Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана

Трофимова, Глюза Ильясовна — Казань, 2009

В вопросах региональной классификации татар-кряшен исследователи смешивают самые разные принципы: географический {восточнозакамская. западнозакамская, западнопредкамская группы), топонимический {нижнекамские, елабужские, заинско-шегилшпские, чистопольские, молъкеевские, бакалинскиё), этнонимический {нагайбаки...

П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России

Полоцкая, Елена Евгеньевна — Москва, 2009

При всей очевидной актуальности изучения педагогического пути Чайковского и форм деятельности в сфере музыкального образования его биография как педагога является исследовательской проблемой, так как никогда еще не была предметом специального изучения. Причина этого явления в том, что сложилась устойчивая традиция всех биографий Чайковского...

Проблемы формообразования в светских кантатах И. Брамса

Панкратова, Ольга Владимировна — Ростов-на-Дону, 2009

Проблема формообразования в музыке Брамса многогранна Она включает в себя ряд аспектов, среди которых - характеристика структурных особенностей, взаимодействие словесного и музыкального уровней композиции, принципы интонационно-тематического развития В...

Пути развития сонаты для скрипки соло в контексте стилевых, жанровых и исполнительских исканий музыки XX века

Нестеров, Сергей Игоревич — Ростов-на-Дону, 2009

Методологической основой работы являются принцип историзма, системный и комплексный подходы, теоретико-аналитические методы музыковедения. Использованы новейшие труды по проблемам музыкального содержания, по истории и теории исполнительства. По мере необходимости привлекаются философские и эстетические труды по проблемам музыкального творчества...

Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины XX века

Вискова, Ирина Владимировна — Москва, 2009

Ссылки на источник в тексте работы дается с помощью указания в квадратных скобках фамилии автора, года издания и номера страницы (полные выходные данные — в списке литературы...

Реконструкция традиций в реквиеме романтической эпохи

Булавинцева, Юлия Валерьевна — Москва, 2009

Определенный интерес исследователей вызывает заупокойная месса (missa pro defunctis) - реквием, однако число работ, обращенных к этому древнему литургическому жанру пока очень незначительно. Музыковеды чаще концентрируют внимание на внекультовой трактовке жанра, или же...

Ритмические особенности малого знаменного роспева в певческой практике старообрядцев

Павлова, Полина Анатольевна — Казань, 2009

Первые опыты музыковедческого анализа особенностей богослужебного пения старообрядцев следует отнести к сороковым годам XIX столетия. Так, в 1846 году при подготовке сводной общерусской редакции церковных напевов была собрана коллекция крюковых певческих -рукописей, которая изучалась А. Львовым 2 при помощи инспектора Придворной певческой капеллы...

Рождение западно-арабской музыкальной классики

Сергеева, Татьяна Сергеевна — Москва, 2009

Несмотря на то, что при «монистическом» взгляде на историю арабской культуры Средневекового периода, (как дань ортодоксальной мусульманской установке), особо подчёркиваются процессы унификации местных традиций, между арабским Западом и Востоком всегда существовали различия5, которые не смогло ликвидировать мощное влияние Багдада (а позднее и...

Роль фортепианной партии в камерно-вокальном творчестве Н.К. Метнера

Штром, Анна Александровна — Санкт-Петербург, 2009

Фортепиано поручается тематический материал, оно берет на себя роль ладово-гармонической основы и благодаря этому оказывается основным носителем образного содержания. Во многих романсах имеются развернутые прелюдии, интерлюдии и постлюдии. По богатству звукового мира, разнообразию фактуры, тончайшей выделке деталей, по использованию средств...

Русский духовный концерт. История и теория жанра

Свиридова, Ирина Александровна — Саратов, 2009

Некоторые авторы для обозначения основания более крупной или более глубинной жанровой общности прибегают к понятию «жанрового архетипа» (М.Арановский). Само- слово архетип в переводе с греческого — начало, принцип, можно1 понимать и как первоначало, и как нечто главное, что заложено в жанре. В одной из работ М.Арановского с категорией жанра также...

Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры

Сабадышина, Евгения Михайловна — Москва, 2009

Анализ организаторской и общественной деятельности данного объединения позволяет вывести частные наблюдения по истории РХО на типологический уровень, понять характер тех трудностей и противоречий, с которыми неизменно сталкиваются энтузиасты, создающие творческое сообщество и стремящиеся «вписать» его существование в рамки государственных и...

Серийный феномен: истоки и эволюция

Девуцкая, Наталья Владимировна — Воронеж, 2009

Научная новизна работы определяется целенаправленным изучением структурной многоуровневости (иерархичности) и поливариантности (транс-формационности) серийных организаций. Данный подход ведёт к значительному пополнению спектра аналитических операций, которые способствуют более адекватному раскрытию (реконструкции) взаимосвязей и взаимозависимостей...

Симфонические прочтения трагедий Шекспира композиторами XIX столетия

Яруллина, Гузель Ахтамовна — Уфа, 2009

Программные симфонические произведения занимают особое место в ряду музыкальных интерпретаций Шекспира. В ник осуществлен принципиально иной подход к первоисточнику по сравнению с господствовавшими ранее сочинениями музыкально-театральных жанров, обусловленный самой принадлежностью интерпретируемых (литературно-театральных) и интерпретирующих...

Синтез музыки, поэзии и живописи в сочинениях Арнольда Шенберга 1908-1913 годов

Ницевич, Евгения Вячеславовна — Ростов-на-Дону, 2009

В начале XXI века интерес к творчеству Шенберга все более возрастает В онтексте новаций второй половины минувшего столетия, отличающихся бо-ее жестким и агрессивным языком, его искусство до некоторой степени утра-ило свою диссонансную дискомфортность, служившую ранее препятствием 1Я восприятия. И если современникам Шенберга его музыка казалась...

Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX-XX веков

Скворцова, Ирина Арнольдовна — Москва, 2009

Возможны различные подходы к изучению стиля модерн, независимо от вида искусства, в котором он проявляется. Продуктивно изучение стиля модерн с точки зрения художественной практики, другой путь - с философско-эстетической точки зрения исследовать не только формы, но и культурно-мировоззренческие основания стиля. Наиболее результативным...

Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века

Салихова, Лилия Извелевна — Казань, 2009

Важным «пунктом» национальной культурной политики в 30-е годы, доказательством ее результативности стало открытие в республиках национальных оперных театров (своего рода аналогов Большого театра СССР) и создание «своих» национальных опер. Освоение композиторами таких жанров европейской музыки как опера, балет, симфония являлось одним из...

Творчество Дьёрдя Куртага. Опыт характеристики

Алюшина, Ольга Сергеевна — Москва, 2009

По меткому замечанию исследователя венгерской музыки Яноша Бройера, заслуга Б. Бартока и 3. Кодая была в том, что они «.освежили полным жизни фольклорным материалом венгерское композиторское творчество начала века ., подняли его до высот национального, а вместе с тем международного по своему рангу искусства» (Бройер, 6, 219). Наряду с венгерской...

Тенденции в развитии музыкально-театрального искусства на Южном Урале

Шадрина, Елена Анатольевна — Челябинск, 2009

Утверждение профессиональных позиций отдельных музыкальных центров в регионе (к ним относятся крупнейшие уральские города — Екатеринбург, Пермь, Уфа, Оренбург, Челябинск, Магнитогорск) стало причиной пристального внимания региональных исследователей к местным х' музыкальным традициям и особенностям протекания художественно-творческих процессов в...

Теория музыки в современной практике музицирования

Бергер, Нина Александровна — Санкт-Петербург, 2009

Формирование в мышлении музыканта изначальных представлений о музыкальных категориях традиционно связывается с задачами элементарной теории музыки. Теоретические представления на этом уровне, призванные облегчить введение в процесс музицирования, как правило, обособлены от этого процесса, а их освоение само по себе весьма трудоёмко. Не находя...

Традиционная инструментальная музыка Индонезии в контексте мифопоэтических представлений

Алябьева, Анна Геннадьевна — Новосибирск, 2009

В контексте настоящего этапа изучения народной инструментальной культуры и становления особой научной дисциплины этноорганографии (И.В. Мациевский) обращение к традиционной инструментальной музыке Индонезии, включающее рассмотрение не только органологических, функциональных, тембровых характеристик инструментария, его видового разнообразия, но и...