Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов Иоганнеса Брамса
Лавелина, Жанна Алийевна — Новосибирск, 2005Наблюдения и выводы, полученные в ходе анализа квартетов, постоянно соотносятся в тексте работы с многочисленными связями, протягивающимися от этих сочинений к обширному музыкально-теоретическому контексту, эволюция которого существенно преобразовывала ценностную шкалу, чем и были вызваны многочисленные переоценки художественной значимости вклада...
Музыкально-литургическая практика католических приходов Сибири и Дальнего Востока в контексте реформ Второго Ватиканского Собора
Фиденко, Юлия Леонидовна — Новосибирск, 2005Не менее важным для раскрытия особенностей духовной жизни современного российского общества является изучение аналогичных вопросов применительно к религиозной практике других конфессий*2, ибо отмеченные процессы происходят не только в рамках православия. Немалая роль в духовно-религиозном возрождении России и населяющих её народов принадлежит...
Музыкально-теоретические представления старообрядцев
Плавская, Елена Леонидовна — Новосибирск, 2005Изучение старообрядческой певческой культуры как явления, принадлежащего и прошлому, и современности, предполагает множественность исследовательских подходов предполагает множественность исследовательских подходов, обусловленную многоаспектностью самого культурного феномена. Его можно представить как соотношение певческой практики и ее...
Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии
Нилова, Вера Ивановна — Санкт-Петербург, 2005В Финляндии условия для развития центростремительных тенденций, а также встречного движения центростремительных и центробежных сил, возникли после 1809 года, когда Россия присоединила к себе Финляндию на правах Великого княжества. Новый политический статус страны предусматривал сохранение возможностей для дальнейших культурных контактов с...
Музыковедение: стиль научного произведения
Науменко, Татьяна Ивановна — Москва, 2005Вытекая из универсума слова и неся в себе ген литературности, музыковедение одновременно обладает и обратным воздействием -возможно, даже в большей степени, чем это пока осознается. Такое воздействие присутствует не только в видимых проявлениях междисциплинарности, когда мы отмечаем востребованность музыковедческой тематики, лексики или...
Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган
Алексеева, Галина Григорьевна — Новосибирск, 2005В рассмотрении данного материала задействованы многие методы, среди которых главными являются метод системного анализа [70, с.ЗОЗ], типологический метод, связанный с его типологическим подходом в культурно-историческом аспекте [70, с.337] и сравнительный метод [70, с.320...
Неоклассицистское балетное творчество И.Ф. Стравинского: к проблеме воплощения орфической концепции
Королева, Анна Валентиновна — Москва, 2005Стравинский публицист и собеседник» [128], а также в подготовленном им сборнике трудов «И. Ф. Стравинский: сборник статей» [67]. Не оспаривая огромной ценности литературного наследия Стравинского, необходимо учитывать субъективность, а в некоторых случаях и намеренную полемичность высказываний композитора, изменения его взглядов в процессе...
Неомодальность в сочинениях отечественных композиторов последней трети XX века
Дмитриева, Нина Георгиевна — Москва, 2005Для проникновения в сущность данного понятия важно учитывать уровень музыковедческого знания в разработке проблемы модальности как одной из основополагающих музыкально-эстетических категорий, которая занимает значительное место в современном музыкознании, как в отечественном, так и зарубежном. Научное знание уделяет большое внимание генезису слова...
Новый метод ладофункционального анализа античных нотографических памятников
Энглин, Станислав Евгеньевич — Санкт-Петербург, 2005Дело в том, что анализ музыки Древней Греции и Рима должен зиждиться на весьма специфических началах. Это обусловлено громадным временным пространством, отделяющим античность от наших дней, в течение которого музыкальное сознание столь значительно эволюционировало, что художественный контакт с музыкой столь далёкого прошлого стал совершенно...
Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество А.В. Михайлова
Хорошайло, Галина Васильевна — Ростов-на-Дону, 2005Предмет исследования составляют исторически обусловленные композиционные и драматургические особенности обработок народных песен для хора a cappella в творчестве отечественных мастеров XX столетия...
