Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Специальность ВАК РФ: 17.00.04

Гравюра на меди в московской книге кириллической печати первой трети XVIII века

Ходько, Юлия Михайловна — Санкт-Петербург, 2004

В самом сочетании углубленной гравюры с книгой кириллической печати, как будто, изначально заложен некий конфликт. Книга кириллической печати - наиболее консервативный тип книги XVIII в. Гравюра же на металле, которая очень ограниченно применялась в русском книгопечатании до начала XVIII столетия, - техника, преодолевающая традицию1. Графика...

Градостроительная роль архитектурных ансамблей площадей в формировании общественных центров городов Западной Сибири XVII - XX вв.

Бондаренко, Татьяна Викторовна — Барнаул, 2004

Сибири. Большое значение приобретает индивидуализация городской среды, отражающая градообразующий профиль сибирского города, что проявляется в процессе формирования архитектурных ансамблей общественных центров. Научно обоснованный поиск решений градостроительных проблем настоящего времени невозможен без учёта эволюционных связей исторических эпох...

Декоративно-прикладное искусство адыгов

Мальбахов, Борис Хасанович — Нальчик, 2004

Ряд родственных явлений отмечается в традиционном декоративном . искусстве адыгов и балкарского, карачаевского народов, на протяжении веков живших в постоянном культурном и экономическом общении. Особенно процесс сближения культур усилился в XX столетии, когда эти народы объединились в единое территориально-административное целое...

Деревянная церковная скульптура в Чувашии XVI - начала XX в.

Мордвинова, Антонина Ильинична — Москва, 2004

Исследуя дошедшие до нашего времени произведения храмовой пластики на территории Чувашии, приходится постоянно соотносить их с памятниками, происходящими из других районов Поволжья, Северной и Центральной России, Прикамья — областей, где она была распространена особенно широко. Имея корни и длительную историю развития в лоне русской культуры...

Динамика развития окна как архитектурного элемента в культовом зодчестве Алтая середины XVIII - начала XX вв.

Волкова, Юлия Витальевна — Барнаул, 2004

И СТО Ч Н И КО ВО И БАЗОЙ исследования являются натурные памятники - храмы Алтая, а также архитектурная графика, фотодокументы и письменные источники, находящиеся в Центральном Хранилище Архивного Фонда Алтайского Края (ф.ф. 1, 26, 31, 50, 63, 64, 89-94, 130, 131, 135, 139, 156, 242, 243), в Российском государственном историческом архиве (ф.ф...

Жак-Луи Давид и его школа

Хлопина, Елена Юрьевна — Москва, 2004

В этой связи особое значение приобретает проблема школы Давида. Понятие школы на рубеже XVIII-XIX веков включает в себя несколько моментов и касается ряда проблем. Прежде всего, школа понимается как обучение. Давид прошел обучение в Академии, но на его творческий метод сильное влияние оказала европейская живописная традиция: французские художники...

Живописное оформление музейных интерьеров России XIX - начала XX веков. Петербург, Москва

Морозова, Ольга Владиславовна — Москва, 2004

Разработка концепции публичного музея, типа музейного здания и принципов экспонирования стали активно осуществляться в Европе в конце XVIII - начале XIX вв. В это время, отмеченное пафосом просветительства, монархи начали публично заявлять об открытии своих коллекций для народа. В 1737 Уффици становится государственным публичным музеем, однако...

Живопись мадхубани

Гордейчук, София Тарасовна — Москва, 2004

В 1934 году на севере индийского штата Бихар3, на границе с Непалом, произошло землетрясение, которое разрушило деревенские глинобитные дома; и оказалось, что стены и полы этих скромных жилищ покрыты выразительными символическими росписями...

Зинаида Серебрякова

Трегуб, Надежда Ивановна — Москва, 2004

В данном исследовании на примере стиля Серебряковой, исходя из общетеоретических положений о соотношении субъективного и объективного в художественном сознании и художественной практике, рассматриваются индивидуальные творческие качества мастера в контексте общих черт культуры эпохи. Особый интерес представляет анализ формирования и развития...

Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков

Кривошеина, Наталья Викторовна — Екатеринбург, 2004

В комплексе с духовным, историческим, архитектурным наследием, существует пласт художественно — литературных памятников, связанных с именем Трифона Вятского: житие, дошедшее в нескольких списках и редакциях(4), а так же культовая живопись: иконопись XVII - XX веков и монументальная стенопись(5). Агиография святого, полная жизненных коллизий и...

