Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков
Потяркина, Елена Евгеньевна — Москва, 2009Жизненным кредо Бальмонта стала театральность в каждом жесте, эпатаж во всех его проявлениях. Для поэта не существовало разделения между творчеством и бытовой жизнью. Для его современников «бальмонтовское» стало синонимом «яркого...
Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации
Демченко, Ольга Александровна — Саратов, 2009Самарский ансамбль «Altera musica» предпринял успешную попытку воссоздания музыкального быта русской усадьбы второй половины XVIII — начала XIX века. Содержание их диска «Сладкодушные утешения. Музыка русской усадьбы» (2006) отражает широкий спектр жанровых разновидностей, бытовавших в указанных условиях. Некоторое сомнение вызывает лишь избранный...
Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики
Шамилли, Гюльтекин Байджан кызы — Москва, 2009Понимание классики вряд ли может быть адекватно вне знания того, как ее понимала сама культура. М.Г.Арановский отмечает, что «наша привычка во всех рассуждениях о музыкальном искусстве опираться только на европейскую традицию малоубедительна, особенно при определении текста, поскольку он напрямую связан с проблемой специфики музыки. Последняя же...
"Литургия св. Иоанна Златоуста" и "Всенощное бдение" С.В. Рахманинова: жанровая мобильность и проблемы исполнения
Лапенко, Анна Владимировна — Ростов-на-Дону, 2009Современный композитор, автор духовных сочинений В. Мартынов высказывается сравнительно недавно: «.это произведение невозможно исполнить при богослужении, его музыка совсем не подходит для молитвы, она не приспособлена для молитвенного процесса, не учитывает его особенности». [CP 2.] Современный регент молодого поколения А. Пузаков считает, что...
"Литургия св. Иоанна Златоуста" и "Всенощное бдение" С.В. Рахманинова: жанровая мобильность и проблемы исполнения
Лапенко, Анна Владимировна — Ростов-на-Дону, 2009Новый виток противостояния церковной и светской традиции в вопросе звучания этих сочинений С Рахманинова вновь высветил проблему их жанровой принадлежности. При первых исключительно успешных исполнениях «Литургии» и «Всенощного бдения» церковная общественность не признавала возможным их звучания в церкви «Музыка действительно замечательная, даже...
Луи Вьерн и его органное творчество
Калашникова, Татьяна Евгеньевна — Москва, 2009В течение нескольких столетий диспозиция органа оставалась неизменной, а Кавайе-Колль кардинально меняет ее. «Направление работы Кавайе-Колля связано с музыкальными идеалами XIX века, которые были привнесены в органное искусство извне - из области симфонической музыки. Многие процессы здесь шли параллельно, так как были обусловлены общими...
Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков
Азизи, Фарогат Абдукаххорзода — Новосибирск, 2009Отмеченная активная модернизация фактически поставила под угрозу сам факт существования данного искусства в качестве живого, развивающегося пласта культуры. При этом макомы были включены в звуковой тезаурус эпохи, о чем красноречиво свидетельствует факт создания ансамбля макоми-стов при Комитете по радиовещанию (1946). Но исполнители заучивали на...
Михаил Коллонтай (Ермолаев). Портрет музыканта
Тутова, Олеся Александровна — Москва, 2009В первой главе дана» краткая творческая биография М. Коллонтая. Для? нас было необходимо показать формирование и творческий рост музыканта, раскрыть его человеческую и артистическую личность. Задача главы — рассказать о таких событиях жизни, которые повлияли на его творчество. В этой главе мьь использовали, в основном, материалы, полученные из...
Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина
Михайлова, Екатерина Николаевна — Саратов, 2009Несмотря на широкий круг литературы о музыке Щедрина, отдельные её грани изучены явно недостаточно. К таковым относятся, прежде всего, вопросы, связанные с основополагающими принципами творчества композитора, определяющими целостность его художественного облика. Одним из таких принципов представляется многослойность художественного пространства...
Морфология дастгяха
Челебиев, Фаик Ибрагим оглы — Санкт-Петербург, 2009Азербайджанское мугамное искусство, то есть азербайджанский мугамат, является национальной ветвью макамата - классической профессиональной музыки устной традиции исламского мира. Однако, необходимо отметить, что за фонетическими вариантами одного и того же термина (макам - у арабов, турков, маком - у узбеков, таджиков, мукам - у уйгуров, туркмен...
