Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Stabat mater в богослужении и композиторском творчестве
Иванько, Наталья Георгиевна — Ростов-на-Дону, 2006Основные вопросы, которые поднимаются в названных трудах, группируются вокруг истории написания Stabat Mater: определяются имена композиторов, время создания, принадлежность к той или иной школе, направлению, анализируются исполнительские составы...
Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна
Аристархова, Лада Юрьевна — Москва, 2006Из четырех гайдиовских ораторий мировое признание и широкое распространение в концертной практике западных стран получили только две -«Сотворение мира» и «Времена года», еще при жизни автора причисленные к разряду шедевров. В России знакомство с ними имело иной характер: снискавшие громкую, но скоротечную славу в самом начале XIX в., "Die...
Античность во французской опере 1880-1900-х годов
Азарова, Валентина Владимировна — Санкт-Петербург, 2006Содержание и структура понятия античность претерпевали эволюцию и трансформацию в ходе культурно-исторического процесса: античность была одновременно предметом художественного изображения и темой философского анализа. Экзистенциально пережитая, вошедшая в кровь и плоть, античность становилась феноменом культурного самосознания - «мифом...
Античность во французской опере 1890 - 1900-х годов
Азарова, Валентина Владимировна — Санкт-Петербург, 2006Содержание и структура понятия античность претерпевали эволюцию и трансформацию в ходе культурно-исторического процесса: античность была одновременно предметом художественного изображения и темой философского анализа. Экзистенциально пережитая, вошедшая в кровь и плоть, античность становилась феноменом культурного самосознания - «мифом...
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века
Смирнова, Марина Вениаминовна — Санкт-Петербург, 2006Шнабель явился также реформатором в области отбора фортепианного репертуара и составления концертных программ. Не случайно Б. Асафьев назвал его артистом, «открывающим жизнь чувства и чувство жизни там, где мнили лишь пепел». Появление пианиста на эстраде внесло нечто особенное и в саму атмосферу фортепианного концерта, что позволило ему по-новому...
Бассо-остинато и его роль в смысловой организации инструментальной музыки барокко
Алексеева, Ирина Васильевна — Новосибирск, 2006Известно, что наиболее важным элементом музыкального текста является тема. Она концентрирует в себе жанровые, стилевые и художественные особенности музыкального произведения. Однако её ведущая роль аксиоматична лишь для гомофонной музыки. Для полифонических бассо-остинатных жанров одинаково актуальны обе категории - и темы, расположенной в нижнем...
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование
Рахимов, Равиль Галимович — Магнитогорск, 2006Вторая половина XX века и рубеж двух тысячелетий отмечены регулярным исследованием башкирской музыкальной культуры. Публикуются документальные материалы по итогам комплексных и специализированных фольклорных экспедиций [33; 148; 294; 354; 396-398 и др.], закладывающие основу для будущих работ, анализирующих связь устного музыкального творчества...
Башкирская народная инструментальная музыка
Зелинский, Роман Федорович — Санкт-Петербург, 2006В музыкальной фольклористике термин стиль стал обыденным в последней четверти прошлого века, однако появилось и альтернативное понятие - диалект. Касательно этих терминов критически высказался Е.В.Гиппиус в том смысле, что последний из них неправомерен, поскольку «Само понятие диалекта представляет собой антитезу литературному языку. «.» Если мы...
Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века
Виниченко, Андрей Анатольевич — Саратов, 2006Не составляет исключения и рассматриваемый в данном исследовании период времени, начинающийся с последнего десятилетия XIX столетия и заканчивающийся началом 1930-х годов. Всем известно о мощных фольклорных слоях, «озвученных» в академической культуре крупными композиторами - скажем, 3. Кодаи и Б. Бартоком, открывшими для слушателя глубинные...
Восстановление произведений П.И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии
Комаров, Александр Викторович — Москва, 2006Существовала и еще одна группа неизвестных сочинений Чайковского. Иногда несовершенство собственных произведений было для него столь вопиющим, что композитор решался на уничтожение доступной ему части источников текста (например, сжигал автограф). В других случаях причина недоступности текстов связана с обстоятельствами их бытования (временная или...
