Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Малая проза Даниила Хармса: авторские стратегии и параметры изображенного мира

Захаров, Евгений Валерьевич — Екатеринбург, 2007

Общая установка, определившая пути развития творчества обэриутов, была изложена в декларации, написанной Н.Заболоцким к театрализованному вечеру обэриутов «Три левых часа» - самому значительному и скандальному выступлению обэриутов перед широкой публикой. В декларации предлагалось посмотреть «голыми глазами» на «конкретный предмет, очищенный от...

Метасюжет преображения как единый семантический код лирики Ф.И. Тютчева

Воробец, Татьяна Алексеевна — Омск, 2007

Ю. Левин, в отличие от своих предшественников, пытается выявить в тютчевской лирике не некую организующую идею или фундаментальную оппозицию, но «единый архисюжет, играющий роль основного мифа в поэзии Тютчева», так или иначе реализующегося во всем корпусе его текстов (Тютчевский сборник, 1990, 142). Суть основного мифа, по Левину, заключается в...

Метафизика бессмертия в русской романтической лирике

Косяков, Геннадий Викторович — Омск, 2007

Кризис русской культуры рубежа XIX - XX вв. во многом был обусловлен утратой христианской веры в Бога и в бессмертие души, распространением атеизма, западноевропейской гуманистической морали, социализма, стремящегося построить земной рай вне Бога, утратой духовной связи между церковью и обществом. Наиболее очевидно черты кризиса проявились в...

Мир казахского этноса в документальной и художественной прозе В.И. Даля

Умарова, Гульнара Сидегалиевна — Саратов, 2007

Даля называют «пионером развития русско-казахских литературных связей». Кроме того, на наш взгляд, Далю удалось использовать литературу в качестве средства снятия барьера между людьми разных наций и государств, помочь им познать друг друга лучше. Тем самым писатель облегчал понимание и общение между народами, способствуя адекватному реагированию...

Мир казачества в изображении Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова

Гаджиева, Лейла Ишмурадовна — Москва, 2007

М.Б. Храпченко отмечал, что «Толстой наследовал от Пушкина, Гоголя и Лермонтова идеи гуманизма и народности литературы, он стал продолжателем реалистических традиций». [300, с.380...

Мифологема "дом" и ее художественное воплощение в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции

Анисимова, Мария Сергеевна — Нижний Новгород, 2007

При обращении к мифу возникает необходимость в рассмотрении его центрального семантического ядра - мифологемы, вопрос определения сущности которой до сих пор остается дискуссионным. Миф и проблема мифологического долгое время являются предметом изучения различных областей гуманитарного знания: философии, культурологии, лингвистики...

Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского

Александрова, Анна Алексеевна — Москва, 2007

Методика исследования: специфика исследуемого материала и современные методы его изучения обусловили сочетание в работе историко-литературного, сравнительно-типологического и мотивного подходов к объекту исследования...

Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева

Гавриков, Виталий Александрович — Брянск, 2007

Константинова C.JL, Константинов A.B. Рок-поэзия как тип текста (к вопросу о генезисе структурной модели) // Русская рок-поэзия. Текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь, 2000. -Вып. З.-С. 128. мы будем понимать, во-первых, широкий пласт рок-произведений высокого художественного уровня (интересных для филологии), во-вторых, все лингвистические и...

Мифопоэтика пространства в пьесах А.П. Чехова 1890-х - 1900-х гг.

Кондратьева, Виктория Викторовна — Таганрог, 2007

Вопрос о взаимоотношениях мифа, фольклора и литературы поднимался неоднократно, но актуальности своей он не утратил. Ряд современных исследователей утверждает, что структура фольклорных и литературных произведений определяется общими идейно-художественными принципами [Артеменко, 2006; Толстая, 2005...

Мифопоэтический контекст драматургии Владимира Максимова 1970-1990-х годов

Лайко, Игорь Евгеньевич — Тамбов, 2007

Исследование Хоанг Тхи Винь положило основательное начало в изучении драматургии Максимова, поскольку в этой работе была проанализирована глобальная для всей русской литературы последней трети XX века проблема кризиса «русского дома и семьи», выявлены пути, ее художественного решения на материале шести максимовских пьес. В драмах Максимова «Стань...

