Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Национальные черты инструментальной музыки корейского композитора Исан Юна (1917-1995)
Ли Ын Кён — Москва, 2008В Южной и Северной Корее Исан Юн, создавший свой особый музыкальный мир и получивший международную известность, является хрестоматийной фигурой: Он не только композитор, но и герой политических событий. Вместе с Родиной он пережил страдания, принесенные японской оккупацией, войной и расколом между Югом и Севером страны, а также борьбой за...
Незавершенные оперы Шостаковича
Дигонская, Ольга Георгиевна — Санкт-Петербург, 2008В настоящее время главными хранилищами рукописного наследия Шостаковича являются московские архивы РГАЛИ, ГЦММК и Архив Д. Д. Шостаковича. Просмотр и сверка находящихся в них нотных автографов композитора выявили три главных обстоятельства. Во-первых, некоторые автографы до сих пор не атрибутированы и хранятся под условными названиями как...
Нигун как явление традиционной еврейской музыкальной культуры
Хаздан, Евгения Владимировна — Санкт-Петербург, 2008В повседневной речи в общинах восточноевропейского происхождения (в том числе расположенных па территории США и Израиля) термин «нигун» произносят с ударением на первый слог и с практически полной редукцией второго гласного звука, предваряя его артиклем: [а нйгн]. В работе используется принятое в современном иврите произношение с ударением на...
Николай Фигнер. Певец-актер в русском музыкальном театре XIX - начала XX веков
Сидякина, Анна Борисовна — Санкт-Петербург, 2008Николаю Фигнеру выпало жить в сложнейшее для России переломное время. Его блестящая творческая деятельность на Родине начиналась в период царствования императора Александра III, в эпоху обострения социально-политических и экономических противоречий, и вместе с тем, чрезвычайно благоприятную для развития искусства, в частности, оперного театра. А...
Образная сфера смеха в русской музыке XIX-XX веков
Волонт, Ирина Игнатьевна — Красноярск, 2008Идея трагизма русской жизни — одна из сквозных идей русской философской школы. По словам Н. Лосского, «самые разнообразные и даже противоположные друг другу свойства и способы поведения существуют в русской жизни» [74, с. 71]. В своей статье «Искание абсолютного добра» Н. Лосский ссылается на наблюдение иностранца, сравнившего русский характер с...
Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX веков
Галятина, Анна Валерьевна — Магнитогорск, 2008Объектом исследования является балетная музыка русских композиторов рубежа XIX - XX веков, предметом — стал ритм, конструктивные и драматургические функции ритма, а также взаимодействие ритмов музыки и хореографии...
Певческая книга "Октоих" в древнерусской традиции
Плетнёва, Екатерина Васильевна — Санкт-Петербург, 2008Одним из первых творцов византийского Октоиха считается Иоанн Дамаскин. Исследователям представляется наиболее вероятным, что преподобный Иоанн был автором воскресных песнопений Октоиха — канонов утрени, воскресных стихир и богородичнов-догматиков. [253, с. 190; 216]. Основной корпус текстов византийского Октоиха, который перешел в древнерусский...
Песнопения из службы Сретения Господня в русской певческой традиции XI - XX вв.
Жилина, Юлия Вадимовна — Санкт-Петербург, 2008Наименование Праздника - Сретение - вмещает в себя не только всеобъемлющее значение - «встреча». На сербском языке это слово несет еще один смысл - «радость». Праведные Симеон и Анна, а вместе с ними и все верующие радуются тому, что воссияла Надежда, пришло Спасение. Сам Бог теперь среди людей и уже нет непроходимой пропасти между Ним и...
Православная и фольклорная певческие традиции: проблемы взаимодействия
Жимулева, Екатерина Игоревна — Новосибирск, 2008В традиционной русской музыке проявления народного христианства возникают в процессе контактирования церковной и фольклорной певческих культур. Предварительный анализ известных нам опубликованных и неопубликованных материалов позволяет дифференцировать следующие области или типы взаимодействия двух певческих традиций. Первый тип взаимодействия...
Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков
Ван Ин — Санкт-Петербург, 2008Существует также ряд русскоязычных трудов китайских авторов, посвященных разнообразным аспектам музыкального искусства Китая. В их числе - работы Бянь Мэн и Хуан Пин о китайской фортепианной культуре. В российском музыкознании невозможно обойти вниманием труды Г.Шнеерсона, М.Кравцовой, В.Малявина, У Ген-Ира: не фокусируясь специально на области...
Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке
Петров, Алексей Кириллович — Москва, 2008К концу тысячелетия на фоне нарастающих процессов всемирной глобализации в условиях постиндустриального общества усиливается противоположная тенденция, пробуждения национального сознания, связанная с повышением интереса к национальным корням, традициям, идеям. Это явление, получившее в литературе название «этнического парадокса», затронуло...
Произведения Софии Губайдулиной для баяна
Миронова, Ульяна Александровна — Москва, 2008В прессе ставятся вопросы о правомерности академического направления в исполнительстве на баяне, как и на всех других усовершенствованных народных инструментах. Высказываются сомнения по поводу самого определения их как народных. Критике подвергается существующая система обучения игре на таких инструментах во всех звеньях образования (от детской...
Рага в североиндийской традиции кхаяль
Савина, Наталья Витальевна — Владивосток, 2008Одним из звеньев такого «механизма защиты», позволяющих противостоять унификации современной мировой культуры, а значит сохранить национальную самобытность и осознать свое место, роль и пути развития в общемировом процессе, является изучение культурного опыта азиатских государств, чьи традиции насчитывают тысячелетия. Бережное отношение к...
Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания
Барбазюк, Татьяна Олеговна — Магнитогорск, 2008В данной ситуации значительно возрастает роль академического музыкального образования молодых поколений, осуществляемого в России по двум каналам: 1) в рамках соответствующего предмета общеобразовательной школы; 2) в русле специальной образовательной системы, начальный этап которой должен служить фундаментом подготовки и профессиональных...
Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи
Туймова, Гузель Рафгатовна — Москва, 2008Отечественная литература о традиционной музыкальной культуре крымских татар представлена вступительными статьями и краткими очерками к сборникам крымскотатарских напевов, в которых дан обзор, классификация и краткая характеристика образцов. Это уже само по себе сегодня представляет большую ценность не только для музыковедения, но и филологии...
Русский балетный театр екатерининской эпохи: Россия и Запад
Максимова, Александра Евгеньевна — Москва, 2008Оперы русских композиторов конца XVIII века не раз привлекали внимание исследователей. Отдельные сочинения издавались и исполнялись. Балет занимал в театральном репертуаре не менее значительное место. Однако музыка самостоятельных балетных спектаклей и балетных сцен в драматических постановках долгое время оставалась за пределами научных...
Русское учение о гармонии второй половины XIX - начала XX века: базовые понятия и термины
Дерунец, Елена Станиславовна — Москва, 2008Учение о гармонии в русском музыковедении второй половины XIX — начала XX века представляет одно из ярких достижений отечественной музыкальной культуры. «Учебный предмет есть прежде всего тексты»,— в соответствии с этим утверждением известного филолога Ю. В. Рождественского1 можно говорить и об интенсивном формировании гармонии как учебного...
Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки
Тихомиров, Сергей Сергеевич — Москва, 2008В середине XIX века, по словам С. Гинзбурга, никому ещё не удавалось так ярко, так образно и так убедительно вскрыть в нескольких фразах самое существенное и важное в принципах применения инструментальных групп, как это сделал М.Глинка. «Касательно употребления разнородных средств оркестра вообще в музыкальном сочинении, - отмечал композитор...
Священное слово в музыке А. Пярта
Осецкая, Ольга Валериевна — Нижний Новгород, 2008Цели и задачи. Священное слово для А.Пярта выполняет функцию духовного камертона, по которому выстраивается его творческий процесс и даже глубже — линия собственной жизни. Слово активно проявляет себя во всех областях музыки А.Пярта: вокальной, вокально-инструментальной и инструментальной программной музыке. Но его разновидности - так же, как и...
Симфонии Андрея Эшпая
Кардаш, Алла Евгеньевна — Москва, 2008Специально отметим монографии А. Богдановой /18/, JI. Новоселовой /96/, созданные в 70-е - 80-е годы, которые включают в себя биографические материалы, высказывания самого композитора, а также аналитическую характеристику ряда сочинений. Важной вехой в изучении музыкального мира мастера явилось появление сборников, содержащих тексты бесед с ним, а...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- ...
- 94
- Следующая страница »