Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Специальность ВАК РФ: 17.00.04

Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири

Овчинникова, Лилия Ивановна — Барнаул, 2006

Современная российская культура развивается в условиях переходного времени, переживает трудности, в связи с этим остро стоит проблема ее сохранения и развития как целостной системы. Это требует, с одной стороны, углубленного осмысления феномена переходности, с другой - выявления в & прошлом историко-культурных аналогий. Изучение исторического...

Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие

Баруткина, Лариса Петровна — Санкт-Петербург, 2006

Изучение древней керамики не только иллюстрирует существование традиционных форм гончарных изделий в почти тысячелетней исторической перспективе, но и может сегодня реанимировать уже утерянные...

Художественные традиции изображения реликвий в восточнохристианском искусстве и иконография Воздвижения Креста

Шалина, Ирина Александровна — Санкт-Петербург, 2006

Другую - не менее важную часть западного научного наследия составляют труды, затрагивающие отдельные памятники - реликварии, мощехранительницы, - различные вместилища для святынь, - их функциональное назначение, художественное убранство и иконографию. К этому следует добавить доступность выставленных в европейских музеях и соборных сокровищницах...

Художественный церковный металл Москвы последней трети XIX - начала XX вв.

Ивановская, Вера Игоревна — Москва, 2006

Обогащение традиционных форм богослужебной утвари происходило в общем контексте стилевой направленности московской школы последней трети XIX - начала XX вв. Выдающиеся мастера золотого и серебряного дела, архитекторы, художники, следуя строго установленным традицией иконографическим канонам, формировали новый художественный образ церковного...

Частная коллекция произведений современного изобразительного искусства как явление художественной жизни России 1960-1980-х годов

Сергеева, Евгения Александровна — Москва, 2006

Нельзя сказать, что в последнее время тема частного коллекционирования произведений изобразительного искусства была бы обделена вниманием со стороны историков искусства. О новой волне интереса к данной теме среди отечественных исследователей свидетельствует выпуск научных сборников и отдельных монографий, посвященных истории коллекционирования в...

Эволюция идеи города-сада в градостроительной практике Западной Сибири

Егорова, Татьяна Юрьевна — Барнаул, 2006

Изучение градостроительного прошлого городов Западной Сибири имеет большое культурологическое, научно-познавательное и практическое значение. На примере городов Алтая, Омской области, Кузбасса можно проследить, насколько существенную трансформацию в реальных условиях получили глобальные градостроительные идеи в первой трети XX века, а именно идея...

Эволюция типов средневековой исламской архитектуры

Стародуб, Татьяна Хамзяновна — Москва, 2006

После смерти Мухаммада в 632 руководство мусульманами приняли на себя халифы4 - «заместители» Пророка; правление каждого из них и само государство стали называть Халифатом5. Коран и хадисы6 - рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммада, почитаемые как сунна -образец правоверия, праведности и святости, составили религиозную, этическую...

Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века

Иванова, Надежда Юрьевна — Москва, 2006

В отечественном искусствознании, при изучении данного периода в русском искусстве, долгое время все внимание было приковано к творчеству живописцев и, в меньшей степени, скульпторов. Позднее появляется ряд специалистов, сосредоточившихся на изучении архитектуры указанного периода. Однако прикладное искусство по-прежнему рассматривалось как...

Южноафриканская живопись: XIX-XX века

Скубко, Юрий Сергеевич — Москва, 2006

Культурно-этническая многополярность южноафриканского общества, осуществившего мирный переход от режима белого меньшинства к многорасовой демократии, представляется особенно интересной с точки зрения перспектив развития культуры и искусства, в частности живописи, как своего рода слепок современного мира, где глобализация и вестернизация породили...

Авангардные опыты в текстиле 1920-х годов. Россия и Запад

Константинова, Юлия Александровна — Москва, 2005

Архитектор Готфрид Земпер также отводил текстилю ведущую роль. В его книге «Стиль в технических и тектонических искусствах» (1861) Земпер выдвинул материалистическую теорию развития изобразительности из технологии ткачества и плетения. Геометрический орнамент, лежащий, по мнению Земпера, у истоков изобразительности, был обязан своим рождением...

