Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Эсхатологическая топика в русской традиционной прозе второй половины XX - начала XXI вв.
Цветова, Наталья Сергеевна — Санкт-Петербург, 2009Подобного рода высказывания нельзя считать доказательными, поскольку отечественная эсхатологическая традиция беспрерывно развивается с момента возникновения древнерусской литературы. В зависимости от исторической ситуации доминировали различные ее проявления - во времена глобальных катаклизмов, например, апокалиптические мотивы, которые довольно...
Ю.П. Казаков и И.А. Бунин: аспекты творческой эволюции и внутрилитературного взаимодействия
Омельян, Анна Михайловна — Москва, 2009Помимо названной работы, особенно ценные замечания содержатся в статье С. Федякина «Ностальгия» (1989). Исследователь не только одним из первых начал говорить о сущности мироощущения писателя, но и по-новому взглянул на связь его творчества с бунинской традицией: «То, что Казаков похож на Бунина, стало давно расхожим мнением, — замечает ученый...
А.А. Ахматова в художественной рецепции отечественной и англо-американской литературной критики и литературоведения
Савельева, Елена Константиновна — Ростов-на-Дону, 2008Обзорные статьи и рецензии последних десятилетий, посвященные англоязычным публикациям об Ахматовой, в некоторой степени отражают, хотя и достаточно фрагментарно, разносторонний и неоднозначный подход к личности и творчеству поэта, свидетельствуя в то же время о неравномерной степени развития англо-американского ахматоведения в целом. Данное...
Абсолютное в деконструирующем сознании
Арская, Юлия Александровна — Иркутск, 2008Ситуация временной культурной изоляции и прерванности модернистской традиции сходным образом повлияла на развитие постмодернизма в русской и немецкой литературе. С одной стороны, речь идёт об «отставании» от других западных литератур (Франции, США и др.), с другой - о присутствии в русском и немецком постмодернизме политической проблематики...
Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции
Ничипоров, Илья Борисович — Екатеринбург, 2008В качестве исходной теоретической и методологической основы нашего исследования мы принимаем развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.А.Соколовой: «Авторская песня.— это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде...
Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в.: проблема генезиса и жанровой трансформации
Растягаев, Андрей Викторович — Москва, 2008Типологическое рассмотрение культуры XVIII в. «позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, связь с органическими и глубинными свойствами культуры предшествующего этапа, а с другой - далеко идущую трансформацию этих черт» (Лотман 2002, 74). Традиционность средневековой культуры не стала препятствием для рецепции канонического жанра жития в...
"Адресованная" лирика Марины Цветаевой: коммуникативно-жанровый аспект
Круглова, Татьяна Сергеевна — Москва, 2008В контексте коммуникативной проблематики актуальный интерес для нас представляют исследования посвященные анализу личных, творческих и интертекстуальных связей Цветаевой с поэтами-современниками - в первую...
Александр Алексеевич Измайлов - критик, прозаик, журналист
Александров, Александр Сергеевич — Санкт-Петербург, 2008Личные качества Измайлова проявились в его активной журналистской деятельности. Возглавляя литературно-критический отдел «Биржевых ведомостей», он выступил инициатором реформирования рубрик отдела. Именно при нем появились в газете новые литературные рубрики: «Литературные мелочи», «Литературные мелочишки», «Тайны и парадоксы» и т. д. Его...
Анекдотическое в художественных произведениях А. Платонова конца 1920-х - начала 1930-х гг.
Бабкина, Надежда Александровна — Воронеж, 2008На сегодняшний день работы о творчестве А. Платонове насчитывают тысячи наименований. Результаты более чем полувекового изучения наследия писателя обобщены и систематизированы в биобиблиографических справочниках: Алейников, 1998; Биобиблиографический указатель, 2001; Жизнь и творчество, 1999; Знатное, 1988а; Митракова, 1969; Митракова, 1970...
Антропологическая поэтика С.А. Есенина: авторский "Жизнетекст" на перекрестье культурных традиций
Самоделова, Елена Александровна — Москва, 2008Есенин признан глубоко национальным и самобытным поэтом со времени выхода в свет первого стихотворного сборника «Радуница» в 1916 году1 На протяжении всего его творчества литературное сообщество живо откликалось на появление каждой поэтической книги или подборки стихотворений За прижизненной славой последовали посмертные споры, попытка...
