Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Проблемы интерпритации трактатов о музыке эпохи Сефевидов
Шамилова, Гюльтекин Байджан кызы — Москва, 1996Высокая семиотичность исламской (и не только исламской) средневековой культуры приводит к убеадению о невозможности поллой дешифровки порожденных ею текстов, в том числе трактатов о музыке лишь методом традиционного описательно-исторического анализа. И тем более данный подход не результативен, если определяющим фактором породившей их культуры...
Проблемы композиции в музыкально-теоретических трудах Пьера Булеза
Петрусева, Надежда Андреевна — Москва, 1996Особенно важным для Булеза становится дальнейшее развитие двенадцатитоновостн и серийности, что концентрируется в методе сериализма. Сериализм как символ интеллектуальной свободы является тем духовным движением, которое Булез в течение длительного периода времени намечал, создавал и отстаивал в своем творчестве, в музыкально-теоретических текстах...
Проблемы реконструкции знаменного роспева XII-XVII веков
Школьник, Марина Генриховна — Москва, 1996Древнерусские церковные песнопения представляют собой важный пласт отечественной духовной культуры. Многие из них продолжают звучать в старообрядческих общинах, концертных залах, в монастырях. Звучащий репертуар доносит до нас знаменный роспев в том виде, в каком он зафиксирован в крюковых рукописях второй половины ХУП века и нотолинейных...
Проблемы содержания музыки и музыкальное искусство Азербайджана
Карпычев, Михаил Георгиевич — Москва, 1996Теория музыкального содержания постепенно формируется. Процесс этот при всей его активности пока не завершен. В подтверждение этого и для более конкретного обоснования научной актуальности нашей работы приведем ряд высказываний музыковедов. Ю.Пльхов, говоря об общетеоретических проблемах содержания м.узыки, пишет, что проблемы художественного...
Проблемы темообразования в симфониях Мясковского
Севостьянова, Лилия Васильевна — Ростов-на-Дону, 1996Одновременно в работе учитывается тот неоспоримый факт, что темообразующие процессы в симфониях Мясковского включают в себя к многие другие аспекты. Не становясь объектами специального рассмотрения, они фиксируются рассредоточенно, но достаточно регулярно и главным образом - в конкретных анализах. Вместе с тем, такой важнейший фактор "траектории...
Пьеса как источник оперного спектакля (драматургия Г. Мусрепова в казахской опере)
Ордалиева, Жанат Сейдильдаевна — Москва, 1996Интегрирующие тенденции в музыке наиболее широко и многопланово [роступают в ее контактах с литературным творчеством. В истории :ультуры сфера музыкально-литературных взаимосвязей имеет глубокие :орни. Порой выявление именно синтезирующих факторов становится [еобходимым при анализе литературных и музыкальных произведений, так :ак только в этом...
Развитие активности музыкального сознания
Токарская, Марина Николаевна — Москва, 1996Активность сознания — качество, обозначающее дналектичность отношения человека и познаваемого им объекта, является важнейшим условием целостного восприятия и интерпретации музыкального произведения. В итоге именно активность музыкального сознания определяет потребность общения с музыкой как эстетически и духовно значимым искусством, стремление...
Региональные, ретроспективные и интегративные аспекты развития немецкой музыки второй половины ХХ в.
Юдкин, Игорь Николаевич — Киев, 1996Эти обстоятельства содействовали росту весомости в общей нуль-туротворческой ситуации тех тенденций, которые в мировом контексте занимали не магистральное, а периферийное место. Рост внимания к культуротворческой "периферии" был созвучен таким специфическим условиям художественной жизни Германии XX в., как усиление региона лиомких тенденций. Эти...
Русские календарные песни Сибири
Леонова, Наталья Владимировна — Новосибирск, 1996Научная новизна работы. Впервые в российском этномузыковедении предпринимается комплексное изучение сибирских календарных песен, функционировавших в условиях фольклорной системы позднего формирования. Введение в научный обиход значительного по объему песенного материала позволяет, с одной стороны, обнаружить его региональное своеобразие...
Русское строчное многоголосие: Текстология, стиль, культурный контекст
Конотоп, Анатолий Викторович — Москва, 1996Известно, что памятники многоголосия содержатся в рукописях в своеобразном музыкально-билингвистическом виде: один и тот же музыкальный текст, одно и то же музыкальное произведение во второй половине ХУП - начале ХУШ в. может быть записано как невменной, так и линейной нотацией. Поэтому первый и самый главный вопрос для нас заключается в том...
