Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели

Щукина, Татьяна Валентиновна — Москва, 2006

В одном из телевизионных интервью Владимир Горовиц говорил о том, что знакомство с сонатами Клементи позволило ему по-новому оценить развитие классической сонаты - от клавирного стиля Гайдна и Моцарта к фортепианному стилю Бетховена, увидеть в музыке Клементи ростки новой техники, нового понимания инструмента, нового инструментального тематизма...

Фортепианное творчество Дьёрдя Лигети

Разгуляев, Руслан Александрович — Нижний Новгород, 2006

Кроме композиции Лигети на протяжении всего своего творческого пути занимается вопросами теории современной музыки. Он является автором двух трудов по гармонии , ставшими классическими учебными пособиями в Венгрии. Его многочисленные статьи и интервью (лишь немногая часть которых, к сожалению, переведена на русский язык...

Фортепианное творчество Н.А. Римского-Корсакова

Симатова, Юлия Львовна — Санкт-Петербург, 2006

Между тем анализ фортепианных сочинений Римского-Корсакова позволяет не только дополнить наше знание о творчестве композитора в целом, глубже понять его художественные принципы, особенности музыкального языка, используемых им средств выразительности, но и расширить наше представление о русской фортепианной музыке. Составляя неотъемлемую часть...

Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века

Лукьянова, Надежда Викторовна — Санкт-Петербург, 2006

Глинка, Даргомыжский, композиторы-«кучкисты» и члены Беляевского кружка внесли свою лепту в развитие жанра, создав ряд четырехручных виртуозных транскрипций и переложений, а в обращении А. Рубинштейна к фортепианному ансамблю отразились важнейшие эволюционные процессы, связанные с утверждением концертно-симфонического стиля...

Фортепианный дуэт XX века: вопросы истории и теории жанра

Петров, Владислав Олегович — Астрахань, 2006

Давая характеристику литературе, посвящённой фортепианному дуэту, необходимо отметить, что в связи с постепенно возрастающей популярностью жанра на протяжении всего XX века, расширение тематики и увеличение количества исследований также происходило с годами. Если в первой половине XX столетия не наблюдается явных приоритетов в изучении жанра (в...

Франк Мартен. Опыт монографического исследования

Мелющук, Влада Владимировна — Москва, 2006

Ныне Франк Мартен (1890-1974) - воплощение национальной гордости Швейцарии, один из первых швейцарских композиторов, получивших широкое признание за ее пределами. Ф.Мартен является видным композитором современности, внесшим неповторимый вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Созданием одухотворенных произведений, концептуальных...

Художественный мир Ф.М. Достоевского в отечественной опере последней трети XX века

Войткевич, Светлана Геннадьевна — Красноярск, 2006

В начале XX века в Германии, а затем во Франции возникает и стремительно развивается одно из крупнейших направлений философии -экзистенциализм. Разрабатываемая представителями этого направления проблематика сосредоточилась вокруг вопросов о человеке: подлинности его земного бытия; переживаний своей «заброшенности» в мире, желании...

Художественный мир Ф.С. Акименко

Матюшина, Екатерина Владиславовна — Москва, 2006

Основная проблема - исследовать «художественный мир», музыкальные и литературные произведения Ф.С.Акименко и попытаться извлечь из забвения творчество одного из талантливых композиторов начала XX века...

Шведская хоровая культура второй половины XX века: вопросы творчества и исполнительства

Глузберг, Марианна Леонидовна — Москва, 2006

Несмотря на некоторую географическую обособленность шведской хоровой музыки, сегодня о ней говорят как о явлении в мировой хоровой культуре, привлекающем своим богатством и разнообразием. Этот прорыв, начавшийся в 80-е годы, поставил шведскую хоровую культуру с ее огромным потенциалом композиторских и исполнительских возможностей в первые ряды...

Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины XX века

Окунева, Екатерина Гурьевна — Петрозаводск, 2006

Объект исследования выбран не случайно. Финская музыкальная культура последних десятилетий XX века переживает период необычайного расцвета. Об этом свидетельствуют многочисленные престижные музыкальные фестивали, ежегодно проводимые в различных городах Финляндии1, творче...

