Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Специальность ВАК РФ: 17.00.04
Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий
Комарова, Ольга Сергеевна — Барнаул, 2004В исследовании В.С.Сперанской [391] рассмотрен комплекс взаимосвязей скульптуры и городской среды в контексте системы «скульптура - архитектура — среда — человек». Представленная система взаимосвязей анализируется на материале Санкт-Петербурга на примере исторических зон и современных районов города и предлагается ряд методических принципов...
Монументальная скульптура Москвы Постсоветского периода
Касаткина, Елена Евгеньевна — Москва, 2004Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды», следует назвать статьи и книгу Н.И.Поляковой «Скульптура и пространство. Проблема соотношения объема и пространственной среды» и ряд других значительных по своему вкладу в искусствознание работ...
Московская школа гравюры XVII - начала XVIII века. Истоки сложения стиля русской народной картинки
Мишина, Елена Александровна — Санкт-Петербург, 2004Главная проблема изучения XVII века в целом и искусства этого времени в частности, это проблема восприятия и оценки событий и перемен происходивших на протяжении столетия. Практически всегда это время оценивали с абсолютно противоположных позиций...
Музей "антиков" Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII - первой половине XIX веков
Андреева, Екатерина Михайловна — Санкт-Петербург, 2004Изучение гипсовых «антиков» - отливов с самых прославленных древних статуй, бюстов и скульптурных групп помогало пониманию и постижению духа античной культуры, ее значения в истории развития искусства Нового времени, что было особенно важно в эпоху классицизма. Представленные в слепках персонажи греческой и римской мифологии отвечали гражданским и...
Наивное искусство в художественной культуре Алтая XX века
Усанова, Алла Леонидовна — Барнаул, 2004Обращаясь к современности, заметим, что высказывание М.Волошина не утратило своей актуальности, а цикличность культурно-исторических процессов вновь ставит перед профессиональным искусством проблему поиска новых путей, новых выразительных средств и новых интерпретаций. И хотя сегодня в постмодернистком пространстве «отброшены все бессознательные...
Народные промыслы Тульского края. Их культурно-историческая и художественная ценность
Павлова, Татьяна Васильевна — Москва, 2004В то же время обращение к традициям народного искусства в отдельных местностях России является важнейшим звеном патриотического воспитания народа. Д.С. Лихачев пишет, что патриотизм прежде всего начинается с любви к своему дому, своему городу, своей местности и постепенно перерастает в любовь к Родине, а, созрев, становится сознательной, крепкой...
Образ нового святого в русском искусстве синодального периода: иконография святителя Митрофана Воронежского
Зеленина, Яна Эрнестовна — Москва, 2004В центре исследования — практически неизученный пласт изобразительных, документальных и литературных материалов русской культуры Нового времени, посвященный одному из самых почитаемых в XIX веке святых — святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому (1623-1703; канонизирован в 1832 году). При подготовке работы выявлен и рассмотрен...
Образ Цагаан эбугена - Хозяина земли в искусстве монголо-язычных народов
Батчулуун Сэргэлэн — Екатеринбург, 2004Изучение феномена Цагаан эбугена важно и для углубленного осмысления проблем истории народов монгольского ареала, и их культуры. Современная 3 монголистика характеризуется повышенным интересом к образу Белого старца, находя в нем отражение целого ряда важнейших, «системообразующих» черт ментальности монгольского этноса. Не случайно калмыки, в силу...
Ордерные формы и ордерные композиции в архитектуре Петербурга XVIII века
Блинова, Елена Константиновна — Санкт-Петербург, 2004Ордерные формы и ордерные композиции рассматриваются в работе с позиций архитектурного творчества, теории архитектурной композиции (пространственные закономерности архитектуры, пространственно-планировочные структуры, геометрические свойства архитектурных пространств), особенностей взаимодействия ордерной системы с другими...
Орнамент в монументальной живописи Древней Руси конца XIII - начала XVI вв.
Орлова, Мария Алексеевна — Москва, 2004Рассмотрение орнаментальных форм не изолированно, а как составляющих определенного репертуара, причем не только по их типологии, но и как части живописной системы росписей с особенностями их стилистики и пространственных решений, немало дает для понимания общих процессов развития монументальной живописи...