А.П. Зонтаг (Юшкова) - личность и литературная деятельность: феномен "писательницы для детей"
Кирьянова, Оксана Васильевна — Краснодар, 2008Несмотря на трудности, связанные с отсутствием собрания сочинений и разрозненностью архива Зонтаг, нами сделаны первые шаги по изучению её наследия: дополнена и откорректирована библиография и собрано большинство печатных художественных текстов писательницы для детей...
А.П. Чехов и Н.С. Лесков: проблема преемственности
Малиночка, Лариса Николаевна — Тверь, 2008Однако, большинство исследований и Лескова, и Чехова проводятся, в основном, в области поэтики3, жанра4, социально-нравственных взглядов, философских и религиозных пристрастий5 писателей, художественной кон-цептологии 6, а также стилевых и языковых особенностей7 текстов их произведений. л...
А.П. Чехов и творчество И.С. Шмелева эмигрантского периода
Потапова, Екатерина Геомаровна — Москва, 2008Выбор наш объясняется богатством материала для исследования и почти полным отсутствием системного анализа этой темы. Сохранившиеся многочисленные отзывы Шмелева о Чехове, ряд его статей позволяют понять его читательский взгляд на Чехова в полной мере. Оригинальная шмелевская интерпретация личности и творчества Чехова открывает новые грани...
Архитектоника и поэтика лирических циклов в книгах стихов М. Кузмина 1910-х годов
Аносова, Людмила Викторовна — Москва, 2008Известно, что А. Блок исключительно уважал и почитал Кузмина как большого поэта. Такое мнение вытекает из переписки Блока и его статей разных лет. «Кузмин - в настоящий момент — писатель единственный в своем роде. До него в России таких не было, и не зншо, будут ли»"*, - утверждал он...
Ахматова и Пушкин: к вопросу межтекстовых коммуникаций
Шатихина, Любовь Валентиновна — Москва, 2008Литературная и жизненная судьба Ахматовой была на редкость нелегкой. «Лирика Анны Ахматовой - неотъемлемая часть нашей национальной культуры, одна из живых и не утрачивающих свежести ветвей на древе великой русской поэзии»2...
Библейские мотивы и образы в творчестве В.В. Маяковского 1912-1918 годов
Шалков, Денис Юрьевич — Ростов-на-Дону, 2008Однако, несмотря на многочисленные интертекстуальные проекции и параллели, очевидно постоянное стремление Маяковского к секуляризации библейского пратекста, что выражается в смещении целого ряда важнейших его смысловых акцентов и придании религиозной символике новой семантической модальности. Авторские отступления от «канонической» сюжетной канвы...
Биография А.С. Пушкина в литературоведении 1920-1930-х годов в СССР и русском зарубежье: генезис, эволюция, методология
Черниговский, Дмитрий Николаевич — Москва, 2008Думается, в связи со сказанным выше, что воссоздание картины борьбы идей и методологий, которая составляет содержание стопятидесятилетней истории изучения Пушкина, необходимо для выработки правильных ориентиров развития пушкинистики на современном этапе ее существования. Данная мысль, в силу ее самоочевидности не нуждается в доказательствах...
В.В. Маяковский в оценке отечественной критики и литературоведения
Покотыло, Михаил Валерьевич — Ростов-на-Дону, 2008Поэзия В.В. Маяковского неоднородна и построена по разным эстетическим и идеологическим моделям. Для дооктябрьской лирики поэта характерна маргинальность, стремление к демонстрации богемно-шутовского и избраннического статуса героя, ориентация на игровую стратегию, основывающаяся на поэтике метаморфозы...
Виды и функции повторов в творчестве М.А. Шолохова
Балашова, Светлана Евгеньевна — Москва, 2008Поскольку в конечном счете искусство - специфическое суждение о жизни, постольку и «смысл» есть воплощение при помощи выразительных средств отношения писателя к жизненным, социальным, нравственным, эстетическим ценностям. Смысл и целеустановки определяют поэтому весь процесс порождения художественного мира» (147, с.6). Автор вряд ли бы взялся за...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- ...
- 238
- Следующая страница »