Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма
Милославская, Виктория Владимировна — Ставрополь, 2008Братья-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из ярчайших представителей отечественной фантастики. Их творчество пришлось на конец 1950-х - 1980-е годы. Братья Стругацкие очень быстро стали популярными писателями, завоевав симпатии читателей сначала книгами о романтике космических полетов и освоения дальнего космоса, затем...
Творчество Е.И. Дмитриевой
Листопад, Анна Викторовна — Москва, 2008Философско-эстетические поиски, направленные на переосмысление традиционных представлений о соотношении женского и мужского начал в человеке, создали предпосылки для появления различных концепций женственности. Наиболее значительной из них, пожалуй, была идея В. С. Соловьева о Вечной Женственности, которая оказала огромное влияние на мировоззрение...
Творчество Ю.В. Бондарева в русской литературной критике
Есауленко, Юлия Александровна — Москва, 2008Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации критического материала, посвященного творчеству одного автора. Данный подход делает возможным комплексное осмысление восприятия произведений Ю. Бондарева русской литературной критикой...
Тема судьбы военного поколения в поэзии Александра Межирова
Романова, Екатерина Сергеевна — Смоленск, 2008Цели исследования — проследить эволюцию темы СВП в творчестве Межирова, доказать её значимость в лирике поэта; сравнить изображение этой темы в поэзии Межирова и в творчестве других поэтов фронтового поколения...
Типология культурных кодов в драматургии Л.Н. Андреева
Болдырева, Татьяна Владимировна — Самара, 2008Предметом изучения стали знаки культурного кода в ткани драматургических произведений Л.Н.Андреева: образы-символы, мифологемы и архетипы; элементы поэтики, связанные с выражением авторского сознания в пьесе...
Типология русского характера в художественном мире Н.С. Лескова
Ангелова, Наталья Валерьевна — Мичуринск, 2008На протяжении своей жизни писатель не раз с досадой и невольным возмущением писал о некоторых негативных проявлениях русского национального характера и российской жизни, что вызывало такую реакцию: «Я бы часа не остался в России и навсегда <. .>. Нет ни умов, ни характеров и ни тени достоинства.» (1883) [X, 283]. В 1894 году Лесков напишет в...
Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 г.
Башлыкова, Марина Евгеньевна — Москва, 2008Принцип Imitatio был свойствен древнерусскому обществу так же, как и всякому другому средневековому христианскому обществу. A.M. Панченко писал, что в древнерусской культуре «не только литературная, не только иконописная, но и поведенческая установка на повторение и подражание была общепринятой»7. Исследуя древнерусскую агиографическую литературу...
Трагический "бунт" Ивана Карамазова в системе библейских аллюзий
Ляху, Виктор Степанович — Москва, 2008Однако уже само осознание такой необходимости и пробуждение новых потребностей были принципиальным достижением отечественного достоевско-ведения. Дальнейшее развитие его обязывало к расширению горизонтов научной мысли. Необходимо было учитывать опыт и практику мирового литературоведения, притом не только в зоне собственно достоевистики. Такие...
Традиции Л.Н. Толстого в исторической романистике М.А. Алданова
Бобко, Елена Ивановна — Саратов, 2008Толстовские традиции в творчестве Алданова не становятся предметом специального рассмотрения автора, но результаты анализа своеобразия жанрового мышления писателя, наблюдения Н.М. Щедриной над тем, как в произведениях Алданова художественная философия истории автора, «философия свободы, смерти, случая, трагедии, абсурда, времени и пространства в...
Традиции русского народного театра в литературе авангарда 1910-х-1930-х годов
Сарафанова, Наталия Владимировна — Москва, 2008ЛОГ формы и содержания» . Об этой особой функциональной направленности авангардного искусства на публику писал В.П. Руднев: «Авангардист не может, подобно модернисту, запереться в кабинете и писать в стол; самый смысл его...
Традиции русской классической литературы в творчестве С.Д. Довлатова
Плотникова, Анастасия Геннадьевна — Москва, 2008При исследовании произведений С. Довлатова мы используем категории традиции и контекста, чтобы вписать его творчество в русскую литературу Х1Х-ХХ веков...
