Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Семантическая структура романа "Обломов" в контексте творчества И.А. Гончарова

Ларин, Сергей Алексеевич — Воронеж, 2008

Исследователь сосредотачивает свое внимание на анализе последнего романа Гончарова. Он отмечает, что «в "Малиновской" части "Обрыва" наблюдается концентрирование анималистических образов, - в противоположность "петербургской" части романа, где господствует не стихия "страстей" и "животного" отклонения от нормы нравственности, а, напротив...

Семейная хроника как сюжетно-типологическая основа романов "Чураевы" Г.Д. Гребенщикова и "Угрюм-река" В.Я. Шишкова

Закаблукова, Татьяна Николаевна — Красноярск, 2008

Такой тип организации текста восходит к «Ругон-Маккарам» Э.Золя (1871-1893). Полное название этого романного цикла определяет перспективы развития семейной темы у последователей Золя: «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Соединив эти два плана, Э.Золя через историю семьи раскрывает историю общества. Семья и эпоха...

Серия романов Д.М. Балашова "Государи московские" как цикл

Меркушов, Станислав Федорович — Тверь, 2008

Естественно, если мы рассматриваем специфику бытования какого-то литературного жанра (в нашем случае это исторический роман), необходимо дать его определение. Жанр понимается нами, согласно теории М. М. Бахтина, как "типическое целое художественного высказывания, причем существенное целое, целое завершенное и разрешенное"2...

Символика природы в творчестве Л.Н. Толстого 1850 - 60-х гг. в контексте литературных и общественно-политических полемик эпохи

Красносельская, Юлия Игоревна — Москва, 2008

Воспроизведение картин природы, может объясняться всего лишь стремлением писателя к созданию широкого фона повествования. Впрочем, явления природы могут представлять для него и самостоятельный интерес. Такие образы, основанные на "бескорыстном созерцании" и не отсылающие ни к какой потусторонней действительности, А.Ф.Лосев относил к "символам...

Символика цвета в творчестве Е.И. Замятина

Гуделева, Елена Михайловна — Иваново, 2008

Рассматривая цвет преимущественно как мотив (кросс-уровневую единицу текста), исследователи пришли к выводу, что колористический компонент у Замятина выступает «в качестве смыслопорождающей парадигмы» и участвует «в становлении системы ценностей произведения»9, выражая социальные, политические и философские идеи автора...

Система мотивов в поэтическом мире А.А. Фета

Вершинина, Надежда Владимировна — Улан-Удэ, 2008

В наиболее простом понимании мотив определяют как повторяющийся элемент литературного повествования. В рамках подобной трактовки можно говорить, например, о мотиве преступления, мотиве встречи в том или ином произведении, в творчестве того или иного писателя, в той или иной повествовательной традиции...

"Смеховой портрет" как средство характеристики персонажа в творчестве Достоевского 1846-1859 гг.

Комарова, Татьяна Сергеевна — Магнитогорск, 2008

Изучение прозы этого периода в аспекте выражения в ней смехового начала позволяет полнее охарактеризовать поэтику писателя и проследить становление средств и приемов, с помощью которых Достоевским создавались его герои. Не менее значимой кажется нам задача еще раз указать на принципиальную важность стихии смеха в художественном мире автора, тем...

Современная духовная поэзия

Котова, Наталья Александровна — Москва, 2008

Второй период — 1990-е годы — знаменуется появлением новых имён: Н. Карташёва, инок Всеволод, протоиерей О. Логвинов, В. Щадрин и др. Однако вместе с новыми именами можно говорить и о смене художественного ориентира в духовной поэзии, о различии текстов, написанных в годы несвободы внешней и невозможности исповедничества и периодом относительного...

Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака

Орлова, Екатерина Анатольевна — Волгоград, 2008

Пастернаковедение включает в себя сотни исследований, статей и монографий. Однако их преобладающее большинство касается анализа поэтического наследия Пастернака и романа «Доктор Живаго». Раннее же прозаическое творчество писателя до сих пор остается недостаточно изученным. Крупных работ, специально посвященных ему, немного. Важной для понимания...

