Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Творчество Д.С. Мережковского 1890-1900-х годов

Сергеева, Надежда Михайловна — Кострома, 2009

Сходную позицию занимал И. Ильин. В своей статье «Мережковский — художник» он отмечает, что. писатель «вкладывает в историю свои выдумки, и тасует и колдует в ее материале, заботясь о своих построениях, а совсем не об исторической правде <.> Итак: он злоупотребляет историей для своего искусства и злоупотребляет искусством для своих исторических...

Творчество И.А. Салова в литературном процессе последней трети XIX века

Себелева, Анастасия Валериевна — Тюмень, 2009

Деятельность Салова в контексте русской литературы конца XIX века рассматривалась с точки зрения народнической литературы, а его творческая манера, самобытный стиль не являлись предметом специального научного исследования и этот аспект не получил сколько-нибудь полного освещения ни в критике XIX века, ни в советском и постсоветском...

Творчество Н.М. Минского: феномен этнокультурного самоопределения писателя

Самсонова, Ольга Николаевна — Ишим, 2009

Родившись в 1856 в бедной еврейской семье, проживающей в черте оседлости евреев, Н. Минский жил в благоприятное для русских евреев время. В России была отменена секретная инструкция Николая I о запрещении «евреям занимать государственную должность» [Рессин 2002:82]. В среде еврейской молодёжи в 1860-е годы начался процесс секуляризации, когда...

Творчество Ф.М. Достоевского 40-50-х годов XIX века в пространстве семиосферы русской прозы

Зелянская, Наталья Львовна — Новосибирск, 2009

Однако, как правило, взаимовлияние динамики индивидуально-творческого становления и эстетических экспериментов в рамках эпохи выявляется на примере всего литературного пути Ф М Достоевского, происходит систематизация и обобщение (что логично, особенно для энциклопедических изданий), но при этом выпускается специфика культурно-семиотического...

Творчество Ф.М. Достоевского и древнерусская мистико-аскетическая традиция: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский

Григорьев, Александр Геннадьевич — Москва, 2009

Обращение Достоевского к православной традиции, таким образом, проявляется на двух неотделимых друг от друга и все же подлежащих различению уровнях: личностном, связанном с рецепцией образов конкретных ч древнерусских святых, и надличностном, связанном с восприятием традиции как таковой. Этот двойной «фокус» является организующим принципом работы...

Тема детства в творчестве Н.В. Гоголя

Хусаинова, Оксана Ивановна — Саратов, 2009

В.Ш. Кривонос в монографии «Мотивы художественной прозы Гоголя» пишет о двух мотивах, связанных с темой детства — мотиве «чудесного рождения» и мотиве «ребенка». Особое значение он придает мотиву «ребенка», который рассматривает в Петербургских повестях. Исследователь замечает, что развитие этого мотива у Гоголя связано с...

"Темные аллеи" И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля

Круглова, Анна Алексеевна — Шуя, 2009

Однако, описывая специфику художественного мира И. А. Бунина, авторы этих исследований ограничиваются только общими высказываниями и «уходят» от конкретики, заменяя текстовый анализ абстрактными описаниями...

Типология пространства в раннем творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка

Кунгурцева, Надежда Александровна — Екатеринбург, 2009

Не задалось», «Русалки», «Тайны зелёного леса». Тем не менее, в оценке как раннего, так и позднего творчества Мамина критиков интересовало главным образом то, насколько близок был Мамин-Сибиряк народным массам, а также «влияние передовых традиций классической русской литературы, влияние идей демократии 60-х годов, острая социальная и литературная...

Топика рыцарства в художественной системе Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова

Романычева, Елена Васильевна — Иваново, 2009

В концепции Карла Юнга миф занимает центральное место. Именно через это понятие философ пытается объяснить связь между обществом и личностью, индивидуальным и коллективным. Новаторским в изысканиях К. Юнга было определение мифа как психического явления, отображающего глубинную сущность человеческой природы. По Юнгу миф, как мостик между настоящим...

Трагедия "Владимир Маяковский" в историко-литературном контексте 1910-х годов

Алфёрова, Светлана Викторовна — Москва, 2009

Данное исследование посвящено монографическому изучению трагедии «Владимир Маяковский» в историко-литературном контексте, что дает возможность показать становление Маяковского как поэта и драматурга. При этом ход работы над исследованием и его структуру во многом определял тот факт, что трагедия появилась сначала на сцене в форме спектакля (1913...