Этнический компонент песенной культуры татар-мишарей: вопросы звуковысотной и фактурной организации

Сарварова, Лилия Илдусовна — Казань, 2006

В известной мере степень современной изученности (а вернее, неизученности) татарско-мишарского музыкально-поэтического фольклора обусловлена сложностями чисто этнографического характера. Так, М. Нигмедзянов, отмечая самобытность, своеобразие татарско-мишарской традиционной культуры, пишет: «В результате сравнения бытующего фольклора мишарей и...

Адыгское народное многоголосие

Ашхотов, Беслан Галимович — Москва, 2005

В рамках общих тенденций сольно-хорового исполнительства, служащего нормой индивидуального и коллективного сотворчества в культурах северокавказских народов, адыгское многоголосие с позиции процессуального его становления дает представление о внутренних закономерностях структурных отношений между пластами песенной фактуры, психологических факторах...

Акустический Текст ребенка

Калужникова, Татьяна Ивановна — Москва, 2005

Специфику младенческих вокализаций в значительной мере определяют биологические моменты: физическое развитие ребенка, состояние его дыхательных органов и голосового аппарата, физиологические потребности. В большинстве известных нам работ глоссолалии рассматриваются как источник формирующейся речи («доре-чевая», «довербальная» форма коммуникации...

Ария: от барокко к классицизму

Цыбко, Елена Николаевна — Москва, 2005

Приоритет в постановке вопроса о переносе вокальных по происхождению форм в инструментальную музыку и частичное его освещение содержится в трудах JI.B. Кириллиной: в дипломной работе "Бетховен и теория музыки XVIII — начала XIX веков", а также в ряде работ, развивающих отдельные положения этого труда (Кириллина 1987, 1989, 1994, 19961...

Башкирская народная песня

Сулейманов, Риф Сафинович — Санкт-Петербург, 2005

Действительно, до сих пор каждый исследователь, как правило, исходил из материалов по собственной избранной теме, представляющих, естественно, только некоторую часть башкирского фольклорного наследия, и предлагаемые жанровые классификационные построения отражали лишь эту часть...

Валторна в музыке композиторов венской классической школы

Вдов, Анатолий Федорович — Москва, 2005

Исполнение музыки барокко, рококо и классицизма - показатель не только уровня исполнительской техники, но и уровня художественной культуры, мастерства современного валторниста, реализуемых им на основе индивидуальной интерпретации, стилистики нотного текста, классических звуковых форм, эстетики музыкального языка и, конечно, художественнообразного...

Венецианская опера 1640-х - 1670-х гг.: поэтика жанра

Емцова, Ольга Михайловна — Москва, 2005

Наиболее актуальным на сегодняшний день представляется исследование, в котором на основе обобщения фактов венецианская опера XVII века не только была бы рассмотрена как целостное явление, но в ней акцентировались бы проблемы, наиболее важные для потенциального исполнителя и постановщика с одной стороны, и для музыковеда, стремящегося понять логику...

Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX веков

Петри, Эльвира Корнеевна — Нижний Новгород, 2005

Петербурге выходил сборник «Вопросы колонизации» (было издано с начала XX века по меньшей мере 12 выпусков). В период Первой мировой войны исследования такого рода сворачиваются...

Взаимосвязь ритма музыкального текста с ритмом исполнительских движений

Синайская, Анастасия Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2005

Изучение ритмической организации исполнительского процесса, актуальное для анализа инструментальной музыки в целом, в настоящей работе проводится на материале виртуозной скрипичной музыки. Выбор инструмента не случаен: считающаяся «одноголосной» и...

Влияние романтического виртуозного исполнительства на композиторское творчество

Усенко, Наталия Михайловна — Ростов-на-Дону, 2005

Таким образом, можно полагать, что влияние виртуозного романтического исполнительства на композиторское творчество в исторической перспективе оказалось одним из весомых факторов, предопределивших неповторимый облик фортепианного искусства указанной эпохи. Данное утверждение, однако, не подкрепляется (как, впрочем, и не опровергается) результатами...