Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

История фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории. 1862-1872

Сартакова, Елена Сергеевна — Санкт-Петербург, 2008

Таким этапом и было открытие Петербургской консерватории, ставшей оплотом музыкальной культуры и исполнительского профессионализма в России. Именно в первые годы существования Петербургской консерватории формировалась система русского музыкального образования, и именно в этот период закладывались основные тенденции и направления, обозначившие...

Камерно-вокальная лирика С. Слонимского в свете традиций русского классического романса XIX века. Проблемы структуры и композиции

Варядченко, Наталья Сергеевна — Санкт-Петербург, 2008

Материалом для изучения послужили вокальные сочинения композитора, созданные на различных этапах его творческого пути (с конца 50-х годов и по настоящий день)1. При этом практически не затрагиваются романсы-стилизации, в которых индивидуальные черты языка Слонимского сильно затушеваны или не прослушиваются вовсе2. К тому же, во-первых, жанр...

Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. Проблема стиля

Бояринцева, Алевтина Анатольевна — Нижний Новгород, 2008

Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века — М.: Государственный институт искусствознания, 1997.-е. 185-211.) 3 стыо». Очевидно, что исследование конкретной жанровой сферы обновляет, корректирует, уточняет общую стилевую картину...

Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики

Матвеева, Раиса Александровна — Москва, 2008

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок бу...

Концепция содержания музыкального произведения в музыкально-теоретической системе Е.В. Назайкинского

Пашинина, Ольга Владимировна — Саратов, 2008

В исследовании теоретической концепции ученого избирается лишь один из ракурсов, связанный с проблемами содержания музыкального произведения, что обусловлено двумя причинами...

Кубанская свадьба как музыкально-этнографическая традиция позднего формирования

Жиганова, Светлана Александровна — Москва, 2008

Как на рубеже XVIII - ХЕК вв., в начальный период освоения данного региона казачеством, так и в настоящее время Кубань является пограничной территорией Российского государства. Соседними регионами по отношению к Кубанской области (а ныне Краснодарскому краю) являлись и являются Украина (ее восточные районы) и Ростовская область (бывшая территория...

Курский музыкальный техникум как региональный центр подготовки специалистов в области музыкального искусства

Яковлева, Елена Николаевна — Санкт-Петербург, 2008

Изучение становления системы подготовки профессиональных музыкантов во вновь создаваемых экономических условиях после грандиозной разрухи времен Гражданской войны дает возможность по-новому оценить кризисные явления сегодняшнего дня в системе подготовки специалистов в области музыкального искусства, что остро необходимо и весьма актуально сегодня...

Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии

Королевская, Наталья Владимировна — Саратов, 2008

Семантические взаимосвязи слова и музыки в области композиторского творчества обычно рассматриваются либо вне жанровой дифференциации10, либо предпочтительно в сфере вокальной миниатюры". Поэтому сфера семантических взаимодействий слова и музыки в вокальном цикле, оратории и во...

Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века

Андрущак, Татьяна Станиславовна — Астрахань, 2008

Памяти.», «Посвящается.». Часто композиторы дают эпитафиальному опусу эмоционально комментирующее название («Плач», «Траурный плач», «Трен», «Lamento furioso», «Musika doloroza»), акцентируют в заглавии идею посвящения («Memoria», «Венок.») или используют указания символического характера («Постлюдия», «Limparfait»). Для слушателя указание на...

Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века

Дынникова, Ирина Владимировна — Москва, 2008

В нашей работе неоднократно звучала мысль о том, что старообрядчество никогда не было абсолютно изолированной частью русского общества. Для периода конца XIX - начала XX веков это утверждение особенно актуально. Морозовский хор явился, по своей сути, неким связующим звеном, может быть, даже компромиссом между древним музыкальным наследием и...

