Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

"Богогласник" в контексте украинской духовнопесенной традиции XVII-XVIII в. (до проблем музыкального источниковедения)

Медведик, Юрий Евгеньевич — Киев, 1994

Однією з малодосліджених сторінок національного музичного надбаи-ня є українська духовна пісня ХУІІ-ХУІИ ст. та її перша нотована антологія "Богогласник" (Почаїп, 1790-1791 рр.). Однак, цс 11 могутнії! музично-поетичний духовнопісенниіі пласт, який уможливив появу почаїпської антології дійшов до нас переважно у писемній формі. Тому основним...

Взаимодействие принципов формообразования и его роль в генезисе классических форм

Рожновский, Вячеслав Георгиевич — Москва, 1994

Однако, принято считать» что взаимодействие и синтез принципов формообразования и, соответственно, синтетические структуры /"смешанные формы"/ встречаются лишь начиная с XIX века /эта точка зрения отражена во всех учебниках/. Веским аргументом в пользу такой позиции выглядит общераспространенная концепция "изначального" или "первобытного...

Виды фактурной организации в современной башкирской народно-инструментальной культуре

Рахимов, Равиль Галимович — Москва, 1994

Башкирская музыкальная культура - наследие,уходящее своими корнями в глубокую древность.Ее изучение началось сравнительно недавно - порвому подробному исследованию исполнилось всего сто лет,а регулярный поиск и систематизация пеоенно-ин-струмэнталыюго творчества башкир начались только в 20-30 годы XX века.Уже первые материалы показали,что речь...

Византийская стихира V - XII вв. (музыкальный и литургический аспекты)

Школьник, Ирина Генриховна — Москва, 1994

Стихира - один из основных жанров византийской гимнографии. Стихиры многократно исполняются в течение дня, составляют важную часть ежедневного и праздничного богослужения. Тысячи стихирарных текстов содержатся в служебных и певческих книгах. Напевы стихир хранят историю богатой певческой культуры, они доступны и сегодня благодаря возможностям их...

Вокальная школа Московской консерватории. Том 1

Яковлева, Антонина Сергеевна — Москва, 1994

В вокальном искусстве национальная специфика находит значительно более яркое выражение, нежели в других видах музыкального творчества* ибо она связана с фонетическими особенностями языка, с необходимостью выразительного донесения речевого текста в музыке...

Вопросы анализа современной мелодики

Титова, Татьяна Андреевна — Москва, 1994

Сегодня понятие мелодии охватывает огромный мир разнопорядковых, разноуровневых интонационных явлений. Уже фактом своего существования они определяют особое, универсальное и в то же время уникальное значение категории мелодии в системе музыкального мышления. «Мелос объединяет все, что касается становления музыки, — ее текучести и протяженности...

"Восток" Густава Малера (культурно-исторические предпосылки, поэтика претворения)

Петрова, Галина Владимировна — Санкт-Петербург, 1994

Одна из многочисленных проблем, выдвигаемых бытием музыки Малера в сегодняшнем мире - "Восток-Запад". В последнее время она активно выступает на авансцену малероведения. На одном из недавних интернациональных конгрессов "Густав Малер - Новая космология музыки" (симптоматично, что он состоялся в Японии) прозвучала мысль, что "дальневосточная...

Гармоничные аспекты современной композиторской техники (на примере симфонического творчества Е. Станковича)

Дугина, Татьяна Евгеньевна — Киев, 1994

Актуальн!сть дисертанг! посилюеться на перетшп проблем теор!I композищ I та гармояП й зумовлюеться комплексом факто-р!в. По-перие, загалъним станом комяозиторсько! творчост1 ос-танн1Х роктв. драгнення композиторов до уза.'альнення набутого досв1ду вне не потребуе радикальких шновац!й I сприяе утворен-ню нових цШсностей в меяах типового...

Динамика фольклорной традиции (песенный фольклор украинских переселенцев Новосибирского Приобъя)

Тюрикова, Елена Витальевна — Киев, 1994

Актуальність течи. Етномузикознавство визнав, що за всів і свовї консервативності фольклор, опорою якого е традиційність, незмінність і стабільність, знаходиться у постійному русі та оновленні, тобто виявляє себе динамічно. Не випадково основна проблематика досліджень тісно пов’язана з поняттям динаміки фольклору. Динаміка як рух і активність...