Гитара в камерном ансамбле
Петропавловский, Алексей Алексеевич — Нижний Новгород, 2006Камерный ансамбль - единственная сфера, обеспечивающая практическую связь гитарного исполнительства как с исполнительством на других инструментах, так и с традицией камерного музицирования в целом. Значение подобной связи для развития гитарного искусства на современном этапе, учитывая исторический опыт, трудно переоценить...
Действо как жанровый феномен русской музыки XX века
Ромашкова, Ольга Николаевна — Тамбов, 2006Понятие «действо» особенно актуализируется в XX веке для описания процессов, связанных с трансформацией жанровой системы, с её кардинальными преобразованиями. В понятие «действо» композиторы начинают вкладывать определённый смысл, содержание и соотносить его с конкретными средствами музыкальной выразительности. Тем не менее в современных...
Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку
Светлакова, Наталья Игоревна — Москва, 2006Затрагивая вопрос проникновения джаза в академическую музыку, А.Одер констатирует, что «композиторы брали от джаза только долю того, что он им в действительности предлагал»2, и не рассматривает произведения академических композиторов с позиций синтеза джаза и академической музыки. Б.Кернфилд и Дж.Коллиер обращают внимание на джазовые произведения...
Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова
Кушнир, Ольга Владимировна — Ростов-на-Дону, 2006Духовная музыка составляет значительную часть композиторской деятельности В. Мартынова и характерна для этапа его творческой зрелости. Произведения на духовную тематику отличаются масштабностью и жанровым многообразием, значительная группа этих сочинений написана в 90-е годы. Среди них «Апокалипсис» для двух хоров и солистов a'cappella...
Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века
Труханова, Александра Геннадиевна — Саратов, 2006В философии XX века «духовность выступает как способность человека к трансцендированию наличной действительности», а именно как вера в существование высших трансцендентных начал, непостижимым, таинственным образом связанных с отдельной человеческой душой и направляющих личность в её реальном, земном существовании [258, 178]. Как отмечает...
Загадки сфинкса - XX век. Музыкальная форма канона в творчестве композиторов ушедшего столетия
Иванова, Екатерина Владимировна — Москва, 2006В музыкознании последней трети века, как показывают многочисленные работы, возникает необходимость в осмыслении и систематизации новых музыкальных идей в искусстве XX столетия. Среди актуальных областей в такого рода исследованиях оказались, прежде всего, конечно, гармония [19; 105], полифония [41], композиция [32; 46; 86], ритм [107; 108...
Импровизация и композиция в джазе
Кинус, Юрий Григорьевич — Ростов-на-Дону, 2006Давно назрела острая необходимость попытаться рассмотреть импровизацию и композицию не в противопоставлении, а во взаимосвязи друг с другом, так как между двумя этими полюсами не может быть пустого пространства. Оно наверняка заполнено какими-то промежуточными видами, органично сочетающими импровизацию и композицию. Взаимодействие...
Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков
Дядченко, Мария Сергеевна — Ростов-на-Дону, 2006Поэтому проблема инновационных педагогических технологий в системе контроля практических навыков представлена в данной работе как проблема тестирования музыкального слуха. Разработка технологии слухового тестирования рассматривается как самостоятельная проблема инновационной педагогики, и вместе с тем она нацелена на использование компьютера...
Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века
Калашникова, Ирина Витальевна — Москва, 2006Действительно, академическая музыка давно вышла из родного филармонического контекста и прочно закрепилась в телевизионном эфире. На этот феномен обращают внимание исследователи современной культурной ситуации, которые считают правомерной в настоящее время постановку вопроса о «роли искусства экрана в качестве культурного контекста. по отношению к...
Калофоническая стихира: поэтика жанра
Садокова, Вера Владимировна — Москва, 2006Явление калофонии, своего рода «лицо» церковно-певческой культуры Византии второй половины XIII - XV веков, - одна из наименее изученных тем в византинистике. Камнем преткновения для музыковедов-медиевистов при изучении калофонических песнопений становится запись текста, существенно отличающая его от записи в ненотированных рукописях. Если при...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- ...
- 94
- Следующая страница »