Трагедия Е.И. Замятина "Атилла" в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева

Панов, Александр Юрьевич — Тамбов, 2009

В связи с таким подходом к творческому наследию писателя особый интерес представляет современная теория этногенеза — научная концепция выдающегося этнолога, историка, географа, поэта и переводчика Льва Николаевича Гумилева (1912 — 1992): некоторые вопросы, волновавшие Замятина на всем протяжении его творческого пути, и научные открытия, заметно...

Традиции англоязычной поэзии XIX века в лирике К.Д. Бальмонта

Серебрякова, Ольга Михайловна — Москва, 2009

В.Брюсов в период 1903-09 гг. написал шесть рецензий на стихотворные сборники К.Бальмонта. В 1912 г. критик объединил их в цикл из четырех статей: «Будем как Солнце» (1903), «Куст сирени» (1905), «Злые чары и жар-птица» (1908), «Зеленый вертоград и хоровод времен» (1909). А в 1921 г. была опубликована статья В.Брюсова «Что же такое Бальмонт...

Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины XX - начала XXI вв.

Серафимова, Вера Дмитриевна — Москва, 2009

При генетическом рассмотрении литературы, как с ее формально-структурной стороны, так и в глубинных содержательных аспектах, понятие «традиция» играет весьма ответственную роль, является ареной серьезных расхождений и мировоззренческих противостояний. По словам А М Панченко, культура (в том числе литература как словесно-художественное ее...

Традиции А.П. Чехова в современной русской драматургии

Мищенко, Татьяна Александровна — Астрахань, 2009

Основанием для сравнительного анализа служат как литературные факты (пьесы с одноименными чеховским заглавиями, присутствие чеховских персонажей в произведениях современных авторов), так и факты биографического характера, демонстрирующие глубокую связь вышеназванных авторов с литературной традицией А.П. Чехова...

Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии XX - начала XXI веков

Шахматова, Татьяна Сергеевна — Казань, 2009

В своей работе мы рассматриваем эти жанры вместе. Водевиль и мелодрама приходят на русскую сцену почти одновременно со сцен европейских театров. Появление их и расцвет в Европе был связан с событиями Великой французской буржуазной революции и утверждением романтизма в литературе. Генетически это жанры массового уличного революционного театра...

Традиции "идеологического романа" Ф.М. Достоевского в русской прозе конца XIX начала XX века

Богданова, Ольга Алимовна — Москва, 2009

Временные рамки нашего исследования располагаются внутри того типа художественного сознания, который в названной выше статье определен как «"индивидуально-творческий, или исторический" (т.е. опирающийся на принцип историзма)» и начало которого отнесено к концу ХУШ века. Таким образом, и русская классическая литература (к которой в целом...

Традиции народной смеховой культуры в творчестве Е.И. Замятина

Жукова, Елена Алексеевна — Тамбов, 2009

Интерес к изучению связей произведений Е.И. Замятина с народной смеховой культурой и аналогичным вектором древнерусской литературы обусловлен и творческим методом писателя, отразившим специфику развития русской литературы начала XX века, когда реализм был потеснен неореалистическими тенденциями с обостренным вниманием художников к истокам...

Традиции Н.С. Лескова в творчестве В.М. Шукшина

Мухтарова, Дильбар Равилевна — Тюмень, 2009

Как справедливо замечают авторы специальной работы, нет «другого такого писателя-классика, с творчеством которого шукшинский текст обнаруживал бы такие устойчивые и глубинные связи. Обоих писателей роднит знание народа: оба вышли из глубины народной жизни»1...

Универсалии смеховой культуры в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина

Роготнев, Илья Юрьевич — Пермь, 2009

Социально-политическая, реалистическая, «революционная» сатира Щедрина, на первый взгляд, совершенно не относима к тому специфическому феномену, который мы называем смеховой культурой. Сложившиеся представления о смеховой культуре обычно предполагают рассмотрение ее в рамках фольклорной и книжной средневековой традиций, связывают ее, таким...

Фантастическое в поэтике "таинственных повестей" И.С. Тургенева

Скуднякова, Елена Владимировна — Саранск, 2009

Кроме того, концептуальный анализ поможет дополнить понимание особенностей «тайного» тургеневского психологизма, а также идейно-философское, нравственно-этическое и автобиографическое содержание «таинственных повестей...