Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Симфоническое творчество С. Слонимского

Умнова, Ирина Геннадьевна — Новосибирск, 1995

Постоянный интерес к оркестровому и сценическому творчеству обусловлен прежде всего тем. что обе сферы способны вобрать в себя ведущие' тенденции развития как искусства, так и человеческой духовности. Поэтому своеобразный диалог, как бы возникающий между некими универсалиями - Театром к Симфонией, также требует пристальног4 рассмотрения...

Система контрастов в сонатной форме Гайдна (на материале фортепианных камерных сочинений)

Белянская, Нина Вадимовна — Москва, 1995

Новизна и практическая значимость работы состоит в том,'-что явления контраста в сонатной форме впервые исследуются как единая система сложно-соподчиненных тематических отношений. Установленный многомерный подход способствует раскрытию ранее оставшихся без внимания сторон организации и содержания гайдновской сонатной формы и, в конечном счете...

Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики

Рубина, Мильнер Евгения — Санкт-Петербург, 1995

Отдавая должное этой работе как первой и пока единственной попытке изучения вопроса о происхождении смычковых хордофонов и рассмотрения отдельных аспектов истории струнно-смычкового исполнительства Мексики, нельзя в то же время удовлетвориться тем, что данная тема, столь богатая именами, событиями и определенными достижениями, представлена только...

Смычковые инструменты в истории музыкальной культуры Мексики (в период с XVI века до второй половины XX века)

Мильнер, Евгения Рубина — Санкт-Петербург, 1995

Научная новизна работы состоит в той, что история струнно-смыч-кового исполнительства Мексики впервые становится объектом специального научного исследования и анализируется в культурном и исто-рико-социальном контексте. Здесь также применен новый для мексиканского музыковедения комплексный подход к изучению смычковых хордофонов, соединяющий...

Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке (К. Штокхаузен, Д. Лигети: 1960-80 г. г. )

Тюлина, Светлана Владимировна — Москва, 1995

В процессе музыкальной эволюции, наблюдаемой даже на относительно коротких временных отрезках, оказывается важным фиксировать "состояние" * художественной системы как целостного образования, включающего определенные элементы и их структурные связи. Значительная активизация всех "параметров", стимулированная сериализмом, затронула и...

Стравинский и Чайковский

Жуковская, Галина Анатольевна — Москва, 1995

Мы стремились показать разные уровни н грани проблемы: исследовав музыкальные, эстетические, литературные вопросы, воссоздать наиболее целостную картину...

Таузская школа ашыгов Азербайджана

Керимов, Азад Керим оглы — Баку, 1995

Искусство азербайджанских ашыгов являете» одним из древнейших пластов му-ямачыт-поэтическог»> наследия азербайджанского народа. Будучи .историческим продолжением искусства озачон, оно вобрало и органически сочетает в себе музыку (пениг и инструментализм) и поэзию, танец и пантомиму, театрализованное действие и риторику. Многовековой путь развития...

Творческая интерпретация космоса в музыке XX века

Горячкина, Евгения Андреевна — Москва, 1995

В первой главе — «Энергетизм научного и художественного мышления» выделяется наименее изученный аспект проблемы соответствия закономерностей организации космической и музыкальной материи, а именно — энергоинформационный. Основанием для энергоинформационного изучения музыкальной ткани послужила гипотетическая теория А.Чижевского о влиянии солнечной...

Творческий процесс в классической музыке Востока

Юнусова, Виолетта Николаевна — Москва, 1995

Классическая музика Востока, именуемая н музыкознании так же классикой высокой традщии, классикой устной традиции, народю-профессионалыюй классикой, сложилась в городской среде и представлена рядом локальных трздищй и жанров: восточной и западюй нубой, египетским васлем, арабским макамом, иранегап.и дзет-гах, азербайджанскими иугачэми-дестгях...

Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача

Берлянчик, Марк Моисеевич — Москва, 1995

Актуальпость и постановка проблемы исследования. Духовное возрождение России, обновление путей развития отечественной культуры, становление человека как творческой Личности нуждаются в значительном повышении социальной роли Музыки, приближении ее различных отраслей к насущным потребностям культурной практики. Важнейшая роль в этом принадлежит...

Традиции искусства хафизов Ферганской долины (на примере творчества Содирхои-хофиза, Журахона Султонова, Расул Кори Мамадалиева)

Бегматов, Соибжон Махмудович — Ташкент, 1995

Изучение национального опыта астатической а творчеовой даятель ноо^п , как известно, обязательная основа дня полноценного а непрерывного существования классических художественных традиций любого народа, неохъемдеыая соатавнэя чаоть процесса их дальнейшего раэвитшя а новых »юторичеаких условиях. С этой точна зрения, огш-гим, чю усилия учётах по...

