Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Сольфеджио в свете теории установки
Иванова, Наталия Владимировна — Саратов, 2006Многие музыкальные термины психологически окрашены: мы говорим о музыкальном восприятии, музыкальном языке, музыкальном мышлении, эмоциональном строе музыки, определяем тончайшие градации и смены настроений, различаем доминанты и субдоминанты, устойчивость и неустойчивость ступеней лада, ладовые тяготения, нарастания и спады напряжённости, ощущаем...
Становление и развитие профессионального народно-инструментального искусства на Дону (1920-1990-е годы). Исполнительство и педагогика
Ушенин, Владимир Васильевич — Ростов-на-Дону, 2006Отправной точкой для соответствующих изысканий могут стать работы музыкально-краеведческого профиля (Леонов, Палкина 1999, Мещерякова 1988, Черных 1993), в которых выявляются основополагающие закономерности формирования и эволюции профессионального музыкального исполнительства на Дону в XVII - начале XX столетий. Вместе с тем, хронологическая...
Стилевая модель в музыкальном восприятии
Хасаншин, Азамат Данилович — Новосибирск, 2006Задача вывести точную дефиницию стиля и определить границы феномена представляется серьезной научной проблемой. Прежде всего, это связано с внутренней противоречивостью и всеохватностью самого понятия стиля...
Сценические композиции М.Ф. Гнесина: от "музыки слова" - к музыкальной интонации
Архипова, Маргарита Валерьевна — Москва, 2006...
Татарская скрипичная музыка в аспекте формирования и развития национального музыкального стиля
Шарифуллин, Джамиль Фаридович — Казань, 2006Скрипичная музыка занимает особое место в истории татарской музыки, так как из всех видов традиционного инструментального музицирования она одна перешла на профессиональную концертную сцену академического типа. Ни искусство игры на курае, ни на думбре, ни на других традиционных татарских инструментах не получило развития в условиях новоевропейской...
Творческие искания Н. Черепнина в контексте художественной культуры рубежа XIX-XX веков
Кисеева, Елена Васильевна — Ростов-на-Дону, 2006Сейчас, когда творчество Н. Черепнина полузабыто, трудно представить, что в свое время его музыка была очень популярна. Современники считали Н. Черепнина одним из наиболее прогрессивных российских деятелей, открытых новаторским идеям. Важными в этом смысле являются слова ученика мастера - С. Прокофьева: «Среди моих преподавателей Черепнин был...
Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы
Карпов, Павел Евгеньевич — Москва, 2006Что стоит за ренессансными явлениями русского хорового искусства конца XX века? Каковы позиции современной волны возрожденчества с точки зрения содержания музыкального текста и стиля (языковая парадигма...
Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры
Сафаргулова, Фируза Исмагиловна — Москва, 2006Важным для нашей работы становится также понятие "доминирующей культуры", введенное исследователем В.Дулат-Алеевым применительно к музыке Татарстана, предполагающее существование некоего полюса для иных культур, определяя нравственно-духовные доминанты и приобщая людей к системе ценностей правящих групп и обществ. В.Дулат-Алеев справедливо...
Теоретические аспекты искусства хоровой аранжировки
Девуцкий, Олег Владиславович — Москва, 2006В качестве предмета исследования рассматривается совокупность научно организованных аналитических, технологических, практических действий аранжировщика, ведущих его к поставленным высоким художественным результатам...
Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения
Шкапа, Екатерина Александровна — Москва, 2006К созданию собственной теории анализа музыкальных форм Конюс пришел во всеоружии музыкально-теоретических знаний. К моменту «изобретения» метротектонизма он был автором учебных пособий по элементарной теории музыки, гармонии и инструментовке...
Тетралогия "Кольцо нибелунга" в контексте русской вагнерианы
Волощенко, Анна Юрьевна — Нижний Новгород, 2006Замысел постановок Мариинского театра цикла Вагнера «Кольцо нибелунга» отличается беспрецедентной глобальностью. Столь масштабный проект мог осуществиться только в период особой готовности, зрелости культуры. Это характерно и для Серебряного века, отмеченного необычайным творческим взлетом, и для начала XXI века - времени открытости России миру...
Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование
Соколова, Алла Николаевна — Санкт-Петербург, 2006В названиях трех субъектов Российской Федерации на территории Северного Кавказа - республик Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия - вынесен один из адыгских этнонимов. Существование при советской власти трех административно-территориальных образований, в которых жили адыги, действительно способствовало разъединению адыгского культурного...
Умар Тхабисимов в контексте адыгской музыкальной культуры
Анзарокова, Марзиет Чесиковна — Санкт-Петербург, 2006РСФСР и Адыгеи Умара Хацицевича Тхабисимова (1919-1998) представляется нам весьма актуальным. У. Тхабисимову суждено было родиться и творить в переходный для национальной культуры период, в его творчестве и личных качествах ярко преломились исторический опыт и современность. Он стоял на пограничье между «традиционным» и «профессиональным» в...
Фаустовский миф в творчестве Альфреда Шнитке
Ковалевский, Георгий Викторович — Нижний Новгород, 2006Чем же привлекла эта тема композитора, что стало причиной того, что данный сюжет можно по праву назвать центральным в жизни и творчестве А. Шнитке? Причин здесь несколько. Одна из них - теснейшая связь Шнитке с немецкой культурой. Известно, что мать композитора была из коренных немцев Поволжья, и сам Шнитке неоднократно подчеркивал свои германские...
Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980-90-х годов
Зароднюк, Оксана Михайловна — Нижний Новгород, 2006Труды JI. Раабена впечатляют широтой охвата огромного пространства советской страны и масштабной хронологией, которая позволяет проследить жизнь жанра от истоков до современности. Подробно останавливаясь на каждом десятилетии XX века, ученый последовательно «проявляет» сменяю...
Феномен мелодики в музыке позднего романтизма
Шелудякова, Оксана Евгеньевна — Екатеринбург, 2006Вместе с гомофонно-гармоническим стилем сформировалось особое явление - мелодическая тема, ставшая семантическим тезисом, разработка которого породила музыкальное произведение. Мелодия обрела новый способ существования. Она стала ответственной за целое произведение, между ними возникли причинно-следственные связи. Мелодическая тема выступила не...
Феноменология романтизма в фортепианном творчестве Р. Шумана
Демченко, Галина Юрьевна — Саратов, 2006Выделим и ещё одно толкование слова феномен, широко распространённое в раз1 опорном обиходе: явление необычное, исключительное или некий факт такою рода. Отсюда этимология поняшя феноменальный, то есть редкостный, небывалый в каком-либо отношении, выдающийся по своим свойствам, качествам, силе проявления и т.п...
Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования
Бородин, Борис Борисович — Москва, 2006Особенность транскрипций заключается в том, что они образуют пограничную область, объединяющую композиторское и испотительское начала. Фортепианные транскрипции создавали композиторы и пианисты всех раш ов - от великих до безвестных, и среди образцов их творчества можно найти произведения различных художественных достоинств. Простейшие переложения...
Финская камерно-вокальная музыка XX века
Горная, Ирина Николаевна — Санкт-Петербург, 2006Разумеется, определение основных этапов в истории финской музыки XX в. не лишено известной условности. В пределах каждого периода сталкивались и взаимодействовали между собой разные творческие направления1. Естественно, что каждый новый виток истории (пусть даже в таких масштабах, как 10-20 лет) высвечивал новые грани в эволюции камерно-вокальной...
Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна
Михайлова, Алевтина Анатольевна — Саратов, 2006Создание произведений, в основе драматургии которых семантика объемных пространственных колокольных перезвонов с эффектными темброво-регистровыми находками стереофоничности звучания (произведения Вл. Золотарева, А. Холминова, В. Белошицкого, А. Кусякова) - новое стилистическое открытие баяна...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- ...
- 94
- Следующая страница »