Оперное творчество Назиба Жиганова в аспекте средств выражения национальной специфики
Зарифов, Артемий Шамилевич — Москва, 2005В истории музыки народов России таких неисследованных проблем все еще остается достаточно много. И даже, казалось бы, тщательно изученные в свое время вопросы нуждаются сейчас в новом взгляде. Кроме того, дистанция времени позволяет сделать обобщения в более широком контексте, позволяет использовать факты и документы, которые ранее оставались вне...
Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия
Напреев, Борис Дмитриевич — Б.м., 2005Поэтому музыкальная практика уже в середине XVIII века начала активно искать способы преодоления указанного противоречия. Теория же лишь скупо констатировала его наличие, причем исторически гораздо позже...
Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца
Бержинская, Светлана Ивановна — Нижний Новгород, 2005Профессиональное пение, требующее специальной подготовки голоса, в настоящее время переживает всплеск интереса. Возросло число желающих получить профессиональное образование, что подтверждается достаточно высоким конкурсом на вокальные отделения и факультеты. Характерно (и с точки зрения делового прагматизма не объяснимо), что желающие обучаться...
Особенности творческого мышления А.К. Лядова
Лукьянович, Ольга Викторовна — Санкт-Петербург, 2005Одной из таких форм является миниатюра, исследование специфики которой в настоящее время особенно актуально в связи с возрастающими тенденциями миниатюризма мышления и в технической сфере, обусловленной развитием передовых информационных технологий, и в области культуры и искусства, в частности, современных видах театрального, хореографического и...
Партия валторны в контексте эволюции симфонической партитуры XVIII - XX веков
Беленов, Леонтий Дмитриевич — Москва, 2005Еще сорок-пятьдесят лет назад исполнительская культура валторны была ориентирована на достижение полного, насыщенного тембра, некоего красивого звука, отчетливой атаки и ясных штрихов, регистровой ровности и необходимой степени технической беглости. Все эти качества, составляющие фундамент всякой инструментальной школы, конечно, не утратили...
Пассакалия в отечественной инструментальной музыке второй половины XX века
Абдуллина, Галина Вадимовна — Санкт-Петербург, 2005Определенное усиление внимания композиторов к пассакалии в отечественной музыке XX века, как, впрочем, и к другим полифоническим формам, можно объяснить одновременным проявлением интереса к стилизации, к поискам равновесия эмоционального и интеллектуального начал в музыке, упорядоченности и логичности — через сохранение организующих музыкальных...
Полиязычие в вокальной музыке И.Ф. Стравинского
Фалалеева, Елена Игоревна — Санкт-Петербург, 2005Как замечает В.Васина-Гроссман, «с первых этапов своего развития вокальная музыка, подобно маятнику, склоняется то в сторону "музыкальной речи", то в сторону "чистой мелодики"» [28, 7]. Каждая эпоха отмечена своей «ведущей идеей» во взаимосвязях музыкального и вербального текстов, что предопределяет возникновение все новых ракурсов исследования...
Поэтика тишины в отечественной музыке 70 - 90-х гг. XX века
Некрасова, Инна Михайловна — Москва, 2005Тишина является своего рода лейтмотивом эпохи, одним из "ключевых слов культуры" (А.В. Михайлов), определяющих своеобразие ее облика. Тишина, умолчание, пустота, беззвучие, составляющие существенную часть современного художественного сознания, могут быть выдвинуты в качестве характерных символов, метафор, знаков постмодернизма. Устойчивость их...
Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа
Ларионова, Анна Семеновна — Новосибирск, 2005Рассмотрение связи слова и музыки в якутском фольклоре, кроме того, важно и для сравнительного исследования как сибирских, так и северных культур и дальнейшего уточнения их генезиса и типологии. Выявление закономерностей связи слова и музыки существенно и для понимания эволюции музыкального языка, и раскрытия вопросов музыкальной семантики...
Рукописи и материалы М.И. Глинки в Берлинской государственной библиотеке
Фролова, Елена Владимировна — Санкт-Петербург, 2005Б В Асафьев в начале своей монографии о Глинке, опубликованной в 1947 году, написал то, что оказывается актуальным и сегодня «Я всего-навсего желал бы усилить исследовательский интерес к Глинке, "раздразнить" им, как явлением, далеко уж не так глубоко известным, "освоенным" и исчерпанным Наоборот, многое надо начинать, а не сдавать в архив»5...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- ...
- 94
- Следующая страница »