Традиции песенно-эстрадного искусства Египта и Узбекистана (на примере творчества Умм Кульсум и Батыра Закирова)

Аманмурадова, Саадат Чарыевна — Ташкент, 1995

Вместе с тем, в новых условиях общественный статус и условия функционирования традиционной музыки подвергаются значительным изменениям. Так, наряду с историческими формами её. бытования в жизни общества, возникают и несколько иные, обнаруживающие сходство с различными видами и способами репрезентации европейской музыкальной практики. Традиционная...

Универсальная музургия Афанасия Кирхера

Насонов, Роман Александрович — Москва, 1995

Анализ трактата останется неполным, если упустить из виду важнейшие для его целостного осмысления историографические разделы. Место музыкальной иеюриофафии XVII века - эпохи, значение которой для формирования музыкально исторического сознания в ею нынешнем виде трудно переоценить. - - лучше веет определяется в рамках такой всеохватной...

Фактурно-гармоническая система позднего периода творчества а.Н. Скрябина (опыт комбинаторного анализа)

Фадеева, Екатерина Владимировна — Киев, 1995

Протягом ряду дссятил1ть тпорч1сть пидатпого pociiicbKoro композитора О.М.Скрябша прнпертае пнльну упагу достдниюв-музикознашнв. Про нього видат числеиш npaui, що висв1тлюють достатиьо широке коло питапь, як! або не мають прямого виношення до mopin композитора, або Ticno змикаються з...

Феномен традиционного инструментального многоголосия

Бояркин, Николай Иванович — Санкт-Петербург, 1995

Плодотворное .многоаспектное исследование многоголосия, его живой звучащей .материи стало возможным с появлением новых способов фиксации материала, каковыми являются многоканальная звукозапись напевов и наигрышей и последующая их партитурная транскрипция. Они определили собирательскую деятельность в последние десятилетня и в мордовской...

Французский музыкальный экзотизм конца XIX-XX веков: к проблеме взаимодействия культур Запада и Востока

Герштейн, Элина Георгиевна — Москва, 1995

Двойственная природа межкультурного диалога заключается как в осознании чужого сравнением с своим, так и в осознании себя через отражение в поверхности чужого. Культура теряет свою замкнутость, будучи пронизанной током сравнения-сопоставления. По определению современных ученых, любая культура уже есть форма общения, диалога, "это грань культур...

Хоровое пение мальчиков в России: традиции и современность

Тараканов, Сергей Александрович — Ростов-на-Дону, 1995

Более тысячи лет богослужебное пение представляет собой важнейшую часть русской национальной певческой культуры. Оно занимало эту часть и последние почти восемьдесят лет, находясь в изоляции, под угрозой полного уничтожения. Поворот общества и школы к церкви необходим для воскрешения и развития богослужебного пения и неразрывно связанной о ним...

Чувашская народная музыкально-поэтическая система и ее инонациональные параллели

Кондратьев, Михаил Григорьевич — Москва, 1995

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Отталкиваясь от эмпирического знания (накопленного в полевой-экспедиционной, транскрипционной и эдиционной практике) и стремясь к фронтальному охвату всей совокупности доступного материала (в частности, этот метод находит применение в комментариях к опубликованным автором песням), автор переходит от...

Эволюция австро-немецкого скрипичного концерта от Бетховена до Брамса

Солнцев, Владимир Владимирович — Санкт-Петербург, 1995

Примером тому может служить проблема особотюстоР пстора-ческого развития разновидностей концерта, сбусдовлшстая спсцз-fíücoP тогразителънкх своРетз солирутоиг инструментов /Тюртепяа-по, скрипки, виолончели я т.д./. На сегодкюниЯ день ока по шо-ет достаточного освещения,ххотя многие замечания по даяноиу поводу; содврздашеся в исследованиях...

Эволюция религиозного мироощущения в итальянской духовной музыке второй половины XVI - начала XVII веков

Шуранов, Виталий Александрович — Москва, 1995

Вот почему исследование духовной музыки как образа меняющегося религиозного мироощущения представляется адекватным, уместный и актуальным. Восстановив преемственную связь культуры Возрождения со Средневековьем, мы приблизимся к понимании е» сакрального гуманизма...