Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Камерно-вокальное творчество С.В. Рахманинова

Русанова, Нэля Абдулхаковна — Оренбург, 2006

В качестве основной гипотезы выдвигается мысль о многомерности художественного текста камерно-вокального творчества Рахманинова, возникающей по линии сопряжения вербального и музыкального рядов и подтверждаемой множественностью исполнительских интерпретаций...

Камерные ансамбли П.И. Чайковского

Моисеев, Григорий Анатольевич — Москва, 2006

Справочно-библиографические данные, основанные па документальных первоисточниках, приведены в таких отечественных изданиях, как «Музыкальное наследие Чайковского», «Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах», «Тематико-библиографический указатель сочинений П.И. Чайковского» (первый русский «кёхель»), а также в американском...

Картинность и картинные образы музыки

Рыбак, Наталья Яковлевна — Магнитогорск, 2006

Во вюрой половине XIX столетия в композиторском творчеаве появились сочинения, жанровые определения которых авторы заимствуют из живописи, указывая таким образом на специфичность подобных ирои ведений, на выход за рамки присущей музыке вырази гельноа и в сфер} иш-бразигельную. Первыми в этом ряду явились симфонические картины Рубинштейна...

Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса

Ганеев, Виталий Ринатович — Саратов, 2006

Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система...

Классическое сольфеджио в профессиональном музыкальном образовании

Сладков, Павел Порфирьевич — Санкт-Петербург, 2006

В музыкальной педагогике отмечается дефицит новых идей, теорий и методик. Вместе с тем налицо недостаточные знания о том, что уже давно апробировано историческим опытом, что можно было бы заложить в качестве основы развития музыкального профессионального образования на начало XXI века...

Ладогармоническая система русского фольклора: категории и принципы организации

Кулапина, Ольга Ивановна — Саратов, 2006

Проблема, изучающая формирование ладогармонических основ русского фольклора, требует определенного объективного подхода и четкого научного осмысления. Она является давно назревшей и потому актуальной для современного теоретического музыкознания и фольклористики. Казалось бы, аналогичная проблема, исследующая динамически сложный процесс, уже была...

Лейтмотив в русской симфонии

Тихомирова, Ольга Вячеславовна — Нижний Новгород, 2006

Одной из важных работ, посвященных лейтмотиву, является статья Е.Назайкинского «Лейтмотив как имя»2. Рассматривая это явление с точки зрения проблемы «слово и музыка», автор отмечает ряд важнейших моментов, касающихся его специфики. Лейтмотив представляется как одна из скрытых форм взаимодействия музыки и слова, от которых он берет звуковую плоть...

Лексикология музыкального исполнительства

Надольская, Ольга Николаевна — Саратов, 2006

Тем не менее, лексикографические труды сами по себе не могут выявить специфику музыкальной терминологии как особой области языка. Осознание этого привело к необходимости осмысления лексики музыкального искусства в разных аспектах и обязательно на базе конкретного национального языка. Именно поэтому в настоящем исследовании предпринята попытка...

Методологические и теоретические основы постижения гармонии в музыке XX века

Поздеева, Римма Петровна — Екатеринбург, 2006

Существенные преобразования охватили и музыкальное искусство. Они оказались столь глубоки и разнообразны, что позволяли характеризовать музыкальный XX век как "глобальный кризис" (поворотный пункт). Одна из отличительных черт музыкального пространства прошлого столетия - количество личностей его заполняющих: «Путь музыки XX века творила огромная...

Мир детства в русской музыке XIX века

Сорокина, Екатерина Александровна — Тамбов, 2006

Исходя из установленной цели, в работе поставлены следующие задачи: выявить историческую траекторию становления детской темы в русском музыкальном искусстве; ^ проследить синхронические пути развития темы детства в музыке и других видах искусства; проанализировать параллель между возросшим вниманием к теме детства в искусстве XIX века и...

Монограмма в музыкальном искусстве XVII-XX веков

Юферова, Ольга Александровна — Новосибирск, 2006

Особое значение вопросы кодирования приобретают в музыкальном искусстве. В связи с его непонятийностью, звуковые шифры способствуют выявлению определенных смыслов, раскрытию семантических особенностей музыкального произведения. В исследовательской литературе используется различная терминология, связанная с шифровальными последованиями - энигма...

Музыкальная жизнь Твери и Тверской губернии до 1917 года

Дроздецкая, Нина Константиновна — Санкт-Петербург, 2006

В работе усилен краеведческий аспект, иными словами, при исследовании каждого избранного явления мы, прежде всего, стремились выявить его отношение к Тверскому региону...

Музыкальная игровая логика в жанре концерта для баяна с оркестром: проблемы композиции и исполнительской интерпретации

Лебедев, Александр Евгеньевич — Саратов, 2006

Объясняется это тем, что первые послевоенные десятилетия - это этан активного становления баянного исполнительства, утверждения инструмента в качестве полноправного участника общего художественного процесса. Главной особенностью развития баянного искусства в исследуемый период в России является процесс его академизации, который мы понимаем как...

Музыкальная культура Оренбуржья

Хавторин, Борис Порфирьевич — Магнитогорск, 2006

Располагаясь на границе Европы и Азии, Оренбуржье явилось одним из тех крупных многонациональных центров России, на территории которого проживают многие: русские, украинцы, татары, башкиры, казахи, мордва и другие народы. Именно полинациональный уклад мегаполиса послужил основанием для формирования самобытного фольклора, нередко рожденного на...

Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси

Мозгот, Светлана Анатольевна — Саратов, 2006

Обозначенные положения определили проблему исследования: установление стилевых особенностей и закономерностей музыкального пространства в произведениях К. Дебюсси...

Музыка русского народного календаря в контексте традиционных национальных верований

Зайцева, Елена Александровна — Москва, 2006

Аюгуальность настоящего исследования состоит в необходимости пристального изучения русского музыкального фольклора в контексте национальных верований именно в настоящее время...

Национальная история в русской классической опере

Софьина, Наталья Александровна — Казань, 2006

Таким образом, материалом исследования являются не только перечисленные оперы, но и социокультурный контекст, окружающий их как во время создания, так и в процессе дальнейшей «жизни» произведения в русской культуре...

Национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства

Буслаева, Нонна Вениаминовна — Нижний Новгород, 2006

В этих условиях преемственность уникально-своеобразной романтической традиции в искусстве Польши может быть показательна как образец. Известно: географическое положение этой страны, ее открытость миру издавна способствовали проникновению иноземных влияний. Однако национальное искусство Польши по сей день сохраняет свои романтические позиции...

Необарочные тенденции в инструментальном творчестве петербургских композиторов 1960-1990-х годов

Шпагина, Анна Юрьевна — Санкт-Петербург, 2006

Концентрация темы исследования на инструментальном творчестве петербургских композиторов обусловлена тем, что данная область представляет наиболее широкую и разнообразную палитру барочных композиционных принципов, развитых в исторической перспективе...

Опера Дмитрия Шостаковича "Катерина Измайлова"

Верба, Наталья Ивановна — Санкт-Петербург, 2006

Степень изученности проблемы. В настоящее время исследование межтекстовых отношений произведений искусства ведется в рамках теории интертекстуальности. Возникновение, становление и развитие последней относится к середине XX века, когда возникла настоятельная потребность теоретически осмыслить, свести воедино и обобщить многовековой опыт, связанный...