Иконография Серафима Саровского

Буркин, Александр Иванович — Москва, 2004

В настоящее время актуальной теоретической проблемой является пересмотр оценки иконы Нового времени, важно представить феномен поздней русской иконописи. По сравнению со средневековым в данный период значительно изменились характер иконного образа, художественные приемы, техника письма, но икона продолжала оставаться...

Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти XX века

Вострикова, Оксана Валерьевна — Москва, 2004

Социально-культурные отношения как определенная форма, принятая в любом обществе, в зависимости от ориентиров и уровня развития членов этого общества является образцом социально-экономических отношений, устремлений и потребностей личности. Социально-культурный аспект тесно связан с искусством, особенно, с декоративно-прикладным искусством, в...

Книжная гравюра в изданиях кириллической печати Московской синодальной типографии XVIII-XIX веков

Васильева, Лариса Николаевна — Санкт-Петербург, 2004

Выдерживавшие по несколько тиражей печатные доски, хранившиеся в фондах типографских мастерских, неоднократно поновлялись и вновь привлекались к работе. Данное обстоятельство способствовало как поддержанию определенного профессионального уровня внутри гравировального «цеха», так и сохранению художественных основ старейшей в стране гравировальной...

Колористика московской архитектуры эпохи модерна

Шамраева, Елена Юрьевна — Москва, 2004

Зарождение стиля модерн обосновано двумя основными факторами: борьбой против механизации и урбанизации общества, а так - же зарождением национального самосознания. Боязнь унификации и машинизации толкнула художников к поиску особого вида красоты, являющегося выражением сугубо индивидуального взгляда на мир. Поиск национальных корней обусловил...

Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века

Орловская, Елена Викторовна — Барнаул, 2004

В современной научной литературе наблюдается пристальный интерес к проблеме самоидентефикации творческой личности. Автопортрет является наиболее адекватной формой самовыражения художника как личности, активно воздействующей на развитие общественного сознания. Спецификой автопортрета, выделяющей его из собственно портретного жанра, является...

Ктиторские портреты средневековой Руси и их воздействие на русскую иконографию

Преображенский, Александр Сергеевич — Москва, 2004

Изучение русских ктиторских портретов XI-XV вв. позволяет сделать вывод о своеобразии портретной традиции в Древней Руси по сравнению с «материнской» византийской традицией. Это своеобразие, с особой полнотой проявившееся в эпоху позднего средневековья, очевидно и на более ранних этапах. Русь восприняла от Византии иконографию ктиторских портретов...

Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века

Кузнецова, Елена Владимировна — Москва, 2004

Колонизация и евангелизация туземного населения Новой Испании происходили почти одновременно. В распространении христианства в Новом Свете приняли участие монахи трех нищенствующих орденов - францисканского, доминиканского, августинского, прибывших сюда буквально друг за другом. Они разворачивали свою деятельность в регионах, отмеченных массовым...

Литераторы Серебряного века в портретах художников "Мира искусства"

Матюнина, Дарья Станиславовна — Москва, 2004

Историография. Литература о русском искусстве рубежа XIX — XX веков чрезвычайно обширна. Существует огромное количество исследований, посвященных деятельности творческого объединения «Мир искусства», монографий об отдельных его членах, масса работ о Серебряном веке и его представителях. Поскольку тема данной работы - «Литераторы Серебряного века в...

Мастерские флорентийских скульпторов раннего Возрождения

Назарова, Ольга Алексеевна — Москва, 2004

Все это говорит о том, что мастерская играла существенную роль в практике ренессансных мастеров, но ее наличие не препятствовало индивидуальной реализации мастера, что ставит перед исследователем ряд вопросов. Какую именно роль играла мастерская в творческом методе ренессансного мастера? Как взаимодействовали внутри общего процесса создания...

Мир образов Джамбаттиста Тьеполо. Темы и вариации

Чамина, Надежда Юрьевна — Москва, 2004

Как известно, в силу неблагоприятных природных условий, в Венеции реже других итальянских областей обращались к фресковой форме, избирая для монументальных декораций холст и масло. При жизни Джамбаттиста Тьеполо отношение к этой технике пересматривается. По мнению Дзанетти2, именно «фреска оказывается более всего созвучна гению Тьеполо и позволяет...