Музыка "викториальных" торжеств эпохи Петра I
Демина, Вера Николаевна — Ростов-на-Дону, 2009Между тем, возникновение светских форм искусства по европейскому образцу и ослабление церковного влияния в художественном творчестве самими реформаторами воспринималось, по мысли Ю М Лотмана, с позиций религиозного миропонимания, в связи с чем ученым поставлен вопрос о конструктивной роли христианства в секуляризации культуры1...
Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции
Желтирова, Анна Александровна — Магнитогорск, 2009Об этом же свидетельствует обширный круг исследований, посвященный народным инструментам. Среди них работы, в которых авторы обращаются истории народного инструментария [15, 31, 42, 43, 82, 90, 92, 94, 105, 107...
Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года
Горлинская, Светлана Евгеньевна — Курск, 2009Н. В1 Плевицкая (Винникова), или скрипач М. Г. Эрденко, несли русское искусство далеко за пределы родной страны. Наряду с ними, музыкально-театральную жизнь края: создавали и развивали высокообразованные, инициативные владельцы оркестров и театров, хозяева салонов, руководители музыкальных обществ, классов и т. п...
Музыкально-критическое наследие Серебряного века
Свиридовская, Нина Давидовна — Москва, 2009В. Розанов еще задолго до революции сравнил русскую культуру с яйцом Жар-птицы, из которого сделали яичницу, так и не дав вылупиться редкой и прекрасной птице. К сожалению, хронологические рамки Серебряного века не сопоставимы с реальным (биологическим) столетием, он был трагически оборван социально-политическими катаклизмами 1917 года и...
Народные распевы пасхального тропаря "Христос воскресе" в традициях Верхнего Поднепровья
Подрезова, Светлана Викторовна — Санкт-Петербург, 2009В целом, все исследователи признают, что проблема взаимодействия церковно-певческой и народно-песенной традиций сложна и многоаспектна. И, прежде всего, трудность ее изучения связана с отсутствием материалов о народной песенной традиции ранее XVIII века...
Национальные модели в русской музыкальной культуре на рубеже XIX-XX веков
Лобанкова, Екатерина Владимировна — Москва, 2009Весьма острым национальный вопрос был для русских музыкантов. Именно в этой художественной области, как считают зарубежные музыковеды (М. Фроло-ва-Уолкер, Р. Тарускин), поддерживалась и укреплялась мифология об «инаково...
Немецкая клавирная педагогика и теория исполнительства середины и второй половины XVIII века
Заславская, Полина Игоревна — Владивосток, 2009Знание представлений клавиристов XVIII века актуально не только непосредственно для исполнителей старинной музыки, но и для редакторов изданий нотных текстов этого времени. На наш взгляд, привлечение старинных трактатов и руководств особенно важно для академического редактирования, обращающегося к автографу. Е.М.Левашов отмечает свойственную...
Новая российская опера в контексте постмодернизма
Яськевич, Ирина Георгиевна — Новосибирск, 2009Можно предположить, что эти процессы знаменуют новый этап в развитии мирового оперного искусства и что отечественная опера интенсивно обновляется под влиянием актуальных тенденций в развитии культуры, приобретших в российском искусстве черты национального своеобразия. Эта гипотеза продиктовала название работы, в котором определение «новая опера...
Опера "Среда" из цикла "Свет" сквозь призму художественных идеалов и творческой эволюции К. Штокхаузена
Санникова, Наталья Владимировна — Новосибирск, 2009Художник многогранной натуры поднимал «вечные», универсальные темы — творчества, божественной природы звука, духовного совершенствования человека и продуктивной коммуникации посредством музыки. Исключительное место в наследии Штокхаузена занимает оперный цикл из семи частей СВЕТ1 (1977-2003) - не имеющее равных по масштабам сочинение (общая...
Органно-клавирная культура Италии XVI-XVII веков
Бурундуковская, Елена Викторовна — Москва, 2009Чрезвычайно важным представляется проследить пути развития органно-клавирной культуры в Италии на рубеже ХУ1-ХУП веков, когда здесь, раньше, чем в других европейских странах наметился переход от ренессансного мышления к барочному и попытаться понять, каким образом, когда именно и в творчестве каких конкретно композиторов свершился этот переход, и...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- ...
- 94
- Следующая страница »