Традиции русской литературы XIX в. в прозе Б.Ш. Окуджавы
Зобнина, Эльмира Мунировна — Москва, 2008Выбор темы исследования обусловлен и тем, что Окуджава был своего рода универсальным художником, являясь одновременно и поэтом, и прозаиком. Поэтому изучение своеобразия восприятия и освоения русской классической традиции в творчестве Окуджавы поможет понять особенности ее отражения не просто в прозаических произведениях, но в таком уникальном...
Трехсложные размеры в истории русской литературы
Монахов, Сергей Игоревич — Санкт-Петербург, 2008Самым серьезным возражением против этой удобной и стройной схемы по сей день остается статья Холшевникова «К спорам о русском силлабо-тоническом стихе»1. Действительно, в понятие «обязательно-ударных» сильных мест трехсложников плохо укладываются пропуски метрических ударений — трибрахии — которые встречаются в трехсложных размерах, и особенно...
Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова
Поль, Дмитрий Владимирович — Москва, 2008Человечество шло к осознанию своего единства и целостности долго и разными путями. Платон говорил, что любому реальному человеческому опыту предстоят общие для мира праобразы вещей. В дальнейшем Овидий — «изменяется всё, но не гибнет ничто и, блуждая, входит туда и сюда; тела занимает любые дух»2, — другие греко-римские поэты...
Усадебная поэзия в русской литературе XIX - начала XX вв.
Жаплова, Татьяна Михайловна — Москва, 2008Помимо специализированных сборников, деятельность ОИРУ находит свое отражение на страницах альманаха «Памятники Отечества». Отдельные номера альманаха полностью заняты усадебной тематикой, содержат сведения о новейших разысканиях в этой области и сопровождаются ценнейшим иллюстративным материалом, составленным из старинных гравюр, фамильных...
"Усадебный текст" в русской литературе второй половины XIX века
Глазкова, Марина Владимировна — Москва, 2008В 20-30-е годы, когда в отечественном литературоведении проявилась тенденция к сугубо социологическому осмыслению литературы и Тургенева стали рассматривать как «ведущего художника в борьбе буржуазно-дворянской литературы против революции», «идиллия дворянско-поместной культуры» в восприятии критиков этого времени вступает в несомненное...
"Фейные сказки" К.Д. Бальмонта в контексте творчества писателя
Шебловинская, Анна Николаевна — Воронеж, 2008Н.А. Тэффи отмечала: «Россия была именно влюблена в Бальмонта. Все от светских салонов до глухого городка где-нибудь в Могилевской губернии знали Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки.» [Бальмонт 1992а: 5-6...
Феномен женской автобиографической литературы в русской культуре второй половины XVIII - начала XIX века
Мамаева, Ольга Владимировна — Санкт-Петербург, 2008Тем не менее современные теоретические концепции, связанные с определением специфики нарративных текстов и функции дискурсивных практик, пока не нашли своего применения в анализе автобиографического повествования. По всей- видимости, мемуарная проза, считающаяся строго документальной и «прикладной», не представляется современным исследователям...
Феноменология детства в творчестве М.Ю. Лермонтова
Лобова, Татьяна Михайловна — Екатеринбург, 2008Указанные литературно-критические источники позволяют говорить лишь о фрагментарном характере обращения к теме детства у Лермонтова, ее эпизодичности и локальности для большинства исследовательских работ. Тема детства не выделена и в фундаментальной «Лермонтовской энциклопедии» (М., 1981) в статье «Мотивы». Однако данные «Частотного словаря языка...
Ф.М. Достоевский в художественном сознании русских писателей 20-х годов XX века
Дибирова, Айшат Давудовна — Москва, 2008Формирующейся советской литературе приходилось с позиций нового времени пересматривать идейно-эстетические принципы литературы предшествующего периода, чтобы определить их приемлемость для революционной культуры. Без опоры на классику советская литература обойтись не могла даже при всей декларируемой новизне, самостоятельности и оригинальности, но...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- ...
- 238
- Следующая страница »