлярлярского /1814-1852/, писателя пятидесятых годов ИХ века, имели в свое время широкое признание. За три года литературной деятельности /1850-1852/ он опубликовал четыре романа, три повести, пять рассказов и семь пьес, составивших семитонное собрание сочинений, подготовленное и осуществленное Ксено-фзнтом...

Парадигмы 1907 года "Ярь" С. Городецкого и "Эрос" Вяч. Иванова

Павлова, Лариса Викторовна — Смоленск, 1994

Между тем, "Эрос" Иванова - книга, максимально продемонстриро-вшая возможности символизма, ведущего литературного движения русой литературы первого десятилетия нашего века. А "Ярь" С. Городец-го стала важнейшей вехой на пути от символизма к акмеизму, а от-зти и к футуризму, наиболее значительным постсимволистским школам...

Повести "позднего" Л.Н. Толстого в контексте его творчества 1880-х - 1900-х гг.

Стоянова, Светлана Иванова — Москва, 1994

Представляется актуальным осмыслить творчество "позднего" Толстого в его единстве, охарактеризовать его как систему, в которой органически связаны Толстой-обличитель и Толстой-моралист на уровне как содержания, так и поэтики его произведений "послепереломного" периода...

Поль Верлен и поэзия русского символизма (И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб)

Файн, Светлана Викторовна — Москва, 1994

Материалом исследования послужила оригинальная лирика и переводы из Верлена трех русских поэтов: И.Анненского, В.Брюсова и Ф.Сологуба - поэтов, которые больше всего переводили Взрлена и в своем творчестве испытали его существенное влияние...

Поэзия А. И. Полежаева в контексте русской литературы

Васильев, Николай Леонидович — Москва, 1994

Предметом нашего исследования являются связи творчества V. И. Полежаева с русской классической литературой (XVIII — 1ачало XX в.), осмысляемые как на теоретическом (в сознании ггечественных критиков, публицистов, литературоведов), так и 1а собственно художественном (в плане литературной преемст-¡енности) уровнях...

Поэтика портрета "разочарованного" героя в русской литературе первой половины XIX века

Kocтюк, Елена Николаевна — Киев, 1994

Констатируется, что концепция данного характера традиционно подвергалась анализу (в цешре внимания оказался вопрос о так называемом "оправдании-обличении" "лишнего человека"), а поэтика чаще рассматривалась автономно в перечне художественных особенностей каждого конкретного произведения. Однако "эволюция характера в истории литературы, — отмечал...

Поэтика прозы Леонида Андреева. Жанровая система и художественный метод

Московкина, Ирина Ивановна — Киев, 1994

Попытку осмыслять спецификуи значение творчества Аодреев£ в 20-е годы предприняли И.2оффе иК.Дряган. Анализируя его драматургии, ученые сумели увидеть в ее гиперболичности* гротеск овоста, контрастности, схематичности не художественный изъян шщ отсутствие вкуса, а новаторство творческого метода писателя - первого экспрессиониста в русской...

Поэтика условности в драматургии А.П. Чехова

Тамарли, Галина Ильинична — Санкт-Петербург, 1994

Заканчивается XX век, и без преувеличения можно заявить, что в театре и драматургии он прошел под знаком Чехова, писателя, завершинпего эпоху классики и положившего начало новому эстетическому дашленша. его пьесы привлекают традиционные и экспериментальные сцены, режиссеров и актеров широкого эстетического диапазона, драматургов самых разных...

Поэтические циклы Марины Цветаевой

Серова, Марина Васильевна — Иваново, 1994

В настоящее время сложилось два отчетливо выраженных подхода к изучению творчества М.Цветаевой. Первый - наиболее распространенный и популярный - можно определить как историко-би-оград'ический. Отдавая должное несомненной ценности исследований о Цветаевой, написанных в этом кличе, все же приходится констатировать тот факт, что попытка прочитать...

Проблема митця и псевдомитця в литературе 70-80-х гг. XX ст.

Чуйко, Галина Васильевна — Киев, 1994

Об'ектом дослтдження е проблема сп1втснування I взаемодг* митид I псевдомитця, яка з надзвичайноп гостротою т драматизмом виявилася в лттературному життт периоду соптэластичного реализму...

Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого

Рудник, Нина Михайловна — Москва, 1994

Поэзия Выседкого стала ьошющьнизм ищлачду&чьной формк трагизм, в которой обнаруживается аффектированное отражение пост-тогалитарного сознания как целого в его противоречивости. В йго творчестве нагота отратоние исступленные поиски идеала наряду Й юхранонкем традиционных представлений о нем. Романтическое стремление соединить в единое целое...

Проблемы нравственности в современной русской и азербайджанской прозе (на материале военных произведений Ю. Бондарева и И. Шихлы и их переводов)

Мамедов, Сафар Ахмед оглы — Баку, 1994

В период,когда мы окончательно убедились з необходимости приоритета принципов гума!ап;.;а,к:тда общество в поисках духовнни ориентиров обратилось к обцсчело13чёско:.:у олиту.ссаерзекко оправданно на парный план в литорелуро выдвигается проблема коаз-ствошшх исканий.Разумеется,проолемг. кравствекнж• яскянк« г искусстве не нова.Занимавдая цоктр&л...

Проблемы поэтики драматургии А.В. Сухово-Кобылина

Хам Ень Джун — Санкт-Петербург, 1994

К сожалению, поэтика Сухово-Кобылина оказалась изучена гораздо хуже. После новаторских работ Л. П. Гроссмана, начиная с 1930-х годов, возобладал социологический подход, следуя которому исследователи сосредоточивали основное внимание на общественно-политическом и социально-критическом значении трилогии. 3 такой интрепретации «Свадьба Кречинского...

Проза Владимира Крупина

Скаковская, Людмила Николаевна — Тверь, 1994

Начальный этап его творчества характеризуется поисками собственной манеры повествования. Уже в первые годы литературной деятельности обозначился круг тем и проблем, интересующих художника. Каким должен быть человек? Каков смысл его существования на земле? Сложные вопросы нравственно-философского порядка звучат в первых его книгах: "Варвара...

Проза Л. И. Бородина

Казанцева, И. А. — Тверь, 1994

В системе духовных ценностей на стыке с литературой находятся религиозные, философские, исторические влияния, составляющие теоретический базис мировоззрения. Имеются основания для того, чтобы утверждать, что проблемы, формирующие каркас эстетико-философской концепции Л.Бородина, осмыслены через призму идеалистического восприятия. Поиски корней...

Пушкинская традиция в творчестве М.А. Булгакова

Забровский, Андрей Петрович — Москва, 1994

Время формирования его как писателя - это время углубленных религиозно- философских и богословских исканий, эстетических поисков, освоения и отталкивания от традиций. Булгаков тесно связан с "серебряным веком". Однако его творчество - качественно иное явление, замечательное достижение уже следующего этапа развития отечественной литературы...

Ранние поэмы М. Цветаевой в контексте лироэпического жанра конца 10-х - начала 20-х годов ("На красном коне", "Поэма горы", "Поэма конца")

Соболевская, Елена Константиновна — Одесса, 1994

Ранние поэмы М.Цветаевой (1914 - 1925) составляют значительную часть её творческого наследия и уже в течение нескольких десятилетий привлекают внимание исследователей. Первое обращение М.Цветаевой к лироэпическому жанру относится к 1914 году (поэма "Чародей"), за которым следует семилетний перерыв. В 1920 году Цветаева вновь обращается к жанру...

Региональные проблемы истории русской литературы

Чмыхало, Борис Анатольевич — Екатеринбург, 1994

Проблематика рабожг.5с?щ£^зша:оотЕорек2я теорэ'шчзских • • построений с историко-литературным;коятеиетоы потребовала су-, ществонних огразззчаний^ строхуто'оубора налбслсз рецрэзапта- ■'; гщ^щ^УОщствеат его едок.- бша-даодвЕЗ s'sajv...

Русская детская повесть 20-40-х годов XIX века и типология характеров

Костюхина, Марина Сергеевна — Санкт-Петербург, 1994

...

Русская ода XVIII века: истоки и эволюция

Афанасьева, Карина Анатольевна — Москва, 1994

Особое внимание все перечисленные писатели уделяли Державину; В. Г. Белинский видел в его "творениях" высшее проявление "оригинальности" и "самобытности", а следовательно, и "народности"2...