Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Рукописное наследие С.В. Смоленского, проблемы и задачи целостного анализа

Кабанова, Надежда Ивановна — Москва, 2005

Его научные труды, а также созданная им библиотека церковных раритетов — певческих рукописей Синодального училища заложили фундамент русской музыкальной медиевистики. Плодотворная и многогранная деятельность Смоленского, носившая во многом реформаторский характер, оказала и продолжает оказывать необычайно сильное влияние на музыкальную культуру...

Русская народная музыкальная культура бассейна реки Псёл

Карачаров, Иван Николаевич — Москва, 2005

Материалы, полученные нами в результате полевых исследований на территории Белгородско - Курского пограничья (северо-западные районы Белгородской и юго-западные Курской областей) позволили выдвинуть предположение, что в бассейне реки Псёл расположена стилистически единая песенная традиция, существенно отличающаяся от других известных нам на Юге...

Свойства художественного времени в отечественной инструментальной музыке 70 - 90-х годов XX века

Борисова, Елена Васильевна — Москва, 2005

Художественное время произведения - особая категория, в которой закономерности физической реальности не имеют полноправной власти. Образы «живут» во времени, которое, в отличие от реального, не обязательно является направленным только от прошлого к будущему, но может также претерпевать различные изменения — сжиматься или, наоборот, растягиваться...

Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века

Антипова, Юлия Владимировна — Новосибирск, 2005

Традиционно вторая половина столетия воспринимается как эпоха культа Разума, господства идей Просвещения, время преобразовательной деятельности великих французских энциклопедистов, грандиозных открытий в области научных и гуманитарных знаний, в философии, эстетике. Но не менее важной (и в дальнейшем прогрессирующей) тенденцией времени стала...

Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке

Чжон Сан Ил — Москва, 2005

Корейская традиционная музыка имеет многие черты, сходные с национальной музыкой Китая и Японии. Однако, несмотря на некоторые общие культурные корни, музыка Кореи имеет ряд отличительных признаков. В ряду этих признаков ритмическая организация занимает одно из ведущих, если не самое главное место. Специфика ритма настолько очевидна, что до сих...

Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И. Шаляпина

Кузнецов, Николай Иванович — Москва, 2005

Учение Станиславского общепризнано. Он не только блестяще подтвердил его в своей практике, но и в виде «системы» изложил в научных трудах, адресуя ее драматическому театру...

Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв.

Давыдова, Екатерина Геннадиевна — Москва, 2005

Мы не должны забывать о «своеобразии» пройденного нами пути; начало-середина-конец — эта триада читается как исходный мощный импульс, получивший заключительную реакцию, но не нашедший «разработ...

Творческая деятельность Г.А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе

Паутов, Анатолий Михайлович — Москва, 2005

Расцвету отечественной духовой исполнительской школы в первую очередь способствовали: средства массовой информации; взаимообмен коллективами, отдельными солистами-концертантами, нотными изданиями; участие молодых музыкантов в международных конкурсах и фестивалях, в работе конгрессов и симпозиумов. В недрах этой творческой системы набрал силу целый...

Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом

Кузнецова, Наталья Марковна — Уфа, 2005

В то же время, постижение авторской мысли и сути музыкального произведения всегда было и теоретической, и практической проблемой для любого уровня исполнителей. Пути ее решения многие музыканты искали в опоре на смысловое содержание авторского текста, полагая, что для осознания духовной сущности сочинения необходимо «понимать музыкальный язык...

Творчество Чарльза Айвза в парадигме американского трансцендентализма

Приданова, Елена Владимировна — Нижний Новгород, 2005

Среди множества явлений, оказавших большое влияние на творчество композитора, особенно выделяется американский трансцендентализм3. Однако вопрос о степени воздействия и характере взаимоотношений американского трансцендентализма с творчеством Айвза до сих пор остается открытым. В 30-е годы XX века близкий друг композитора Генри Белламен назвал...

Тембро-сонорный параметр в музыке Эдисона Денисова

Новичкова, Ирина Викторовна — Москва, 2005

В результате сонорика, или музыка темброкрасочных звучностей, становится основным языком современной композиции. Не случайно София Губайдулина назвала наше время этапом освоения сонорного л пространства . Об этом говорят и другие создатели Новейшей музыки...

Типология фольклоризма в русской музыке XX века

Иванова, Лариса Павловна — Санкт-Петербург, 2005

В отечественном музыкознании на протяжении последних десятилетий интуитивно избегалась проблематика, связанная с официально декларируемой категорией народности - одним из «основных эстетических принципов искусства социалистического реализма». Очевидно, в исследовании явления фольклоризма не уйти от идейно-художественных оценок, в том числе...

Традиции древнерусского певческого искусства в творчестве современных композиторов

Бровина, Ирина Валентиновна — Санкт-Петербург, 2005

Основой художественного мышления в Древней Руси был символ. Символ внутренне связан с тем, что он символизирует, он обладает духовной силой обозначаемого. По П. Флоренскому, символ — это явление вовне сокровенной сущности, «воплощение ее во внешней среде».1 Благодаря символической природе, древнерусское богослужебное пение несет в себе огромный...

Традиционная свадьба Смоленщины: адаптация в современности

Тищенкова, Татьяна Владимировна — Ростов-на-Дону, 2005

Изучение свадебных обрядов и входящих в них фольклорных жанров одного из центров западнорусской традиции - Смоленщины - имеет, на наш взгляд, большое значение для обобщающих исследований, посвященных как западнорусской традиции, так и проблеме адаптации фольклора в современности...

"Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера: лейтмотивная система и формообразование

Матросова, Елизавета Валерьевна — Санкт-Петербург, 2005

Специфическая жанровая модель «Нюрнбергских майстерзингеров» ставит перед исследователем другие задачи. Лейтмотивная система этой драмы объединяет в одном произведении материал различной жанровой природы, из чего проистекает проблема целостного единства «Майстерзингеров». Также различная жанровая природа тематизма обуславливает различные формы...

Труба в эпоху барокко

Проскурин, Сергей Георгиевич — Ростов-на-Дону, 2005

Третья немаловажная проблема заключается в понимании специфики различных жанров эпохи барокко, роли данного инструмента в условиях того или иного жанрового контекста, а также его функций не только в плане художественного использования, но и во всем многообразии его бытования...

Феномен "Петербургского текста" в русской камерно-вокальной лирике начала XX века

Билалова, Татьяна Владимировна — Екатеринбург, 2005

Путь, приближающий к разрешению «проблемы рубежа XIX - XX веков», лежит через возрождение затерявшихся в гуле времени голосов русских поэтов и музыкантов, взывающих к человеку, к его субъективным чувствованиям и переживаниям. Этот путь не есть, однако, путь «наименьшего сопротивления». Лирическая концепция мироустройства - порождение особого рода...

Феномен раздельноречия в гимнографии древлеправославного богослужения

Червякова, Екатерина Геннадьевна — Новосибирск, 2005

Необходимо заметить, что наследование того или иного элемента религиозной жизни непосредственно от предшествующего поколения отнюдь не означает, что воспринятые таким образом формы соответствуют традициям более раннего периода. Именно так в XVII в. оказалось забытым изначальное соотношение русского и греческого ритуалов. В тот период, когда Русь...

Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке

Черная, Марина Радославовна — Москва, 2005

На сегодняшний день отсутствует научно обоснованная, базирующаяся на результатах разностороннего анализа каждого отдельного этапа, с определением чёткой периодизации, концепция истории фигурационного письма. Актуальной является также проблема взаимодействия и взаимовлияния русской и зарубежной музыки, особенно на уровне фактурной организации...