М.Н. Загоскин как комедиограф

Кучигина, Светлана Каюмовна — Самара, 2007

Роман на большой дороге» 1819, «Добрый малый! 1820, «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе» 1820, «Урок холостым, или Наследники», 1822 и др.), и которых, наряду с острой злободневностью содержания, наглядно сказалось стремление к овладению новыми приемами комедийного искусства, тяготеющими к «натуральности» и реализму...

Модификации авантюрного героя в художественной системе Н.В. Гоголя

Кучина, Светлана Анатольевна — Новосибирск, 2007

Разработка типологии героя в рамках творчества любого автора зависит от выбора исследователем основания для выделения типов. В зависимости от выбранного основания варьируется и масштаб типологии: выделяются магистральные и локальные типы. Однако любой тип литературного героя представляет собой систему характеристик, сфокусированных на определенной...

Молодежная проза в литературно-общественной ситуации 1920-х годов

Похазникова, Ирина Сергеевна — Саратов, 2007

В этот период появляются идейно-политические авторитеты, мнение которых становится определяющим для развития мировоззрения и жизненных взглядов нового поколения. В начале 1920-х годов на одном из первых мест среди этих имен стоит A.M. Коллонтай, публицистическое творчество которой дало мощный посыл к возникновению широкого общественного движения...

Мотив "невыразимого" в русской романтической картине мира: от В.А. Жуковского к К.К. Случевскому

Абрамова, Вероника Игоревна — Москва, 2007

Новизна нашей работы заключается в том, что мы стремимся представить целостную картину эволюции мотива «невыразимого», исследуя его в контексте целой эпохи, а не в рамках творчества одного автора или на примере одного текста...

Мотив пути в прозе В.П. Аксёнова 1960-1970-х гг.

Куприянова, Ася Ильинична — Тюмень, 2007

Обсуждение не прекратилось и в последующие годы. П.Вайль и А.Генис в книге «60-е. Мир советского человека» (1988) характеризуют эпоху шестидесятых как «мир накануне праздника»: «Плакаты, заголовки газет, радиопесни, призывы с трибун - всё напоминало человеку шестидесятых: жизнь прекрасна! А прекрасна она, прежде всего, потому, что будет ещ...

Мотив сделки с нечистой силой как структурная основа двойничества в творчестве Ф. Достоевского

Котельникова, Татьяна Григорьевна — Москва, 2007

На наш взгляд, двойничество Достоевского оказалось емкой формой выражения основ существования человека, его взаимоотношений с самим собой и с миром. Система герой - двойник (герой - двойники) показывает...

Музыкальность в драматургии А.П. Чехова

Панамарёва, Анна Николаевна — Томск, 2007

Впечатления Д.В. Григоровича от чеховского рассказа «Припадок» связывают этот рассказ с музыкой: «Вечер с сумрачным небом <.> выбран необыкновенно счастливо, он служит как бы аккордом меланхолическому...

Наполеоновская фабула в произведениях Ф.М. Достоевского

Жукова, Юлия Александровна — Уфа, 2007

И все же необходимой представляется конкретизация данной фабулы. Наименование, предложенное Р.Г. Назировым («фабула о трагедии узурпатора»), передает ее типологический характер. Наполеоновская фабула в содержательном отношении уже и, следовательно, может считаться...

Национальная специфика русской классической литературы XIX века

Безруков, Андрей Александрович — Москва, 2007

Диапазон исследований в данном направлении достаточно широк от изучения православной основы (православного подтекста, православного кода, православного архетипа) творчества наших классиков до выявления форм художественного выражения и утверждения ими русского взгляда на мир...

Национальные культурные мифы в литературе русского постмодернизма

Вагнер, Елена Николаевна — Барнаул, 2007

На протяжении XX века менялось осмысление истории в культурной парадигме. Если для начала века был характерен антиисторизм, а для середины века (эпоха господства структурализма) аисторизм, то для конца столетия наиболее подходящим определением можно признать квазиисторизм, который затем переходит в «новый историзм», определяемый A.M. Эткиндом как...