Серийная музыка
Курбатская, Светлана Александровна — Москва: ТЦ "Сфера", 1996Наряду с развитием серийного принципа музыки эволю-онировала и соответствующая ему научно-теоретическая база, ногие понятия уточнялись, обогащались новым содержанием, есмотря на относительно устойчивый терминологический ппарат и практику применения отдельных понятий, сложив-уюся к настоящему времени, все же необходимо еще раз уточнить ерминологию...
С. И. Мамонтов, Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский - реформаторы оперного искусства в России конца XIX - начала XX веков
Кузнецов, Николай Иванович — Москва, 1996Наконец, нельзя не учитывать что во многом аналогичные с Россией процессы развития взглядов на целостность спектакля происходили тогда в масштабе общеевропейского театрального искусства. Хотя здесь - особенно в области оперной режиссуры - опасно проводить слишком конкретные параллели из-за очень большого различия традиций постановки оперных...
Скотоводческие заговоры теленгитов
Кондратьева, Наталья Михайловна — Новосибирск, 1996Традиция скотоводческих заговоров, относящаяся к обрядовой сфере народных культур, широко распространена у тюрков и монголов, населяющих территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Закавказья. По культурным представлениям, заговоры, поющиеся самкам домашних животных в случаях их отказа от кормления новорожденных детенышей, при...
Скрипичное творчество Г.Ф. Телемана: история, стиль, проблемы интерпретации
Рабей, Владимир Осипович — Москва, 1996Приобщение музыкальной аудиторий к Телеману шло и продолжает идти под знаком преобладания его инструментальной музыки, для воплощения которойдостаточны экономные, мобильные исполнительские средства. Не случайно пропагандистами Телемана являются в первую очередь наши камерные оркестры и ансамбли, специализирующиеся на' исполнении старинной музыки...
Теоретические основы современной гармонии. Учебное пособие для специальных курсов музыкальньк вузов и колледжей
Шульгин, Дмитрий Иосифович — Москва, 1996Задачей работы является также создание краткого специального научно-учебного пособия в форме "лекций-конспекта", которое могло бы использоваться в первую очередь педагогами, ведущими курс современной гармонии на теоретическом отделении музыкального училища, как основа для построения соответствующего этому курсу лекционного материала, а также нашло...
Типовые музыкальные формы и логос времени-пространства
Васильева, Надежда Васильевна — Саратов, 1996Бесспорно, что в настоящее время назрела необходимость создания стройной теории музыкального времени и пространства, причем в единстве этих теорий — как теории хронотопа. Задача такой целостности обусловлена, с одной стороны, взаимозависимостью самих параметров времени и пространства, д с другой, — культурологической общностью парадигмы...
Традиция домбрового кюя в казахской опере
Джоламанова, Гульсара Джалгасбаевна — Алматы, 1996Современное оперное искусство Казахстана - сфера активного и самобытного претворения национальных музыкальных традиций. В нем широко представлено многообразие жанров и форм песенной и инструментальной культуры казахов. Однако если народно-песенные истоки оперы - достаточно изученное в казахском .музыковедении явление, то проблема претворения в ней...
Традиция староболгарской культуры в болгарской музыке XX века
Палиева, Анда Божедарова — Москва, 1996Предмет данной работы — музыка болгарских композиторов последних десятилетий, прежде всего — их произведения кантатно-ораториального жанра. Будучи сравнительно мало изученными, они дают богатый материал для осмысления путей развития современного музыкального искусства как части целостной традиции музыкальной культуры Болгарии. Уже по самой своей...
Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпретации
Денисов, Николай Григорьевич — Москва, 1996Специфически русское религиозно-духовное движение - раскол, -возникшее в России в середине XVII века, разделило некогда единую нацию на два враждебных лагеря. История раскола полна драматизма и пронизана трагическими событиями. Жестоко преследуемые за свои убеждения, люди доходили до выражения протеста в крайней форме - в виде самосожжения...
Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке
Касымходжаева, Саида Батыровна — Ташкент, 1996Обращение к избранному кругу проблем актуализируется и пристальным в настоящее время вниманием к рассматриваемому периоду в истории Узбетсистана: проблема выбора пути дальнейшего развития стимулирует повышенный интерес к прошлому, и, в частности, к формированию научных представлений о музыке. Ибо глубокое познание исторических фактов крайне...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- ...
- 94
- Следующая страница »