Основы художественной организации произведений декоративно-прикладного искусства в чувашском народном празднике
Соловьева, Татьяна Витальевна — Москва, 2004История изучения чувашского народного праздника тесно связана с историей изучения чувашского народного искусства и историей чувашского народа в целом. О древнейших судьбах чувашского народа не имеется на данный момент никаких письменных документов. Только в Х-ХП вв. в письменных источниках, принадлежащих восточным авторам (писателям и...
Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII - начало XV века
Лифшиц, Лев Исаакович — Москва: Изд-во "Северный паломник", 2004Церковная, монастырская среда Пскова не превратилась, как это было в Новгороде, в самостоятельную организацию, независимую от мирского общества. Быть может, именно поэтому в условиях слабо развитых институтов государственной власти именно она была той «бродильней», где зарождались идеи псковской самобытности, духовной и политической независимости...
Поздний академизм и салон в русской живописи второй половины XIX века
Нестерова, Елена Владимировна — Санкт-Петербург, 2004...
Проблема живописных характеристик русской пейзажной живописи второй половины XIX в. Стилистические задачи и техника их выполнения
Любимова, Ирина Анатольевна — Москва, 2004В предлагаемой работе мы обратились к исследованию пейзажа второй половины XIX века и выбрали такой аспект, который в нашем искусствознании менее всего изучен, а именно взаимосвязь стилистики и техники живописи...
Проблема стилизации в общественных интерьерах. Отечественный опыт 1960-90-х годов
Бенидовская, Анна Михайловна — Москва, 2004Позитивной стороной стилизации является и актуализация национальных тем в искусстве, что с каждым десятилетием становится особенно важным, особенно в урбанистической среде типовой архитектуры (национальные стилизации...
Проблемы генезиса батального жанра голландской живописи первой половины XVII века
Строганов, Сергей Анатольевич — Санкт-Петербург, 2004Объяснение невниманию искусствоведов к батальным сценам, возможно, кроется в замечании историка и культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945), выразившего, бытующее мнение следующим образом: «В армии молодой Республики находилось много иностранцев . немцев, французов, швейцарцев, англичан, шотландцев. Совсем другое дело военно-морской флот. Он был...
Проблемы композиции в древнегреческой вазовой живописи VI-V вв. до н.э. на примере формы килика
Петракова, Анна Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2004Итак, будь то концепция реализма, при которой искусство мыслится, как отражение действительности, психологического подхода, пространственного подхода или семиотики, воспринимающей произведение искусства, как коммуникативный акт, большинство авторов в определении «композиции» сходится на таких понятиях, как «важнейший структурный принцип...
Проблемы художественной атрибуции надгробной иконы великого князя московского Василия III
Горматюк, Александр Анатольевич — Москва, 2004Одной из таких реставрационных событий стало раскрытие надгробной иконы великого князя Василия III. Эта икона из Государственного Исторического музея, реставрация которой была завершена в 1997 г. в мастерских ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, представляет собой редчайшее явление с историко-культурной точки зрения. Это значительное произведение живописи; оно...
Произведения декоративно-прикладного искусства в контексте народного праздника коми-зырян
Макарова, Инна Витальевна — Санкт-Петербург, 2004Первые упоминания о коми народе встречаются в древнейших русских письменных источниках, относящихся к X-XIV векам и в произведениях иностранных авторов (подробнее этот материал будет рассмотрен в разделе «Произведения и источники» - С. 34). Однако вплоть до XVIII века сведения о коми народе, их быте и культуре были крайне отрывочные и не дают...
Религиозная проблематика живописи М.В. Нестерова советского периода
Хасанова, Элеонора Венеровна — Екатеринбург, 2004В свете происходящих перемен расширяются представления о русском религиозном искусстве рубежа XIX-XX веков, что, в свою очередь, позволяет глубже почувствовать значение религиозно-философской проблематики в произведениях Нестерова, выявить неразрывную связь его религиозных картин с портретами советского времени, точнее определить место художника в...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- ...
- 54
- Следующая страница »