Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX - начала XX веков

Ендуткина, Ольга Федоровна — Новосибирск, 2004

Согласно определению, приведенному в музыкальной энциклопедии, картина - это симфоническое одночастное программное произведение, отражающее объекты и явления действительности - пейзажные, портретные и др. Хотя в истории музыки есть отдельные примеры, когда картиной называли...

Жанровая типология древнерусского певческого искусства

Шиндин, Борис Александрович — Новосибирск, 2004

Не выясняя пока причин, мешающих музыковедам сосредоточить свои силы на описании жанрообразующих норм певческого искусства, рассмотрим сложившееся положение дел с иной точки зрения: существует ли вообще потребность в такого рода исследованиях, какова степень их актуальности, можно ли в результате жанрового анализа выявить малоизученные стороны и...

Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста

Цветкова, Евгения Олеговна — Москва, 2004

В настоящее время вопрос о правомерности хореографического воплощения небалетной музыки уже не дискутируется. Однако долгое время сама тенденция подвергалась нападкам со стороны крупных музыкантов. Так М. Балакирев называет период начала XX века «антихудожественным временем» в том числе и потому, что «.симфонии Бетховена, баллады и мазурки Шопена...

История французской органной музыки

Кривицкая, Евгения Давидовна — Москва, 2004

Предметом исследований'стала история'французской''органной музыки от'ХУН века и до серединй кХ1'века;' В' работе'1 рассматриваются йсйбвныё' этапы исторического развитая' ""французской^' органной культуры,'»' жанрй" 'фр'ан11уЗской органной музыки со всеми их специфическими особенностями; приемы...

Камерно-инструментальная музыка композиторов Удмуртии

Хакимова, Елена Ливадиевна — Казань, 2004

Если профессиональная музыка Удмуртии представлена в научной литературе явно недостаточно, то изучению фольклорных традиций удмуртского народа посвящено немало серьезных исследований (см., например: Василъев-Буглай, Гердт, Голубкова, Карпов, Кунгуров, Кондратьев 1990, Нуриева, Поздеев, Травина, Ходырева, Хрущева, Чуракова...

Клавирное творчество Иоганна Кунау (1660-1722) в контексте его эстетических воззрений

Марихина, Людмила Васильевна — Санкт-Петербург, 2004

Среди литературного наследияИоганна Кунау следует различать как сугубо музыкально-теоретические трактаты1, в которых затрагиваются проблемы лада, гармонии, композиции и т. д., так и художественные сочинения2, где композитор предстает талантливым беллетристом и остроумным сатириком. Одним из первых в немецкой литературе Кунау выводит вопросы музыки...

Колокольная образность в русском музыкальном искусстве XIX-начала XX века

Хадеева, Елена Николаевна — Казань, 2004

С момента своего возникновения звоны несли в себе объемные значения, какими не обладали другие инструменты. Как отмечает Оловянишников, звон «. имеет свою важность и значение высокое, даже акустическое, между нашим временем, отдаленным, протекшим и будущим» (цит.: Шариков. J996,с. 7...

Комические оперы Д. Чимарозы 1780-90-х гг.: поэтика жанра и стилистика

Пермякова, Елена Ефимовна — Москва, 2004

Дириндина» Д.Скарлатти, «Служанка-госпожа» Дж.Б.Перголези, «Капельмейстер» и «Тайный брак» Чимарозы. Помимо этого разными коллективами (преимущественно, итальянскими) в последние годы сделаны записи таких опер Чимарозы как «Любовь делает проницательным», «Женские хитрости», «Женщины-соперницы», «Осмеянный фанатик», «Парижский художник», «Трое...

Композиторская режиссура М.П. Мусоргского

Берченко, Роман Эдуардович — Москва, 2004

Необходимость исследования композиторской режиссуры Мусоргского музыковедами многократно усиливается исключительной судьбой его наследия, значительная часть которого и поныне не только не издана, но и попросту неизвестна, - и, как следствие, той важной ролью, которую играет в изучении его сочинений музыкальная текстология. разобраться в которой...

Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э.В. Денисова

Веришко, Ольга Викторовна — Москва, 2004

Характернейшей приметой нашего времени является развернутость музыкальной практики ко всей культурной традиции, стремление объединить стили, разведенные столетиями, что обусловило возрастание удельного веса заимствованного материала. По словам М-Арановского, композиторы «обратили свои взоры в прошлое, пытаясь в опоре на него задержать...

Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника

И Нам Сун — Новосибирск, 2004

Известно, что ладовые системы, опирающиеся на АП, составляют важнейший пласт ладовой организации многих музыкальных культур. Выделяются несколько крупных ареалов распространения АП: Восточная Азия, Поволжье и Приуралье, Америка (Северная и Южная), Западная Африка (см., например [56; 69; 135] и др.). Подобное многообразие...

Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков

Ковалев, Андрей Борисович — Москва, 2004

Обзор научной литературы. Научные работы по данной теме удобнее всего разделить на три основные группы: 1) Богословие, литургика; 2) Духовно-музыкальное искусство; 3) Общие музыкально-теоретические вопросы жанра и формы...

Мифологемы бунта в музыкальной культуре Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия

Курленя, Константин Михайлович — Москва, 2004

Сами культурно-исторические реалии 70-х - начала 90-х годов по-своему уникальны и требуют особого научного подхода, одной из принципиальных черт которого является недопущение намеренного вычленения и дальнейшего изолированного изучения форм художественной деятельности в отрыве от общественно-политических процессов, инициировавших многие творческие...

"Моисей и Аарон" Арнольда Шёнберга: слово. Музыка. Контекст

Суханова, Екатерина Алексеевна — Москва, 2004

Как и когда случилось, что Шенберг стал «понятием», «термином», а не именем? По-видимому, рубежом, разделившим в сознании слушателя Шенберга-композитора и Шенберга — одну из центральных фигур музыкальной культуры XX века, явилось создание им додекафонии. Не случайно в огромном количестве исследований, посвященных додекафонному периоду его...

Монтаж как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина

Синельникова, Ольга Владимировна — Москва, 2004

Формообразование в музыке XX века в определенной степени является и результатом влияния внемузыкальных факторов, порожденных системой культурно-исторических, социально-художественных предпосылок. Одна из них выступает на уровне диалога музыки с другими областями художественного творчества, выраженного в соприкосновении их композиционных...

Московское царство в церковно-певческом искусстве

Рамазанова, Наталья Васильевна — Москва, 2004

Историческими, точнее художественно-историческими источниками, в определенной мере являются все котированные певческие книги, использующиеся в богослужении. В них в особой художественной форме, фрагментарно, или более развернуто, передаются события ветхозаветной, новозаветной истории, истории царств, верховных властителей, церковных иерархов...

Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора

Огаркова, Наталия Алексеевна — Санкт-Петербург, 2004

Границы между двумя типами музык — церемониально-репрезентативной и досугово-развлекательной достаточно подвижны. В государственные праздники входили не только официальные церемонии, организация которых требовала жесткого следования «регламенту», но и развлечения: прогулки с музыкой по Неве или в садах, приватные балы, маскара-Щ ды, приемы...

Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом"

Пак Кюн Син — Москва, 2004

Все самые значительные и величайшие страницы истории Кореи связаны с правлением династии Ли. Уже в первые десятилетия её правления в Корее произошли коренные изменения в политической, экономической и...

Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева

Рыбкина, Татьяна Вячеславовна — Москва, 2004

В отечественном музыкознании ведущая роль принадлежит Б. Асафьеву, который обосновал единство конструктивной (формостроительной) и содержательной (выразительной) функции ритма в восприятии музыки. Трудно переоценить значение выдвинутого им понятия «ритмо-интонация» (РИ), которое акцентирует внимание на художественно-смысловой (интонационной...

Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XX века: становление и развитие

Порфирьева, Елена Васьяновна — Казань, 2004

Подводя итоги проведенного исследования, следует указать, что в истории становления и развития музыкального образования в Казани в обозначенный рамками данной работы период четко выявляются несколько этапов. Каждый из них отличается чертами целостности, а в совокупности они представляют единую линию последовательного формирования и существования...