"Додекахорд" Г. Глареана. К исследованию двенадцатиладовои теории по первоисточнику

Клейнер, Борис Аркадьевич — Москва, 1994

Одно из центральных событий истории музыки в 16 в.-появление лвенад-цатилаловой теории Глареана ("Додекахорд", 1547) - до сих пор недостаточно изучено. При этом наблюдается парадоксальная ситуация необходимости возрождения отнюдь не забытого, но большей частью неизвестного в деталях и не вполне -верно понимаемого источника. Во многом это...

Жанр симфонического мугама и его художественно-историческое значение

Байрамалибейли, Нармина Энвер кызы — Баку, 1994

П «Ю-5 - '-С-с ГО ян г,п ЗЧТООПТЛ "ГСрЯчуп ТО"Ку" пто<1дсчм КОЙТЯКТЧ ?<7ЯИК9Л»<Ч!»Х ку чадчгр Рестокп И ?чпппя, косвпцуяся пгпегектш» -рчя-Г'ИоТР!' "Г-ПЯЛЬЮ* »»уцщи устной трчппши С С»,ЧТРХв...

Зеркальная симметрия как драматургический и формообразующий принцип в музыке XIX — первой половины XX века

Гончаренко, Светлана Сергеевна — Москва, 1994

Зеркальная симметрия музыкальной целостности в стиле классицизма сведена к емкой и лаконичной формуле реприэной трехчастности, которая создает эквивалент главной оппозиции классической функциональной гармонии: устой - неустой - устой. Это обусловливает всепроникающее действие композиционной схемы А В А. Она кладется в основание иных классических...

Илья Сай - "Композитор на театре" (художник в зеркале "Серебряного века")

Панова, Жанна Валерьевна — Москва, 1994

Здесь особый интерес представляет музыкальность и театральность эпохи. В творчестве И.Саца пересеклись ведущие для того времени виды искусств. Музыка находилась на вершине иерархии искусств, даже качество поэзии и живописи поверялось внутренней музыкальность». Театр же был растворен в самой жизни, проявляясь порой самым неожиданным образом...

Илья Сац-композитор на театре

Панова, Жанна Валерьевна — Москва, 1994

Музыкознание традиционно редуцировало полнокровный поток музыкальной жизни, обходя молчанием разнообразные явления, не укладывающиеся в отстоявшуюся систему привычных имен, жанров. произведений. Предреволюционный период истории музыки представлен лишь несколькими наиболее известными именами. Но если нельзя сказать, что мы обладаем объемным...

Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции

Кудряшов, А. Ю. — Москва, 1994

Таким образом нам удалось доказать, что в появлении в середине XIX столетия особой области исполнительства вместе с присущим ему типом творчества - исполнительской интерпретации - нет ничего случайного и загадочного: это -закономерный и вполне объяснимый результат длительной эволюции европейского музыкального исполнения. Историческая "горизонталь...

Камерно-вокальные жанры в России Пушкинской поры: к проблеме романтизма в русской музыке

Хвоина, Ольга Борисовна — Москва, 1994

Рассмотрение всех названных проблем способствует решению актуальнейшей для отечественного музыкознания задачи: выявления самобытности русского музыкального романтизма как одной га национальных «рорм общеевропейского художественного нап{>аиления XIX века...

Камерное творчество Бориса Чайковского (Некоторые аспекты исполнительского анализа)

Серова, Генриетта Алексеевна — Санкт-Петербург, 1994

Первый раздел Введения (Борис Чайковский. Портрет музыканта) представляет собой портрет Б.Чайковского как музыканта, личности, человека. В камерном искусстве, обладающем особой доверительностью авторского высказывания, в большей степени, чем в других жанрах музыкального творчества., можно шаг за шагом проследить не только эволюцию музыкального...

Конфликт в лирической опере второй половины XIX века

Демина, Ирина Константиновна — Ростов-на-Дону, 1994

Потребность в подобной постановке проблемы обусловлена рядом факторов,-, ореди которых наиболее существенным, представляется. малая изученвооть вопрооа, црактичеокое отсутствие теории конфликта, его типология, в том числе применительно^ к опере...

Концерты органной музыки в Петербурге во второй половине XIX - начале ХХ века

Князева, Жанна Викторовна — Санкт-Петербург, 1994

В ораториальных концертах принимали участие певческое общество данной церкви и органист. Смешанные програшы тех лет тоже были почти исключительно органно-вокальнымп: открывало и завершало музыкальный вечер, обычно, выступление органиста /который иногда исполнял еще 1-2 небольшие композиции в середине программ/, ме.жду органными соло звучали...