Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Фантастическое и реальное в романе Л. Леонова "Пирамида"
Безруков, Александр Александрович — Бирск, 2009Таким образом, предметом исследования является художественный мир романа «Пирамида», объектом исследования - структурные элементы художественного произведения как носители эстетической концепции действительности...
Феномен детства в творчестве русских символистов
Дворяшина, Нина Алексеевна — Сургут, 2009Уже тогда было ясно многим, что в жизни не только страны, но и человечества заканчивался один исторический период, начинался другой, с которым связывались ожидания изменения мира, его очищения либо рождения нового. «.Тогда времена были в некоем смысле младенческие», - с удивительной проницательностью заметил Б.К. Зайцев5. Не случайно поэтому столь...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков
Гаричева, Елена Алексеевна — Москва, 2009В работе «Диалектика мифа» А.Ф. Лосев утверждает: «В слове сознание достигает степени самосознания. В слове смысл выражается как орган самосознания. Слово есть не только понятая, но и понявшая себя саму природа»6. Углубление в художественный образ выводит к феномену преображения личности как выражению в художественной форме самосознания личности...
Филологический роман как явление историко-литературного процесса XX века
Ладохина, Ольга Фоминична — Северодвинск, 2009Проза филологической интенции (по тематике, по специфике героя, сюжета, по способу повествования) включает в себя «филологическую оглядку», «филологическое припоминание», требует определенного круга знаний (как от читателя, так, естественно, и от писателя), способности ориентации в культурном и историко-литературном дискурсе эпохи (и не одной...
Философская лирика Афанасия Фета: проблематика, поэтика, жанровое своеобразие
Глушкова, Мария Анатольевна — Нижний Новгород, 2009Изучение лирики на современном этапе — это не просто исследование жанров и их динамики, но еще и взгляд на лирику как на способ познания мира и себя в этом мире. В этом ракурсе лирика характеризуется как особая семантическая структура, заключающая в себе «завоевание истины через личное переживание действительности» [147, с.75]. Подразумевая такую...
Философско-эстетические искания в прозе С.Д. Кржижановского
Ливская, Евгения Валентиновна — Калуга, 2009Творчество Кржижановского неслучайно называют «постскриптумом к мировой литературе и философии1», но, к сожалению, практически все, написанное писателем, так и не стало мостом, по которому он мог бы перейти реку забвения и непонимания и стать известным широкому читателю. Мощный, всепоглощающий напор двадцати лет писательства, напряженная, нервная...
Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов: творческий диалог
Кладова, Наталья Александровна — Кострома, 2009Полагаем, что для более глубокого раскрытия проблемы необходимо выявление не только мировоззренческих идеалов каждого писателя, воплотившихся в том или ином произведении, но и самих принципов художественного изображения действительности, своеобразия организации художественных миров. Комплекс обозначенных идей и подходов к исследованию составляет...
Фольклоризм А.М. Ремизова: источники, генезис, поэтика
Розанов, Юрий Владимирович — Великий Новгород, 2009Ремизова при обработке фольклора» . Очевидная неудача Рыстенко, похоже, надолго отбила охоту к научному изучению ремизовского фольклоризма, отказался от этой темы после некоторых колебаний и сам Эйхенбаум3. При этом в 1910-е годы выходили серьезные и концептуальные работы о так называемых «реалистических» произведениях Ремизова. Сформировалась...
Фольклоризм прозы Татьяны Толстой
Ду Жуй — Тамбов, 2009Оккервиль», в романе «Кысь» писательница разрушает «ненавистную концепцию реальности» (социальной, физической, ментальной, литературной), создавая оригинальную поэтическую утопию и антиутопию, смешивая фантазию и повседневность, сатиру и социальный анализ, юмор и гротеск. В романе «Кысь», по справедливому мнению В.В. Цуркан, «налицо опыт, обретший...
Фольклоризм русского исторического романа рубежа 1820-1830-х годов: М.Н. Загоскин и Н.А. Полевой
Горбатов, Михаил Александрович — Саратов, 2009Одной из особенностей жанра исторического романа в начальную эпоху его становления является использование разнообразных форм фольклорной традиции, что связано с проблемой народности литературы - центральной...
Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой
Богатырева, Дарья Александровна — Москва, 2009Выводы, полученные в результате работы, позволяют углубить понимание специфики повествования в мемуарных произведениях, созданных в последующие десятилетия XX века...
Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI вв.
Наумова, Ольга Сергеевна — Самара, 2009Критик Г.Заславский, много пишущий о современной драматургии и театре, в одной из статей предложил разобраться, в какой мере то, что сочиняется драматургами сегодня, имеет право на термин «новая драма»: простое ли это повторение термина «новая драма», который по определению должен давать новую форму и новый смысл, и содержится ли в этих пьесах...
Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века
Журчева, Ольга Валентиновна — Самара, 2009Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предложен аналитический аппарат, позволяющий исследовать разнообразные формы авторского присутствия в драме, и выстроена типология, отражающая активизацию авторского сознания в отечественной драме от рубежа XIX-XX вв. до наших дней, от «новой драмы» до новейшей...
Формы диалога с М.А. Булгаковым в современной отечественной прозе
Харитонова, Зинаида Григорьевна — Казань, 2009Таким образом, обращение наших современников к творчеству М.А. Булгакова сегодня представляет собой многогранный диалог, в который включаются читатели, критики, литературоведы, философы, деятели культуры и, конечно же, писатели. В этой связи исследование форм диалога современных писателей с М. Булгаковым представляется безусловно актуальным...
Функции аллюзий в трилогии Андрея Белого "Москва"
Астащенко, Елена Васильевна — Москва, 2009М.: Канон+, 1999. 560 с. раскрыть полностью без изучения важнейшей особенности стиля его эпохи — «синтеза искусств»: «бесспорный контакт литературного начала с музыкальным»1 в творчестве Белого найден Л. Л.Гервер2...
Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов
Криворучко, Анна Юрьевна — Тверь, 2009Говоря о сакрализации изображения в экфрасисе, Есаулов отмечает уже в первых русских экфрасисах сосуществование мотивов иконопочитания и иконоборчества [2002, с. 169], не утративших своего значения и в позднейших описаниях. Примерами широкого использования экфрасиса в отечественной литературе Нового времени и сохранения его сакрального характера...
Художественная аксиология в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"
Кузнецова, Евгения Викторовна — Магнитогорск, 2009Еще два десятилетия назад "аксиология" определялась как "учение о природе ценностей" (177; с.731). Затем она представляется уже особой научной дисциплиной: "АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) -философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смысло-образующих оснований человеческого бытия, задающих...
Художественная аксиология Н.Р. Эрдмана в контексте драматургии 1920-1930-х гг.
Сафаргалина, Зулейха Камиловна — Магнитогорск, 2009Первая публикация пьес Н.Эрдмана в 1987 году позволила современным читателям по-своему оценить оригинальный талант драматурга Н.Р. Эрдмана. К 90-летию писателя вышел единственный сборник его произведений, где, кроме пьес, были опубликованы письма драматурга, воспоминания современников...
Художественная картина мира в поэме А.А. Блока "Возмездие"
Смолина, Наталья Юрьевна — Абакан, 2009Поэма «Возмездие» большинством блоковедов осмысливается как итоговое произведение, в котором синтезируются творческие и мировоззренческие поиски A.A. Блока, что это «концентрированное обобщение всех основных проблем творчества Блока» [Ременик 1959: 39], с чем следует бесспорно согласиться. И.Т. Крук указывал, что произведение - «важнейшая веха на...
Художественная картина мира в прозе Венедикта Ерофеева
Брыкина, Наталья Фаридовна — Волгоград, 2009Самым известным произведением Ерофеева, сделавшим его имя легендарным, стала поэма «Москва-Петушки». Впервые произведение было опубликовано в израильском альманахе «Ами» в 1973 г., затем во Франции в 1977 г. На сегодняшний день поэма переведена и издана уже на тридцати языках. Трагический парадокс заключается в том, что, существуя в русской...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- ...
- 238
- Следующая страница »