Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Оперное творчество А.С. Даргомыжского. К проблеме художественного единства

Самоходкина, Наталья Вячеславовна — Ростов-на-Дону, 2006

Примечательно публицистическое высказывание Б. Асафьева 1922 года по поводу «Русалки» как «одной из опер, принадлежащих к категории „любимых", с которыми и артисты, и публика так свыкаются, что не считают необходимым уважать их, задумываться над ними и обусловить воспроизведение их хоть мало-мальски совестливым отношением. Как будто бы не...

Органное творчество Макса Регера в аспекте биографических, органоведческих и исполнительских проблем

Зандер, Наталия Ивановна — Нижний Новгород, 2006

Поистине грандиозные симфонические полотна, созданные Регером для короля инструментов, и по сей день поражают масштабностью, глубиной содержания и интенстивностью воздействия. Как истинный художник своего времени, композитор сумел отразить в них картину духовных переживаний...

Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века

Драч, Наталья Григорьевна — Б.м., 2006

Однако, теоретических исследований исполнительского стиля как музыкального явления и как научной категории неоправданно мало, суждения ученых противоречивы. Нет единства во взглядах на фортепианно-исполнительский стиль XX века. «А ведь еще в 70-е годы всех нас живо интересовали проблемы исполнительской стилистики, - пишет Л. Гаккель, -сколько...

Особенности развития аккордеонного искусства в России

Спешилова, Ольга Ивановна — Уфа, 2006

Своевременность исследования аккордеонного искусства в России усиливается обострением целого ряда проблем. В первую очередь, они видятся в области профессиональной подготовки аккордеонистов: это ограниченность количества специальной литературы, трудности обучения на готово-выборном аккордеоне, отсутствие качественного учебного инструментария. На...

Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto

Симонова, Элеонора Рауфовна — Москва, 2006

Данное исследование ставит своей задачей рассмотрение только одной ветви вокальной культуры - академического профессионального пения и сформированного им вокального тона, достигших через многовековую историю своего становления и развития определённой вершины в европейском оперном bel canto XVII- XVIII вв...

Повествовательные жанры русского музыкального фольклора

Татаринова, Татьяна Леонидовна — Нижний Новгород, 2006

Однако в некоторых сборниках их авторами сделана попытка объединить несколько жанров по принципу сходства. Нами было замечено, что в большинстве случаев проявляется некоторого рода стихийность выбора. В частности С.Н.Азбелев рассматривает триаду жанров - былину, историческую песню и балладу3, считая, что они принадлежат к «эпической...

Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система

Сверлова, Елена Леонидовна — Саратов, 2006

Изучение народной духовной музыки в свете современного музыкознания как подлинно духовного творчества народа даст возможность «реабилитировать» значительный пласт фольклора в глазах человека XXI века, выявить его роль в отображении духовных и эстетических идеалов наших предков и современников, определить круг музыкально-выразительных средств...

Практика немецкого органиста XVII-XVIII столетий в зеркале исторических документов

Панов, Алексей Анатольевич — Москва, 2006

Именно названными обстоятельствами объясняется повышенный интерес автора настоящего исследования к мнению теоретиков XIX в. в части интерпретации и толкования немецкой специальной терминологии XVII-XV111 вв. Их мнение чаще всего сформулировано точно и недвусмысленно, аргументировано многочисленными отсылками к старинным теоретическим источникам...

Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность

Кушпилева, Марина Юрьевна — Магнитогорск, 2006

Для данной концепции, безусловно, весьма существенным является учение о музыкально-риторических фигурах, развивающееся в немецких музыкально-теоретических трактатах XVI-XV1I веков. Проблемами риторики в музыкальном искусстве Барокко занимались О. Захарова [89], М. Лобанова [129, 132]. В их трудах подчеркивается, что ораторское и проповедническое...

Принципы художественного претворения хорала в духовных кантактах И.С. Баха

Сидорова, Елена Викторовна — Москва, 2006

Вторым побудительным стимулом явилось рассмотрение кантат с позиций участия в них протестантского хорала. Огромное значение протестантского хорала в творчестве Баха (и, особенно, в его духовных сочинениях) давно является бесспорным фактом. Музыкально-историческим подтверждением является создание Бахом произведений разных жанров и форм, опирающихся...

"Прометей" А.Н. Скрябина: проблема синтеза музыки и света

Ванечкина, Ирина Леонидовна — Казань, 2006

Усугубляет сложность ситуации и обращение к общедоступной музыковедческой и искусствоведческой литературе, к энциклопедическим и справочным изданиям, к литературе о Скрябине. Не может не поразить та запутанность мнений об его идее «световой симфонии» и те невероятные в данном контексте домыслы, которые приписываются порою этому неординарному...

Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства

Островская, Елена Анатольевна — Тамбов, 2006

Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и...

Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко

Куреляк, Анна Александровна — Москва, 2006

Обращение к нравственно-философской проблематике во все времена было чертой, определяющей творчество любого значительного художника. В 60-70-х годах XX века - это своеобразная примета времени. Интерес к культовым католическим жанрам свойственен многим композиторам 2-й...

Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода

Мякотин, Евгений Владимирович — Саратов, 2006

Предметом исследования является внутренняя структура рок-музыки в единстве её особой логики и поэтики, детерминирующая такие качества, как «полилексика», карнавальность, диалогичность академического и массового...

Русская школа хорового исполнительства

Манько, Татьяна Владимировна — Ростов-на-Дону, 2006

Понятие «школа» (от лат. schola) выходит далеко за пределы музыковедения и имеет широкое значение. Оно применяется в философии, психологии, педагогике, искусствоведении как научно-образовательная школа, художественная школа (42, 365 - 370...

Русский духовный концерт второй половины XX века

Хватова, Светлана Ивановна — Ростов-на-Дону, 2006

В. Медушевский, исследуя понятие «духовный реализм», видит в духовном возрождении России следующую причину: «Во Святой Руси сколь велики дары православной веры, столь безмерны и терзания совести при ее утрате — свидетельство того, что жизнь народа протекает не на поверхности морального благоприличия, безнравственного и лицемерного в основе, - но в...

Русское безлинейное многоголосие

Богомолова, Мария Владимировна — Москва, 2006

В истории культуры Древней Руси XV век занимает особое положение. Во второй половине XIV - первой половине XV столетия сложились экономические факторы, определившие объединение русских земель в едином централизованном государстве. Общественно-политические изменения в стране не могли не оказать влияния на развитие искусства. «Литература и все виды...

Синестетичность музыкально-художественного сознания

Коляденко, Нина Павловна — Новосибирск, 2006

Соответственно, в искусствоведческих исследованиях приобретает статус одной из ключевых позиций обращение к сфере смыслопорождающых художественных кодов. Указанную направленность продуктивно реализуют историко-культурные, интертекстуальные подходы, расширяющие смысловое пространство художественных текстов и вскрывающие их разноуровневые...

Современная музыкальная критика и ее влияние на отечественную культуру

Украинская, Анна Вадимовна — Воронеж, 2006

В свою очередь, и сама критика испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного контекста, которые заставляют совершенствовать ее содержательные, художественно-творческие и другие...

Современная регентская практика: хормейстерский аспект

Карпов, Юрий Семенович — Казань, 2006

Вторая причина, тесно связанная с первой - необходимость решения сугубо практических, исполнительских задач. Наше время - время активного возвращения в концертные залы колоссального пласта отечественной хоровой литературы - русской духовной музыки. Сегодня уже трудно представить концерт академического хора без исполнения духовных произведений. При...