Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Свобода творчества и феномен хулиганства в русской лирике Серебряного века

Поварницына, Наталья Сергеевна — Ижевск, 2009

Исследователи поэзии В. Брюсова отмечают предельный эгоцентризм его лирического героя, полагающего абсолютной и безусловной ценностью свободу творческой воли...

Своеобразие художественной детали в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Трофимова, Полина Викторовна — Москва, 2009

По совершенно справедливому замечанию шолоховедов, «"Тихий Дон" произведение емкое, многозначное. Роман Шолохова дает его толкователям большой простор»1. Именно эта многогранность и неисчерпаемость произведения стимулирует появление новых исследований истоков неповторимого художественного мастерства замечательного писателя...

Сенсорные коды поэтики цикла рассказов И.А. Бунина "Темные аллеи"

Фиш, Мария Юрьевна — Воронеж, 2009

И. А. Бунин в своем понимании телесности и ее роли в жизни человека благодаря своей художественной интуиции во многом предвосхитил философские открытия в этой области. В частности, это касается идеи писателя о том, что человек именно по причине своей телесности укоренен в бытии, связан с другими людьми, живущими сейчас или жившими в далеком...

Символ лествицы в русской литературе 1810-х - 1850-х гг.

Коздринь, Ярослав Романович — Омск, 2009

В.Н. Захаров, подчеркивая христианский смысл русской литературы, .указывает: «Идеи преображения, страдания, искупления и спасения стали о характерными идеями русского религиозного менталитета» . Данные религиозные представления сфокусированы и в символе лествицы. Архаическая функция коммуникации миров, которая выделяется в этом символе, в...

Система метафизических мотивов в рассказах Ю. Мамлеева 1960-1974 годов

Кононова, Надежда Юрьевна — Ставрополь, 2009

Понятие «метафизический реализм» стало ключевым определением философско-художественной концепции Ю. Мамлеева. Метафизический аспект авторской концепции раскрывается в так называемой «религии Я», в рамках которой решаются вопросы познания собственного внутреннего и всеобщего Абсолюта, выявляются связи между бытием личным и высшим, постигаются...

Славянофильство и творчество Ф.И. Тютчева

Понкратова, Алла Николаевна — Махачкала, 2009

Предмет исследования — влияние славянофильских взглядов Ф.И.Тютчева на идейно-философское содержание его публицистических произведений и поэтическое творчество...

"Смеховой мир" Е.И. Замятина в контексте народной праздничной культуры

Полякова, Ирина Евгеньевна — Елец, 2009

Все упомянутые выше работы лишь намечают подходы, делают только первые шаги в решении широкой и многосложной проблемы, нуждающейся в комплексном изучении, в развернутом подходе к исследованию творческих контактов писателя с народно-смеховой культурой, в лоне которой сформировался его уникальный дар...

"Смятенный" человек в прозе Л. Бородина

Дружинина, Вера Ивановна — Воронеж, 2009

Вторая- половина XX века связана с появлением когнитивной антропологии и новых понятий: «картина мира», «большая и малая традиция» (Р. Редфильд). Понятийный аппарат учёные дополнили и категорией «сценарий» (Р. д' Андрадо). В основном понятийный- аппарат исследований во многом зависит от того, что исследователи принимают за основополагающие начала...

"Сонеты Солнца, Меда и Луны" К.Д. Бальмонта как итоговая лирическая книга: мифопоэтика и архитектоника

Скок, Тамара Николаевна — Омск, 2009

Создание при университете научной лаборатории по изучению наследия поэта, регулярные научно-практические конференции с приглашением российских и зарубежных ученых, выпуски межвузовских сборников «Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века», «Потаенная литература: Исследования и материалы» и «Филологические штудии...

Социоантропологическая доминанта лирики Е.А. Евтушенко 1950 - 1990-х годов

Кравцова, Ольга Владимировна — Ставрополь, 2009

Социоантропологическая доминанта в лирике Е. А. Евтушенко является единой эстетической системой, основополагающей всего творчества поэта, без её осмысления невозможно правильное понимание его поэзии в целом. Она проходит через все творчество, начинаясь с самых ранних текстов и заканчиваясь текстами последних лет...

