Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Романы В.П. Аксенова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии

Чернышенко, Ольга Васильевна — Ростов-на-Дону, 2007

Несмотря на то, что, по словам самого Аксенова, он пишет в среднем 1 -2 романа в год, значимых исследований, посвященных выявлению своеобразия его писательской манеры, рассматривающих динамику становления его мировоззрения, развитие философских, онтологических, художественных взглядов, практически нет...

Романы Всеволода Соловьёва

Никольский, Евгений Владимирович — Москва, 2007

Во второй половине XIX века А.Н. Веселовский (1838-1906 г.), развивая положения применительно к романному жанру, писал, что «главный интерес сосредоточен, как в былое время, не на событии, а на участии, которое принимало в нем то или другое лицо, на их мотивах и побуждениях, на их внутренней борьбе, одним словом, на всем том мире личности, который...

Романы Л.М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра

Петишева, Виктория Анатольевна — Бирск, 2007

Л. Леонов - писатель непростой судьбы, он прожил сложную жизнь, пройдя «<--->со своей страной, - писала Н. Леонова, - от края до края, весь XX век - с его законами диктатуры, войнами, оттепелями и смутами, не стремясь в иные страны за свободой творчества и правом писать так, как велят ему Богом данный талант и собственное миропонимание. А век...

"Русская идея" и публицистика Л.Н. Андреева 1910-х гг.

Нестерова, Татьяна Александровна — Ишим, 2007

Важный шаг в осмыслении публицистического творчества Л.Андреева периода октябрьской революции сделала Рита Джулиани, исследуя интертекстуальные связи политических статей 1917-1919 годов со Священным писанием на уровне лексики, тематики, образности. Октябрьская революция, по мысли Р. Джулиани, в сознании художника представляется «как борьба двух...

Русская ораторская проза середины XVIII века

Матвеев, Евгений Михайлович — Санкт-Петербург, 2007

В. А. Кузнецов отмечал, что «выделимость жанра определяется через отнесенность к лицу, к конкретному имени. Жанр, следовательно, персонифицируется в строгом соответствии с установкой классицизма на прако тику античности.» . Таким образом, уподобления типа «Ломоносов-Цицерон» свидетельствуют о выделимости жанров ораторской прозы и о том, что...

Русская повесть в историко-литературном процессе XVIII - первой трети XIX века: становление, художественная система, поэтика

Сурков, Евгений Анатольевич — Санкт-Петербург, 2007

Такая методологическая установка как нельзя более актуальна сегодня. Современная филология, опираясь на традиционные и устойчивые историко-литературные представления, зачастую оставляет в стороне очевидно спорные, только кажущиеся решенными вопросы, проблемные зоны и «спорные» территории. К ним, несомненно, принадлежит и самый, казалось бы...

Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты

Чебыкина, Елена Евгеньевна — Екатеринбург, 2007

По ряду причин (главные из них - логоцентричность многовековой русской культуры, богатая литературная, фольклорная, песенная традиции, «голод» по Слову, связанный с особенностями эпохи «застоя») вербальная часть отечественных рок-произведений обозначилась как доминанта. В научных и публицистических статьях по русской рок-поэзии общим местом стало...

Русская символистская критика (1890-1910-е гг.): генезис, типология, жанровая поэтика

Крылов, Вячеслав Николаевич — Казань, 2007

В советскую эпоху марксистски ориентированное литературоведение высшей формой критики начала XX века считало марксистскую критику, а символистская - характеризовалась с уничижительными определениями как свидетельство кризиса, упадка в развитии критики...

Русская футуристическая поэзия на Дальнем Востоке 1917-1922 гг.: идейно-художественные искания, поэтические имена

Кириллова, Елена Олеговна — Владивосток, 2007

До сих пор дальневосточная литература XX в. недостаточно исследована. С 1960-х гг. началось изучение истории дальневосточной литературы 1920-х гг. - сложного и противоречивого периода. Крупный исследователь литературы Дальнего Востока В. Пузырев писал тогда о том, что «история литературы на Дальнем Востоке (1917-1922 гг.) не изучена, словно бы...

Садово-парковый топос в русской литературе первой трети XIX века

Сахарова, Елена Викторовна — Томск, 2007

Взаимодействие садово-паркового искусства и литературы имеет двустороннюю направленность. С одной стороны, многие русские писатели были знатоками в области паркостроения и использовали свои знания в...