Моцарт в зеркале времени: текст в тексте

Рогожникова, Виктория Станиславовна — Москва, 2008

Мы рассмотрели особенности рецепции и интерпретации Моцарта в различные эпохи, более подробно остановившись на характеристике приемов работы с заимствованным музыкальным материалом венского классика...

Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX - начала XX веков

Козловская, Ирина Петровна — Новосибирск, 2008

В связи с метаморфозами, происходившими в сфере обозначения и дифференциации региональных структур, необходимо предварительно уточнить: под «Пермским краем» (а также употребляемыми в настоящем исследовании понятиями «Прикамье», «губернская Пермь») подразумевается регион, который не равнозначен понятию «Пермская губерния»6, речь идет о территории...

Музыкальная россика XVIII века

Малинина, Галина Михайловна — Москва, 2008

В соответствии с этим в настоящее время весьма своевременным представляется рассмотрение целого комплекса вопросов, возникающих при изучении россики. В рамках представленной работы в качестве основного объекта исследования будет находиться россика музыкальная...

Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина "Пещное действо"

Терентьева, Полина Владимировна — Москва, 2008

При первом рассмотрении чин Пещного действа поражает своеобразием и яркостью, он предстаёт как таинственная частичка русской старины. Описание чина как своеобразного явления русского богослужения было издано Н.Новиковым в серии «Российская вивлиофика» в 1774 году {94). Помещённый там текст представляет собой описание Действа из Новгородского...

Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен (классико-роматическая эпоха)

Гнилов, Борис Геннадьевич — Москва, 2008

Выполненный обзор литературы по избранной нами теме свидетельствует о том, что жанр фортепианного концерта и жанровый класс форте-пианно-оркестровых произведений, не являющихся номинально концертами, издавна были и остаются поныне притягательными для пишущих о музыке специалистов. Внушительный массив трудов в интересующей нас жанровой области таит...

Музыкальный театр Эндрю Ллойд Уэббера: жанрово-стилевые модели массовой и академической музыки

Сахарова, Анна Владимировна — Москва, 2008

В России произведения этого автора также широко известны. Спектакль «Кошки» гастролировал в Москве в 1988 году, а с 1990-х годов во многих отечественных театрах идут и другие мюзиклы Ллойд Уэббера (наиболее известны постановки «Иисус Христос - суперзвезда» в театре Моссовета и санкт-петербургской «Рок-опере...

Мусоргский и XX век: о церковно-певческих истоках гармонии русской музыки

Соловьёва, Полина Александровна — Москва, 2008

Русская светская профессиональная музыка генетически связана, конечно, и с древнецерковным одноголосием, ведь лучшие из многоголосных песнопений опираются на древнецерковные традиции, продолжают и развивают их...

Народная песня ойратов в историческом контексте

Ван Гао Чао — Ростов-на-Дону, 2008

К сожалению, в музыкальном искусстве торгоутов, дербетов, хошудов, элетов и других ойратских этносов, порой утрачены многие специфические особенности народной песни —ут дун (длинная или протяжная песня*). Ут дун - в пер. с калмыцкого дословно - длинная песня. Вслед за Тритузом [78, с. 16] и др. исслед. в работе принимается русский термин...

Научная деятельность Степана Васильевича Смоленского в Обществе Любителей Древней Письменности

Борисовец, Елена Александровна — Санкт-Петербург, 2008

Одновременно с работой в училище Смоленский получил по рекомендации протоиерея Димитрия Разумовского кафедру церковного пения в Московской консерватории и был ее профессором более десяти лет (1889-1901). После переезда Смоленского в Петербург его преемником стал священник о. Василий Металлов. В консерватории Смоленский читал курс лекций по истории...

Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко

Шелудякова, Юлия Васильевна — Тамбов, 2008

Таким образом, если зарубежное музыкознание достаточно полно освещает вопросы флейтового барочного исполнительства, то в отечественной научной литературе отсутствует исследование, целостно рассматривающее флейтовый исполнительский стиль эпохи барокко...