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков

Угорова, Екатерина Анатольевна — Саранск, 2009

Лкчуалыюсть исследования. Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала Именно через идеальное человек...

Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI веков

Уторова, Екатерина Анатольевна — Саранск, 2009

В литературе идеал обусловлен прежде всего правдивым отношением к жизни (красота истины), выражением истинных ценностей, а так-же мастерством писателей, создающих форму, гармонически соответствующую содержанию. Таким образом, творчество современных прозаиков Мордовии связано с поиском идеала, гармонии во всех сферах жизни человека: духовной...

Стихия воды в лирике А.С. Пушкина

Дмитриева, Ульяна Михайловна — Новосибирск, 2009

Фольклор через водные метафоры объясняет словесное творчество. А. Афанасьев, опираясь на народный эпос и речевой материал, описывает индоевропейский миф о живой воде, которая является метафорическим осмыслением животворящего дождя и связывается с представлениями о бессмертном пьянящем напитке. Исследователь приходит к мысли о том, что древшя...

Субъектная организация произведений И.С. Тургенева как способ психологического изображения человека

Гареева, Лилия Наилевна — Ижевск, 2009

Л.В. Пумпянский опроверг выводы Овсянико-Куликовского: «.вся особенность тургеневского романа состоит в том, что это не столько роман о герое, как роман о том, является ли герой Действительным героем» [Пумпянский 2000: 383]. Исследователь полагает, что человек изображается...

Судьба поэтического наследия Анны Ахматовой

Крайнева, Наталия Ивановна — Санкт-Петербург, 2009

В настоящее время ситуация с изданием наследия Анны Ахматовой сложилась не лучшим образом: при всем обилии существующих изданий произведений поэта до сих пор нет ни одного не только безукоризненного с текстологической точки зрения, но и просто выдерживающего хотя бы элементарную текстологическую критику. Более того, в многочисленных публикациях...

Сюжетная структура "Поэмы без героя" Анны Ахматовой

Платонова, Юлия Владимировна — Новосибирск, 2009

Цветаева)2 относились к ней скептически. Но это была реакция современников, и «Поэма» «присвоила» себе их отзывы: некоторые из них, вместе с комментариями автора, вошли в «Прозу о Поэме...

Сюжетно-композиционная структура славяно-русской переводной агиографии Киевского периода

Семенюк, Юлия Викторовна — Орел, 2009

Как было показано Д. С. Лихачевым, древняя русская литература появилась как результат «трансплантации» на русскую почву литературы византийской при древнеболгарском посредстве. Это обусловило появление большого количества текстов житий византийских святых, которые не только должны были занимать свое место в порядке церковной жизни, но и оказывать...

Творчество Б. Пастернака как художественная версия философии жизни

Брюханова, Юлия Михайловна — Иркутск, 2009

Предмет нашего исследования — поэтическая философия Бориса Пастернака. Внимание к философско-эстетической концепции поэта обусловлено тем, что Пастернак избирает особый способ художественного осмысления действительности, который своей гибкостью и одновременно системностью наиболее адекватен самому предмету рассмотрения — жизни. Синтез философского...

Творчество В. Набокова "русского" периода в англоязычном литературоведении конца 1990-х - 2000-х годов

Михайлова, Юлия Люсиевна — Орел, 2009

В 1938 году в Нью-Йорке был издан автоперевод романа Набокова «Камера обскура» - «Laughter in the Dark», а спустя три года, в 1941 году, увидел свет первый англоязычный роман писателя «Истинная жизнь...

Творчество Вс. С. Соловьева и проблемы массовой литературы

Васильева, Светлана Анатольевна — Тверь, 2009

Соловьев подразделял свое литературное творчество на три этапа, которые определялись художественными задачами. Первая — «познакомить по возможности самый широкий круг читателей с различными интересными эпохами прошлой русской жизни». Вторая — «исследовать ход и развитие мистицизма в западноевропейском и русском обществе и написать большой роман...