Степан Разин как национальный архетип в творчестве В.М. Шукшина

Тортунова, Ирина Анатольевна — Москва, 2008

Историческая тематика 1970-х гг. нередко совпадает с тематикой романистики 1930-х гг.: это время правления Ивана Грозного, петровская Русь; пристальное внимание к фигурам бунтарей - Разину и Пугачеву. В 1930-е гг. развитие исторических жанров было вызвано переходом от поголовного интернационализма и подготовки мировой революции к восстановлению...

Стилистические особенности цикла И.А. Бунина "Темные аллеи"

Щербицкая, Ирина Владимировна — Махачкала, 2008

Объектом данного исследования являются произведения малых жанровых форм, объединенные И. Буниным в единый цикл, получивший свое название по первому рассказу, входящему в его состав...

Стиль в системе художественного мироздания З.Н. Гиппиус

Панова, Елена Юрьевна — Магнитогорск, 2008

С конца 80-х годов XX века в силу известных политических причин ситуация изменяется, публикуются дневники 3. Гиппиус, ее переписка, стихи (от малых журнальных публикаций до сборников), проза; происходит знакомство русских читателей с зарубежными исследованиями литературной...

Стих П.П. Ершова

Кушнир, Артем Иванович — Тюмень, 2008

Что касается Ершова-стихотворца, то специалисты в своих характеристиках ограничиваются формулировкой общей позиции. Собственно стиховедческая аргументация здесь опускается, хотя характеристики явно не одноплановы, различны и полемичны. Например, В. Н. Евсеев утверждает, что «стиховая форма» канонического текста «Конька-Горбунка» «приближена к...

Структура и семантика "итальянского текста" Н. Гумилева

Алонцева, Ирина Валерьевна — Смоленск, 2008

Рецепция Италии выливается в самые разнообразные формы и жанры: письма, путевые заметки и наблюдения, путевые зарисовки и картины, собственно художественные произведения (проза и поэзия). При этом Италия становится не просто местом действия, фоном, а воплощением мироощущения автора. На этом основании ученые говорят о едином «итальянском тексте...

Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой

Козловская, Светлана Эдуардовна — Москва, 2008

Своеобразие периода развития русской литературы и искусства начала XX века обусловлено тем, что именно в эту эпоху представления о времени, пространстве, лежащие в основании любой модели мира, оказываются существенными для построения не только научных философских концепций, но и онтологическими моделями художественных систем наиболее значительных...

Судейские мотивы в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" и в журнальной литературе его времени

Суворов, Андрей Александрович — Саратов, 2008

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи. Нам предстоят выявить и проанализировать ряд мотивов в гоголевской комедии и в журнальной литературе «его» времени, определить степень значимости обнаруженных мотивов на тематическом уровне, охарактеризовать различные варианты этих мотивов, особенности их...

Сюжетная типология жанра жития в русской литературе XI-XVI веков

Васильев, Владимир Кириллович — Новосибирск, 2008

Негативное отношение к житиям со стороны историков сохранялось очень долго. Спустя почти столетие, И.У. Будовниц писал, что «пришла пора реабилитировать "жития святых" в качестве исторического источника и...

Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции

Гайдукова, Евгения Борисовна — Красноярск, 2008

Итак, сюжет о Федоре Кузьмиче, на наш взгляд, является репрезентативным в рамках объемной темы отречения и ухода в «далекие земли», весьма актуальной для русской литературной традиции. Тема отречения, в первую очередь, связана с представлениями о мире как о несовершенном, полном зла (под миром мы понимаем «все формы человеческой жизни, кроме...

Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"

Сарычев, Ярослав Владимирович — Москва, 2008

В дискутируемом отношении первостепенное значение приобретает изучение творческих феноменов центральных представителей «нового религиозного сознания» и, едва ли не главным образом, — творческого феномена В. В. Розанова...