С.А. Толстая как литератор

Байкова, Юлия Георгиевна — Ульяновск, 2007

Софья Андреевна Толстая (22.08.1844-4.11.1919) родилась в Покровском-Стешневе, под Москвой, в дворянской семье6. Ее отец Андрей Евстафьевич Берс, врач по образованию, служил в дворцовом ведомстве в чине гофмедика и жил с семьей на казенной квартире в Кремле. По словам сестры Софьи Андреевны, Татьяны Андреевны Кузминской, отец был человеком...

Своеобразие поэтического феномена "Высоцкий"

Маликова, Татьяна Олеговна — Тамбов, 2007

Высоцкий творил в то время, когда наблюдалась глобальная трансформация классических жанров, «устоявшихся» в первой половине XX столетия. Время требовало усложнения, разнообразия жанровых форм. Эпоха «оттепели» была выразительная, многоликая, готовившая всеохватную смену общественно-экономических представлений. Общество демократизировалось. Это...

Своеобразие формирования жанровой системы в творчестве Бориса Пильняка

Бабкина, Екатерина Сергеевна — Владивосток, 2007

После ареста писателя в 1937 году его имя было предано забвению, тогда как за границей публикации переводов его книг и исследований о нем никогда не прекращались...

Своеобразие художественного мира Михаила Кураева

Савельева, Анастасия Владимировна — Санкт-Петербург, 2007

Среди них были фильмы разных жанров - мелодрамы, драмы, остросюжетные фильмы, но всегда - с острой интригой, с непростой жизненной коллизией, ставящей людей перед неким выбором и таким образом раскрывающей их истинные характеры и убеждения...

"Северные элегии" К.Н. Батюшкова в русской литературе конца XVIII-начала XIX века

Степанова, Елена Васильевна — Москва, 2007

Исследователи жанра отмечают, что авторами древнегреческих и древнеримских элегий были Мимнерм, Солон, Ксенофан, Каллин, Тиртей, Феогнид, Тибулл, Проперций, Овидий, Катулл. H.A. Гуляев в «Теории...

Система христианских мотивов в художественном мире "Тихого Дона" М.А. Шолохова

Чалова, Анна Петровна — Сургут, 2007

Можно заметить, что восприятие творчества Шолохова критикой отражает основные особенности духовного развития российского общества. По наблюдениям Л.Г. Сатаровой, в первой половине XX века на Западе, в кругах русской и казачьей эмиграции, «Тихий Дон» воспринимался, в основном, как творение христианской культуры (136, 24). В то же время в советской...

Система экзистенциальных мотивов в лирике Б. Пастернака 1910-1920-х годов

Замерова, Ольга Анатольевна — Ставрополь, 2007

Радикальная стратегия экзистенциализма потребовала пересмотра всего интеллектуального инвентаря. Утверждение о принципиальной нередуцируемости экзистенциального опыта остается верным до тех пор, пока человеческим интеллектом не найден очередной способ «засечения» экзистенции, в целях «удержать» и сберечь ее субъективность и уникальность...

Сказочный цикл Вениамина Каверина "Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году": проблематика и поэтика

Ровенко, Надежда Вилениновна — Петрозаводск, 2007

И появившиеся в конце двадцатого столетия различные интерпретации его произведений подтверждают интерес к писателю, владеющему тайной, которая всегда будет привлекать к нему умы и сердца читателей», -констатирует исследователь творчества писателя Э. Я. Фесенко2...

Содружество писателей революции "Перевал" в литературном процессе 1920-1930 годов

Овчаренко, Алексей Юрьевич — Москва, 2007

Как иронично заметил A.B. Белинков: «.История литературы оказалась написана пунктиром. Высоким достоинством пунктира является то, что в пустоты можно проваливать всё, что считается необходимым: некоторые биографические подробности, которые кажутся вредными, произведения, которые не следовало писать по многим причинам, люди, с которыми лучше было...

Специфика субъектно-мотивированной поэтической природы жанра переложений псалмов в русской литературе

Доссэ, Татьяна Григорьевна — Ярославль, 2007

Смысл художественного произведения открывается из своеобразия творчества автора и его ценностной направленности. Уникальность жанра литературных переложений псалмов - в особой роли автора-перелагателя и в особой субъектной организации. С одной стороны, в жанре литературных переложений псалмов автор не может «раствориться», иллюзии объективности...