Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Формирование новосибирской джазовой школы

Беличенко, Сергей Андреевич — Новосибирск, 2005

Из изложенного следует, что проблема становления и развития джазовой культуры в Новосибирске имеет комплексный характер, с одной стороны, сближаясь и переплетаясь с историей самого джаза как художественного направления, с историей культуры города, с другой же - находит свое продолжение в политической истории государства. Советская культура...

Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Косаку

Дубровская, Марина Юзефовна — Новосибирск, 2005

Это согласуется и с проблематикой современного российского музыкознания, демонстрирующего научный интерес именно к периоду становления нового «академического профессионализма» и деятельности первых крупных композиторов в неславянских музыкальных культурах советского пространства. В этой связи приведем справедливые соображения А. Маклыгина...

Хор и ансамбль в оперном театре Вагнера

Костенников, Анатолий Михайлович — Москва, 2005

Содержание авторских ремарок Вагнера в нотных текстах его оперных хоровых сцен позволяет в заключении поставить (не претендуя на его разрешение) вопрос о хоре как пространственно-сценическом факторе. Наиболее завершенную форму этот феномен достигает в драме-мистерии «Парсифаль». Начало же его формирования можно отнести к «Риенци», где...

Цитирование как проявление принципа комплементарности в творчестве композиторов последней трети XX века

Лаврова, Светлана Витальевна — Санкт-Петербург, 2005

Сегодня апелляция к "чужому слову" имеет не единичный, а практически всеобщий характер. Такая апелляция предполагает необходимую свободу обращения с различными элементами композиторской техники, которые, вливаясь в общее русло, составляют своего рода новую политехнику...

Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано

Царегородцева, Любава Михайловна — Тамбов, 2005

Фортепианный камерно-инструментальный ансамбль может быть представлен сочетанием фортепиано с одним или несколькими инструментальными партнерами. В связи с этим и вследствие различий генезиса и количественных параметров возникает необходимость терминологической дифференциации ансамбля малого состава (соната-дуэт для фортепиано и одного...

Югендстиль в музыке

Агишева, Юлия Ивановна — Москва, 2005

Основной задачей исследования стало соотнесение основных параметров "югендстиля" как понятия в общем искусствоведении с присущими ему атрибутами содержательного и формального характера -со стилями Макса Регера (1873-1916) и Франца Шрекера (1878-1934), которые, по предварительным наблюдениям, в некоторых своих проявлениях могут быть трактованы в...

Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова

Эсаулова, Татьяна Ивановна — Москва, 2005

Вместе с тем, по воспоминаниям учеников (И. Юсуповой и К. Уманского), Сидельников «очень чётко представлял себе всю цепь мировой музыкальной культуры и своё место в ней, а, следовательно, и свою миссию в этом процессе» (235, 116). Будучи по натуре абсолютно русским человеком, «даже в лесковском купеческом смысле», он испытывал постоянный и живой...

Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции

Попова, Екатерина Олеговна — Москва, 2005

Ян Свелинк и его школа — одна из мощнейших и плодотворнейших ветвей музыкальной культуры барокко. Значение деятельности этой школы трудно переоценить: она не просто охватила своим искусством все без исключения передовые музыкальные явления эпохи, но и стала подлинной прародительницей многих из них...

Алексей Николаев - жизнь в музыке

Урманова, Камилла Надыровна — Москва, 2004

...

Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции

Тимошенко, Алиса Анатольевна — Санкт-Петербург, 2004

Звуковые открытия экспериментализма - нетрадиционная техника звукоизвлечения на рояле {string piano /кордепиано/ Коуэлла, prepared piano /препарированное фортепиано/ Кейджа, tack piano / фортепиано «с гвоздями»/ Хэррисона), обращение к экзотическому инструментарию (ударные шумовые инструменты Индонезии, Африки, Дальнего Востока, архаические...

Антиномия "сакрального-обыденного" и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции

Кожаева, Светлана Борисовна — Нижний Новгород, 2004

Отпавшая от Церкви, европейская культура Нового времени (в т.ч. и музыка) отчасти вобрала в себя функцию церкви как "вместилища духа" и стала одной из форм постижения конечных смыслов бытия в мирской жизни. Поэтому осознание диалектики отношений сакрального-обыденного в культуре определенной эпохи позволяет зафиксировать общие мировоззренческие...

Балетное творчество Назиба Жиганова

Хайрутдинова, Дилия Флюровна — Казань, 2004

Объектом исследования является балетная музыка Н.Жиганова, значение которой, к сожалению, не оценено по достоинству современниками. Большое количество оперных и симфонических произведений, ставших классикой татарской музыки, затмило его балеты, которых всего два. Тем не менее, балет в творчестве Н.Жиганова - это уникальное явление...

Балеты Андрея Петрова

Комарова, Татьяна Валерьевна — Санкт-Петербург, 2004

Сама личность композитора и просто человека привлекает своей врожденной интеллигентностью, отзывчивостью и душевностью. С Андреем Павловичем легко общаются и сотрудничают. И сегодня он относится к числу самых известных музыкальных деятелей России, сумевших завоевать не только искреннюю любовь миллионов отечественных меломанов, но и широкое...

Башкирская академическая музыка

Скурко, Евгения Романовна — Москва, 2004

Музыка является, пожалуй, одним из самых чутких барометров, реагирующих на подобные процессы, начиная с XIX века, когда в Западной и Восточной Европе одна за другой возникали новые национальные школы (польская, чешская, венгерская, норвежская...

Библейские симфонии А.Караманова

Клочкова, Елена Викторовна — Москва, 2004

До настоящего момента имя Караманова у многих музыкантов ассоциируется с некими легендами, он предстает как мифическая, пророческая, маргинальная фигура в современной музыке. Его всегда считали одной из самых загадочных художественных личностей последней трети прошедшего столетия...

Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры

Ван Дон Мэй — Санкт-Петербург, 2004

При этом следует подчеркнуть, что это явление действительно уникально, так как Великий. Шелковый путь представляет собой, прежде всего, сеть торговых маршрутов, тянувшихся из Японии и Китая, пересекавших Центральную Азию и расходившихся на юг в Индию и на запад через Иранское нагорье и другие территории к Средиземноморью, и возникающие культурные...

Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции - от свинга к бибопу

Фишер, Анжелика Николаевна — Екатеринбург, 2004

Один из интригующих периодов - переходный момент «модуляции» джаза из области массовой культуры в статус элитарного искусства. Истоки джазовой «революции» относятся к 1940-ым годам. На стыке эпох соприкасаются два смежных стиля: свинг — кульминация развития прежнего джаза и бибоп — первое течение новой джазовой эры...

Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX-XX веков

Брандобовская, Лолита Владимировна — Екатеринбург, 2004

В 1781 году город Хлынов переименован в Вятку, и это название сохранялось вплоть до 1934 года, когда по примеру многих других городов ему было дано имя крупного революционного деятеля Сергея Мироновича Кирова...

Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен

Смирнов, Борис Фёдорович — Челябинск, 2004

Как часто бывает в аналогичных случаях, смелый неординарный шаг маститых композиторов-дирижёров не был по достоинству оценён современниками. Лишь десятилетия спустя стала ясна революционная сущность введённого ими новшества, поднявшего симфоническое исполнительство на качественно новую ступень. Речь идёт о примате личностно-дирижёр-ского начала в...