А.Г. Венецианов и П.А. Федотов в русской художественной традиции

Кувата Икуко — Москва, 2005

Еще раньше у А.Леонова можно было прочесть: «Появляется особый раздел полу религиозного полу светского искусства, так называемое «бытейное письмо», которое можно рассматривать как зародыш собственно жанровой живописи...

Античные образы в голландской живописи XVII в.

Бодрова, Валентина Николаевна — Москва, 2005

Италия, прямая наследница классической традиции и родина Ренессанса, в XVII столетии продолжала оставаться центром притяжения для европейских мастеров. Обосновавшиеся в Риме нидерландские художники не были исключением среди представителей других национальных школ. Их желание встречи с Римом оправдано в полной мере. В конце XVI - начале XVII века в...

Буддийские реминисценции в изобразительном русском искусстве первого тридцатилетия XX века. Н. Рерих, "Амаравелла", Н. Кульбин, М. Матюшин, Е. Гуро

Аделе Ди Руокко — Москва, 2005

Начиная со второй половины девятнадцатого века, в России отмечается интерес к восточной философии, но художники не всегда подходили к этому миру осознанно. Часто это происходило в результате поверхностного интереса или тогдашней моды на "экзотику" восточных стран. В искусстве понятие "Восток" выражается иногда общим названием "ориентализм...

Буддийские реминисценции в русском изобразительном искусстве первого тридцатилетия XX века. Н. Рерих, "Амаравелла", Н. Кульбин, М. Матюшин, Е. Гуро

Ди Руокко Аделе — Москва, 2005

Предмет и объект исследования. Основным объектом исследования стало творчество таких художников, как Николай Рерих, группа "Амаравелла", Николай Кульбин, Михаил Матюшин и Елена Гуро, которые больше, чем остальные их современники, показали прямое сходство между своим творчеством и буддийской философией. В отличие от других художников, они...

Владимир Баранов-Россине. Жизнь и творчество

Сарабьянов, Андрей Дмитриевич — Москва, 2005

Автору настоящего исследования о Баранове-Россине посчастличилось ознакомиться с большим архивом художника, хранящимся в семье его наследников в Париже. Многие данные к его биографии удалось обнаружить во французской периодике того времени. Оказались доступными для изучения его многочисленные живописные и графические произведения, находящиеся в...

Готические мотивы в контексте развития русского жилого интерьера XIX века

Голубева, Ольга Николаевна — Москва, 2005

Пришедшие вместе с искусством романтизма коренные изменения в русском обществе привели к пробуждению интереса к истории, народным традициям, а, следовательно, родилась потребность в исторических авторитетах. Парадоксально, но факт - в 1830-х годах особую популярность в области частного жилища приобрели именно готические мотивы, свойственные в...

"Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв.

Баранова, Мария Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2005

Усиление в последнее десятилетие контактов России с Западной Европой актуализирует подробное изучение особенностей культурного взаимодействия, истории и специфики использования элементов стилистических направлений в архитектуре и искусстве, где важно не только исследовать объект, но и уделить внимание теоретической проблематике. Понятие и явление...

Графические портреты Юрия Анненкова

Обухова, Ирина Владимировна — Москва, 2005

Графические портреты - это важная часть наследия Ю.Анненкова. Значительная часть этих портретов обрела беспрецедентную известность не только в кругу людей, интересующихся искусством, но и среди широких слоев читателей книг и журналов, иногда не связывающих хорошо им известные портреты выдающихся писателей или режиссеров с именем художника. В...

Декоративное искусство России XX века

Крамаренко, Людмила Георгиевна — Москва, 2005

Однако трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и архитектура, а декоративно-прикладные - мебель, посуда, текстиль, костюм лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом "высоких искусств". Такая позиция вызывает возражение у художников и искусствоведов...

Декоративные росписи итальянских художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века

Трефилова, Ирина Викторовна — Санкт-Петербург, 2005

Следует отметить, что применяя термин «декоративные росписи», мы подразумеваем особый художественный феномен этого вида искусств, роль и функции которого неразделимо связаны с понятием декоративности как фактора синтеза искусств, определяющего его связи с предметно-пространственной средой, среди которых главными становятся подчинение архитектуре...